Уроки на 5


Готовые работы для студентов: контрольные, курсовые, рефераты, дипломные работы и литература

Курсовая работа
Задание, которое выполняется студентами высших учебных заведений в определённый срок и по определённым требованиям. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности.
Дипломная работа
Один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Реферат
Письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.
Контрольная работа
Промежуточный метод проверки знаний учащегося или студента. Обычно проходит в письменном виде и на уроке и этим отличается от домашней работы. В ходе контрольной работы ученики обычно не имеют права пользоваться учебниками, конспектами и т. п. После серии контрольных работ и ответов на уроке, в конце учебного года или по семестрам назначается экзамен и зачёт.
Литература
В широком смысле совокупность любых письменных текстов. К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц — иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии, но все-таки определённой).
 

ЕГЭ 2011 по информатике. Тест

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2011 года по информатике.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут). Экзаменационная работа состоит из 3 частей, содержащих 32 задания. На выполнение частей 1 и 2 работы рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий части 3 – 2,5 часа (150 минут).

Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 10 заданий с кратким ответом (к этим заданиям вы должны самостоятельно сформулировать и записать ответ).

Часть 3 состоит из 4 заданий. Для выполнения заданий этой части вам необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

В экзаменационных заданиях используются следующие соглашения:

1. Обозначения для логических связок (операций):
a) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается ¬ (например, ¬А);
b) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\ (например, А /\ В) либо & (например, А & В);
c) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается ∨ (например, А ∨ В);
d) следование (импликация) обозначается → (например, А → В);
e) тождество обозначается ≡ (например, A ≡ B). Выражение A ≡ B истинно тогда и только тогда, когда значения A и B совпадают (либо они оба истинны, либо они оба ложны).
f) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0 – для обозначения лжи (ложного высказывания).

2. Два логических выражения, содержащих переменные, называются равносильными (эквивалентными), если значения этих выражений совпадают при любых значениях переменных. Так, выражения А → В и (¬А) \/ В равносильны, а А \/ В и А /\ В – нет (значения выражений разные, например, при А = 1, В = 0).

3. Приоритеты логических операций: инверсия (отрицание), конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), импликация (следование). Таким образом, ¬А /\ В \/ С /\ D означает то же, что и ((¬А) /\ В) \/ (С /\ D).

Возможна запись А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А \/ В \/ С вместо (А \/ В) \/ С.

Часть 1

При выполнении заданий этой части из четырех предложенных вам вариантов ответа выберите один правильный. В бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

  • A1.

    Дано А=A716, B=2518. Какое из чисел C, записанных в двоичной системе, отвечает условию A<C<B?
    1) 101011002
    2) 101010102
    3) 101010112
    4) 101010002

  • A2.

    Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 20 символов, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на
    1) 320 бит
    2) 20 бит
    3) 160 байт
    4) 20 байт

  • A3.

    Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы:

    Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.
    Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.
    Определите, по какой из масок будет выбрана указанная группа файлов:
    1234.xls
    23.xml
    234.xls
    23.xml

    1) *23*.?x*
    2) ?23?.x??
    3) ?23?.x*
    4) *23*.???

  • A4.

    Чему равна сумма чисел 578 и 4616?
    1) 3518
    2) 1258
    3) 5516
    4) 7516

  • A5.

    Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из символов А, Б, В и Г, используется неравномерный (по длине) код: А-00, Б-11, В-010, Г-011. Через канал связи передается сообщение: ГБВАВГ. Закодируйте сообщение данным кодом. Полученную двоичную последовательность переведите в шестнадцатеричную систему счисления. Какой вид будет иметь это сообщение?
    1) 71013
    2) DBCACD
    3) 7A13
    4) 31A7

  • A6.

    Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию населенного пункта ЛИСЬЕ и обнаружил следующее расписание автобусов для всей районной сети маршрутов:

    Пункт отправления Пункт прибытия Время отправления Время прибытия
    ЛИСЬЕ ЗАЙЦЕВО 07:50 09:05
    СОБОЛЕВО ЛИСЬЕ 08:55 10:05
    ЕЖОВО ЛИСЬЕ 09:05 10:15
    ЗАЙЦЕВО ЕЖОВО 10:00 11:10
    ЛИСЬЕ СОБОЛЕВО 10:15 11:30
    ЛИСЬЕ ЕЖОВО 10:45 12:00
    ЗАЙЦЕВО ЛИСЬЕ 11:05 12:15
    СОБОЛЕВО ЗАЙЦЕВО 11:10 12:25
    ЕЖОВО ЗАЙЦЕВО 12:15 13:25
    ЗАЙЦЕВО СОБОЛЕВО 12:45 13:55

    Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте ЗАЙЦЕВО согласно этому расписанию.
    1) 09:05
    2) 12:15
    3) 12:25
    4) 13:25

  • A7.

