Руслан Байсаров: биография российского предпринимателя

Видео Все

Руслан Байсаров подписал договор с РЖД.

Руслан Байсаров: биография российского предпринимателя

Историческое событие: Россию и Китай связал железнодорожный мост через Амур — Россия 24

Руслан Байсаров: биография российского предпринимателя

Новая железная дорога свяжет Туву с Красноярским краем — Россия 24

Проекты особой значимости

Для Руслана Байсарова бизнес — это нечто большее, чем зарабатывание денег. успешный и состоятельный, его заслуги и профессионализм признаны всеми окружающими. Но для предпринимателя это не повод почивать на лаврах. Наоборот, это вызов: рискнешь ли заняться проектами напорядок выше, от которых зависит жизнь и благополучие миллионов людей, масштаб которых выходит за рамки региона и даже страны.

Республика Тыва компактно расположилась между Россией и Монголией. В этих краях Байсаров впервые побывал около 10 лет назад. Увиденное оставило двоякое впечатление: колоссальный рекреационный потенциал, но при этом большая часть местного населения сводила концы с концами.

Есть проблемы — значит, есть над чем работать, поразмыслил бизнесмен и решил начать бизнес в республике. В 2011 году в биографии Байсарова появилась новая строка – основатель и владелец Тувинской энергетической промышленной корпорации (АО «ТЭПК»), в которой и по сей день определяет генеральную линию развития.

Дорога жизни

Острая проблема республики – транспорт: аэропорт старенький, а о железной дороге местные жители мечтали еще с советского времени. В апреле 2019-го пришла радостная новость: ТЭПК подписала соглашение с “РЖД” о строительстве первой в республике железной дороги. Ветка пройдет через через Кызыл и дойдет до поселка Курагино в Красноярском крае.

А начнется она в Элегесте, где структуры предпринимателя получили лицензию на ее разработку еще в 2013 году. Это настоящая сокровищница, хранящая в себе более 855 миллионов тонн угля. Из Элегеста тувинский уголь пойдет потребителям по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Подготовка к строительству железной дороги идет полным ходом. Послужит она не только горнякам, но и всем людям: ожидается, что в регионе будет создано 15 тысяч новых рабочих мест, социальная сфера и экономика получат новые стимулы для развития.

Известный предприниматель Руслан Байсаров

Известный предприниматель Руслан Байсаров

“Мост” строит мост

География деятельности бизнесмена не ограничивается Восточной Сибирью. В 2016 году он возглавил совет директоров группы компаний СК Мост. Костяк предприятия сформировался еще в советское время на возведении Байкало-Амурской магистрали. Руками специалистов компании были возведены:

  • мост на остров Русский во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012;
  • Рокский тоннель на Транскавказской магистрали;
  • участок новой, Некрасовской линии Московского метрополитена.

Пожалуй, самые экстремальные условия, в которых пришлось работать ГК СК Мост, были на Ямале. Вечная мерзлота, дикие ветра, а столбик термометра нередко падал ниже 50 градусов. Но суровая природа покорилась человеку: благодаря Байсарову в январе прошлого года на полную мощность заработали системообразующие объекты морского порта “Саббета” – крупного транспортного хаба для доставки сжиженного газа по Северному морскому пути.

В селе Пригородное, что под Грозным

Широка страна моя родная. Жизненный путь предпринимателя начинался за тысячи километров от угольных месторождений Тувы и вечной мерзлоты Ямала. Бизнесмен родился в Чечне 9 августа 1968 года. Многодетная семья Байсаровых жила в чечено-ингушском селе Пригородное, рядом с Грозным.

Родители Руслана были простыми людьми, высоких чинов и почетных регалий не имели. Зато у них было доброе и чуткое сердце – все дети росли в любви и заботе. В то же время воспитание, как это принято на Кавказе, было строгим. Родители с раннего детства прививали сыновьям настоящие мужские качества – смелость, умение постоять за себя и позаботиться о своей семье.

Самостоятельности и ответственности Руслан учился с детства. Уже тогда он постигал простейшую истину предпринимателя: как работаешь – так и зарабатываешь. Парень покупал почти задаром яблоки в колхозном саду и перепродавал с наценкой на рынке. Денег на карманные расходы у родителей он не просил.

Руслан Байсаров на конной прогулке с сыном

Руслан Байсаров на конной прогулке с сыном

Мужской характер

Школа жизни на окраинах Грозного научила многому, дала фундамент, на котором предприимчивый молодой человек очень скоро построит головокружительную карьеру. Еще на родине Байсаров Руслан Сулимович усвоил: за личный успех в этой жизни нужно бороться. Приехав в Москву на учебу 17-летним подростком, он быстро вошел в новый ритм жизни. Первым его бизнесом стала продажа компьютеров. Вокруг себя начинающий коммерсант собрал команду программистов, которые переводили программное обеспечение на русский язык.

На одной сфере бойкий предприниматель не зацикливался. Страна погрузилась в “лихие 90-е”, а бизнесмен решил попробовать себя в сфере развлечений. И здесь ему сопутствовал успех:

  • столичные красавицы оценили салон красоты, распахнувший двери в Центре международной торговли,
  • гурманы были без ума от одного из первых в России ресторанов японской кухни
  • открытый бизнесменом ночной клуб стал местом притяжения столичных тусовщиков.

Знания – сила

Многим студентам рано или поздно приходится выбирать: учеба или работа. Такая дилемма встала и перед Русланом. В 1985 году он поступил в столичный инженерно-строительный институт, но окончить вуз не смог. И дело даже не в том, что коммерция влекла больше, чем скучные лекции: молодой человек оказался в армии.

После демобилизации будущий бизнесмен перевелся на учебу в грозненскую “нефтянку”. Конечно, главными учителями Байсарова были не книги: основным его педагогом была жизнь. Но постепенно приходило понимание, что без прочной теоретической базы продвинуться на новые высоты будет проблематично. В 1996 году, спустя восемь лет, он все-таки окончил альма-матер, говорится в “Википедии”.

Жажда знаний взяла свое. Еще через пять лет он окончил магистратуру в МГУ, затем осваивал специальность “Финансы и менеджмент” в столичном институте стали и сплавов. Там же в 2018 году защитил кандидатскую диссертацию.

Руслан Сулимович Байсаров и принц Абу-Даби

Руслан Сулимович Байсаров и принц Абу-Даби

Кто такой Руслан Байсаров

Уроженец Чечено-Ингушской АССР Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 в селе Пригородное Чеченской республики в многодетной семье представителей чеченского тейпа Хачарой. Семья была небогата, поэтому Руслан с детства работал, стараясь внести свою лепту в семейный бюджет.

После окончания школы в 1985 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт, где не без успеха попробовал себя в новом тогда компьютерном бизнесе.

Обучение прервала армия. Прослужив два года и демобилизовавшись, будущий фигурант списка Forbes сменил профиль обучения и перевелся в Грозненский государственный нефтяной технический университет им.академика М. Д. Миллионщикова, который закончил в 1996-м. В 2001