    Лена забыла пароль для входа в Windows XP, но помнила алгоритм его получения из символов «A153B42FB4» в строке подсказки. Если последовательность символов «В4» заменить на «B52» и из получившейся строки удалить все трехзначные числа, то полученная последовательность и будет паролем:
    1) ABFB52
    2) AB42FB52
    3) ABFB4
    4) AB52FB

  • A8.

    Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы, в котором a, b и с – переменные вещественного (действительного) типа.

    Бейсик Паскаль
    a = 120
    b = 100
    a = a + b / 2
    IF b < a / 2 THEN
    c = b + a
    ELSE
    c = b + a / 2
    ENDIF
    a := 120;
    b := 100;
    a := a + b / 2;
    if b < a / 2
    then
      c := b + a
    else
      c := b + a / 2;
    Си Алгоритмический
    a = 120;
    b = 100;
    a = a + b / 2;
    if (b < a / 2)
      c = b + a;
    else
      c = b + a / 2;
    a := 120
    b := 100
    a := a + b / 2
    если b < a / 2
      то c := b + a
      иначе c := b + a / 2
    все

    1) c = 105   2) c = 160   3) c = 185   4) c = 270

  • A9.

    Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z.
    Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:

    X Y Z F
    0 1 1 0
    1 1 1 1
    0 0 1 1

    Какое выражение соответствует F?
    1) X /\ ¬Y /\¬ Z
    2) ¬X /\ ¬Y /\ Z
    3) ¬X \/ ¬Y \/ Z
    4) X \/ ¬Y \/ ¬Z

  • A10.

    Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению A \/ ¬( ¬B \/ ¬C):
    1) ¬A \/ B \/ ¬C
    2) A \/ (B /\ C)
    3) A \/ B \/ C
    4) A \/ ¬B \/ ¬C

  • A11.

    В динамической (электронной) таблице приведены значения посевных площадей (в га) и урожая (в центнерах) четырех зерновых культур в четырех хозяйствах одного района. В каком из хозяйств достигнута максимальная урожайность зерновых (по валовому сбору)? (Урожайность измеряется в центнерах с гектара).

    Зерновые культуры Название хозяйства
    Заря Первомайское Победа Рассвет
    Посевы Урожай Посевы Урожай Посевы Урожай Посевы Урожай
    Пшеница 600 15300 900 23800 300 7500 1200 31200
    Рожь 100 2150 500 12000 50 1100 250 5500
    Овес 100 2350 400 10000 50 1200 200 4800
    Ячмень 200 6000 200 6300 100 3100 350 10500
    Всего зерновые 1000 25800 2000 52100 500 12900 2000 52000

    1) Заря
    2) Первомайское
    3) Победа
    4) Рассвет

  • A12.

    Торговое предприятие владеет тремя магазинами (I, II и III), каждый из которых реализует периферийные компьютерные устройства: мониторы (М), принтеры (П), сканеры (С) или клавиатуры (К). На диаграмме 1 показано количество проданных товаров каждого вида за месяц. На диаграмме 2 показано, как за тот же период соотносятся продажи товаров (в штуках) в трех магазинах предприятия.
    ege-test
    Какое из приведенных ниже утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
    А) Все сканеры могли быть проданы через магазин III
    Б) Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II
    В) Все мониторы могли быть проданы через магазин I
    Г) Ни один принтер не был продан через магазин II
    1) А
    2) Б
    3) В
    4) Г

  • A13.

    База данных о торговых операциях дистрибутора состоит из трех связанных таблиц. Ниже даны фрагменты этих таблиц.

    Таблица зарегистрированных дилеров
    Наименование организации ID дилера Регион Адрес
    ООО «Вектор» D01 Башкортостан г. Уфа, ул. Школьная, 15
    АО «Луч» D02 Татарстан г. Казань, ул. Прямая, 17
    АОЗТ «Прямая» D03 Адыгея г. Майкоп, просп. Мира, 8
    ООО «Окружность» D04 Дагестан г. Дербент, ул. Замковая, 6
    ИЧП Скаляр D05 Дагестан г. Махачкала, ул. Широкая, 28
    АО «Ромб» D06 Татарстан г. Набережные Челны, ул. Заводская, 4
    Таблица отгрузки товара
    Номер накладной Отгружено дилеру Артикул товара Отгружено упаковок Дата отгрузки
    001 D01 01002 300 5/01/2009 г.
    002 D02 01002 100 5/01/2009 г.
    003 D06 01002 200 5/01/2009 г.
    004 D01 02002 20 5/01/2009 г.
    005 D02 02002 30 5/01/2009 г.
    006 D02 01003 20 6/01/2009 г.
    Таблица товаров
    Наименование товара Артикул Отдел Количество единиц в упаковке Брутто вес упаковки
    Фломастеры,
    пачка 24 шт.
    01001 Канцтовары 24 5
    Бумага А4,
    пачка 500 листов
    01002 Канцтовары 5 10
    Скрепки металлические
    1000 шт.
    01003 Канцтовары 48 20
    Розетки трехфазные 02001 Электротовары 12 2
    Лампа накаливания
    60 Вт
    02002 Электротовары 100 8
    Выключатель 2-клавишный 02003 Электротовары 48 7

    Сколько пачек бумаги было отгружено в Татарстан 5 января 2009 г.?
    1) 100
    2) 200
    3) 500
    4) 1500

  • A14.

    Для кодирования цвета фона интернет-страницы используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели следующим образом:
    ege-test
    К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный тэгом <body bgcolor="#747474">?
    1) серый
    2) белый
    3) фиолетовый
    4) черный

  • A15.

    Какое из приведенных имен удовлетворяет логическому условию:
    ¬ (последняя буква гласная → первая буква согласная) /\ вторая буква согласная
    1) ИРИНА
    2) АРТЕМ
    3) СТЕПАН
    4) МАРИЯ

  • A16.

    В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляют из заглавных букв (используются только 22 различные буквы) и десятичных цифр в любом порядке.
    Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит).
    Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 50 номеров.
    1) 350 байт
    2) 300 байт
    3) 250 байт
    4) 200 байт

  • A17.

    В программе описан одномерный целочисленный массив A с индексами от 0 до 10. Ниже представлен фрагмент этой программы, записанный на разных языках программирования, в котором значения элементов массива сначала задаются, а затем меняются.

    Бейсик Паскаль
    FOR i=0 TO 10
    A(i)=i-1
    NEXT i
    FOR i=10 TO 1 STEP -1
    A(i-1)=A(i)
    NEXT i
    for i:=0 to 10 do
      A[i]:=i-1;
    for i:=10 downto 1 do
      A[i-1]:=A[i];
    Си Алгоритмический
    for (i=0;i<=10;i++)
      A[i]=i-1;
    for (i=10;i>=1;i--)
      A[i-1]=A[i];
    нц для i от 0 до 10
      A[i]:=i-1
    кц
    нц для i от 10 до 1 шаг -1
      A[i-1]:=A[i]
    кц

    Чему окажутся равны элементы этого массива?
    1) 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9
    2) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9
    3) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    4) -1 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8

  • A18.

    Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в клетках прямоугольного лабиринта на плоскости:
    вверх вниз влево вправо
    При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку, соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
    Четыре условия позволяют проверить отсутствие преград у каждой из сторон той клетки, где находится РОБОТ:
    сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
    В цикле
    ПОКА < условие > команда
    команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку программы.
    Если РОБОТ начнет движение в сторону стены, то он разрушится и выполнение программы прервется.
    Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
    НАЧАЛО
    ПОКА < справа свободно > вниз
    ПОКА < снизу свободно > влево
    ПОКА < слева свободно > вверх
    ПОКА < сверху свободно > вправо
    КОНЕЦ
    ege-test
    1) 1
    2) 2
    3) 3
    4) 4


Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В10) является число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

  • B1.

    Для передачи сигналов на флоте используются специальные сигнальные флаги, вывешиваемые в одну линию (последовательность важна). Какое количество различных сигналов может передать корабль при помощи четырех сигнальных флагов, если на корабле имеются флаги трех различных видов (флагов каждого вида неограниченное количество)?

  • B2.

    Запишите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:
    ege-test
    Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.
    В бланк ответов впишите только число.

  • B3.

    У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
    1. прибавь 1
    2. умножь на 3

    Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 1, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 2 числа 26, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.
    (Например, программа 21211 – это программа
    умножь на 3
    прибавь 1
    умножь на
    3 прибавь 1
    прибавь 1

    которая преобразует число 1 в 14.)

  • B4.

    На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги.
    Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса.
    Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г.
    Восстановите IP-адрес.
    В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
    ege-test

  • B5.

    В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 18 записывается в виде 30. Укажите это основание.

  • B6.

    У Толи есть доступ к сети Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения информации 219 бит в секунду. У Миши нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Толи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 215 бит в секунду. Миша договорился с Толей, что тот будет скачивать для него данные объемом 5 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Мише по низкоскоростному каналу.
    Компьютер Толи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 512 Кбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах) с момента начала скачивания Толей данных до полного их получения Мишей?
    В ответе укажите только число, слово «секунд» или букву «с» добавлять не нужно.

  • B7.

    Девять школьников, остававшихся в классе на перемене, были вызваны к директору. Один из них разбил окно в кабинете. На вопрос директора, кто это сделал, были получены следующие ответы:

    Володя: «Это сделал Саша».
    Аня: «Володя лжет!»
    Егор: «Маша разбила».
    Саша: «Аня говорит неправду!»
    Рома: «Разбила либо Маша, либо Нина…»
    Маша: «Это я разбила!»
    Нина: «Маша не разбивала!»
    Коля: «Ни Маша, ни Нина этого не делали».
    Олег: «Нина не разбивала!»

    Кто разбил окно, если известно, что из этих девяти высказываний истинны только три?
    Ответ запишите в виде первой буквы имени.

  • B8.

    Строки (цепочки символов латинских букв) создаются по следующему правилу.
    Первая строка состоит из одного символа – латинской буквы «А». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку сначала записывается буква, чей порядковый номер в алфавите соответствует номеру строки (на i-м шаге пишется i-я буква алфавита), к ней слева дважды подряд приписывается предыдущая строка.
    Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

    (1)
    (2)
    (3)
    (4)
    A
    AAB
    AABAABC
    AABAABCAABAABCD

    Латинский алфавит (для справки):
    ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
    Имеется задание:
    «Определить символ, стоящий в n-й строке на позиции 2n–1 –5, считая от левого края цепочки».
    Выполните это задание для n = 8

  • B9.

    В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&».
    В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

    Запрос Найдено страниц
    в тысячах
    Крейсер | Линкор 7000
    Крейсер 4800
    Линкор 4500

    Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
    Крейсер & Линкор ?
    Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

  • B10.

    Сколько различных решений имеет уравнение
    ((J → K) → (M /\ N /\ L)) /\ ((J /\ ¬K) → ¬(M /\ N /\ L)) /\ (M → J) = 1, где J, K, L, M, N – логические переменные?
    В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений J, K, L, M и N, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С4) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.

  • C1.

    Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считываются координаты точки на плоскости (x, y – действиительные числа) и определяется принадлежность этой точки заданной заштрихованной области (включая границы). Программист торопился и написал программу неправильно.
    ege-test

    ПРОГРАММА НА ПАСКАЛЕ ПРОГРАММА НА БЕЙСИКЕ ПРОГРАММА НА СИ
    var x,y: real;
    begin
    readln(x,y);
    if y<=x then
    if y<=-x then
    if y>=x*x-2 then
    write('принадлежит')
    else
    write('не принадлежит')
    end.
    INPUT x, y
    IF y<=x THEN
    IF y<=-x THEN
    IF y>=x*x-2 THEN
    PRINT "принадлежит"
    ELSE
    PRINT "не принадлежит"
    ENDIF
    ENDIF
    ENDIF
    END
    void main(void)
    { float x,y;
    scanf("%f%f",&x,&y);
    if (y<=x)
    if (y<=-x)
    if (y>=x*x-2)
    printf("принадлежит");
    else
    printf("не
    принадлежит");
    }

    Последовательно выполните следующее:
    1) Приведите пример таких чисел x, y, при которых программа неправильно решает поставленную задачу.
    2) Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой правильный способ доработки исходной программы.)

  • C2.

    Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы массива могут принимать значения от 0 до 1000. Опишите на русском языке или на одном из языков программирования алгоритм, который позволяет подсчитать и вывести среднее арифметическое элементов массива, имеющих нечетное значение. Гарантируется, что в исходном массиве хотя бы один элемент имеет нечетное значение.
    Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Запрещается использовать переменные, не описанные ниже, но разрешается не использовать часть из них.

    Паскаль Бейсик
    const
      N=30;
    var
      a: array [1..N] of integer;
      i, x, y: integer;
      s: real;
    begin
      for i:=1 to N do readln(a[i]);
      …

    end.
    N=30
    DIM A(N) AS INTEGER
    DIM I, X, Y AS INTEGER
    DIM S AS SINGLE
    FOR I = 1 TO N
    INPUT A(I)
    NEXT I



    END
    Си Естественный язык
    #include <stdio.h>
    #define N 30
    void main(void)
    {int a[N];
    int i, x, y;
    float s;
    for (i=0; i<N; i++)
    scanf("%d", &a[i]);


    }
    Объявляем массив A из 30 элементов.
    Объявляем целочисленные переменные
    I, X, Y.
    Объявляем вещественную переменную
    S.
    В цикле от 1 до 30 вводим элементы
    массива A с 1-го по 30-й.

    В качестве ответа Вам необходимо привести фрагмент программы (или описание алгоритма на естественном языке), который должен находиться на месте многоточия. Вы можете записать решение также на другом языке программирования (укажите название и используемую версию языка программирования, например, Borland Pascal 7.0) или в виде блок-схемы. В этом случае вы должны использовать переменные, аналогичные переменным, используемым в алгоритме, записанном на естественном языке, с учетом синтаксиса и особенностей используемого вами языка программирования.

  • C3.

    Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3, а во второй 4 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или удваивает число камней в какой-то кучке или добавляет 4 камня в какую-то кучку. Игрок, после хода которого общее число камней в двух кучках становится больше 25, проигрывает. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.

  • C4.

    На вход программе подается набор символов, заканчивающийся точкой (в программе на языке Бейсик символы можно вводить по одному в строке, пока не будет введена точка, или считывать данные из файла). Напишите эффективную, в том числе и по используемой памяти, программу (укажите используемую версию языка программирования, например, Borland Pascal 7.0), которая сначала будет определять, есть ли в этом наборе символы, соответствующие десятичным цифрам. Если такие символы есть, то можно ли переставить их так, чтобы полученное число было симметричным (читалось одинаково как слева направо, так и справа налево). Ведущих нулей в числе быть не должно, исключение – число 0, запись которого содержит ровно один ноль.
    Если требуемое число составить невозможно, то программа должна вывести на экран слово «NO». А если возможно, то в первой строке следует вывести слово «YES», а во второй – искомое симметричное число. Если таких чисел несколько, то программа должна выводить максимальное из них. Например, пусть на вход подаются следующие символы:
    Do not 911 to 09 do.
    В данном случае программа должна вывести
    YES
    91019

Система оценивания экзаменационной работы по информатике

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

       
№ задания Ответ № задания Ответ
А1 4 А10 2
А2 4 А11 2
А3 4 А12 1
А4 4 А13 4
А5 3 А14 1
А6 4 А15 1
A7 1 A16 3
A8 3 A17 1
A9 4 A18 3
       

Часть 2

За правильный ответ на задания В1–В10 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

   
№ задания Ответ
В1 81
В2 7
В3 211211
В4 ВГАБ
В5 6
В6 1288
В7 Н
В8 С
В9 2300
В10 8
   


Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

  • C1.

    Содержание верного ответа
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Элементы ответа:
    1) Пример: x=2, y=2 (Любая пара (x,y), для которой выполняется: y>x или y>–x.)
    2) Возможная доработка (Паскаль, разбиение области на две части прямой x=0):
    if (y>=x*x-2) and (y<=x) and (x>=0) or (x<=0) and (y<=-x) and (y>=x*x-2) then
    write('принадлежит')
    else
    write('не принадлежит')
    Возможная доработка (Си, разбиение на две пересекающиеся области):
    if (y>=x*x-2 && (y<=x || y<=-x))
    printf("принадлежит");
    else
    printf("не принадлежит");
    Возможная доработка (Бейсик, отбрасывание части от большей области, используются вложенные условия):
    IF y >= x * x - 2 THEN
    IF NOT (y > x AND y > -x) THEN
    PRINT "принадлежит"
    ELSE
    PRINT "не принадлежит"
    ENDIF
    ELSE
    PRINT "не принадлежит"
    ENDIF
    Обратите внимание, что вариантов доработки может быть достаточно много, но обычно правильное описание заштрихованных областей в них представляет собой или объединение двух (или более) возможно пересекающихся областей,
    или исключение одной области из другой.
    При разделении области вдоль какой-либо линии точки, которые лежат на этой линии внутри области, могут быть причислены к одной части, к другой или к обеим (то есть, например, в приведенном решении на языке Паскаль одно из условий (x>=0) или (x<=0) может быть строгим).
    Могут быть и другие верные способы доработки.

   
Указания к оцениванию Баллы
Обратите внимание! В задаче требовалось выполнить три действия: указать пример входных данных, при которых программа работает неверно, и исправить две ошибки:
1. Неправильное использование условного оператора, в результате чего при невыполнении первого, второго или третьего условия программа не выдавала ничего (отсутствуют случаи ELSE).
2. Приведенным трем ограничениям не удовлетворяют точки плоскости, у которых (y>–x) и (y≥x2–2) и (y≤x), а также точки, у которых (y>x) и (y≥x2–2) и (y≤–x).
Правильно выполнены все три действия. Исправлены обе ошибки.
В работе (во фрагментах программ) допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора решения.
3
1. Правильно выполнены два действия из трех (исправлены обе ошибки, но не указан/неправильно указан пример требуемых входных данных, либо правильно указан пример входных данных, программа правильно работает при большем числе случаев, чем исходная, но не при всех).
Например, выдает «не принадлежит» и для всех точек, у которых (y>x) и (y>–x).
При этом не допускается, чтобы программа неправильно работала при тех входных данных, при которых раньше работала правильно.
ИСКЛЮЧЕНИЕ! При написании операций сравнения допускается одно неправильное использование строгих/нестрогих неравенств (считается несущественной ошибкой, погрешностью записи). Например, вместо (y<=x) используется (y<x) (даже если программа при этом стала неверно работать при тех входных данных, при которых раньше работала правильно).
2. Или выполнены все три действия, но при этом в логическом выражении неверно учтены приоритеты логических операций (не расставлены или неправильно расставлены скобки в выражениях).
2
Правильно выполнено только одно действие из трех. То есть, либо только приведен пример входных данных, либо он не приведен (или приведен неверно), но имеется программа, корректно работающая при большем количестве входных данных, чем исходная, но не при всех. При оценивании этого задания на 1 балл допускается не учитывать корректность работы программы на точках границ областей (вместо нестрогих неравенств в решении были использованы строгие неравенства, или наоборот). 1
Все пункты задания выполнены неверно (пример входных данных не указан или указан неверно, программа не приведена, либо приведенная программа корректно работает в не большем количестве случаев, чем исходная). 0
Максимальный балл 3
   
  • C2.
   
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
На языке Паскаль На языке Бейсик
x:=0;
y:=0;
for i:=1 to N do
if (a[i] mod 2=1) then begin
x:=x+a[i];
y:=y+1;
end;
s:=x/y;
writeln(s);
X = 0
Y = 0
FOR I = 1 TO N
IF A(I) MOD 2 = 1 THEN
X = X + A(I)
Y = Y + 1
ENDIF
NEXT I
S = X / Y
PRINT S
На языке Си На eстественном языке
x=0;
y=0;
for (i=0; i<N; i++)
  if (a[i]%2==1)
   {  x=x+a[i];
    y++;
   }
s=(float)x/y;
printf("%f", s);
Записываем в переменные X и Y начальное значение, равное нулю. В цикле от первого элемента до тридцатого находим остаток от деления элемента исходного массива на два. Если этот остаток равен единице, то увеличиваем счетчик суммы X на значение текущего элемента массива, а счетчик количества Y на 1. Переходим к следующему элементу.
После цикла производим деление счетчика суммы X на счетчик количества Y и записываем результат в переменную S.
Выводим значение переменной S.
   
   
Указания к оцениванию Баллы
Предложен правильный алгоритм, выдающий верное значение. Допускается запись алгоритма на другом языке, использующая аналогичные переменные. В случае, если язык программирования использует типизированные переменные, описания переменных должны быть аналогичны описаниям переменных на естественном языке. Использование нетипизированных или необъявленных переменных возможно только в случае, если это допускается языком программирования, при этом количество переменных и их идентификаторы должны соответствовать условию задачи. В алгоритме, записанном на языке программирования, допускается наличие отдельных син

 
Яндекс цитирования

Бегун платит мне за этот сайт
Для пользы дела!!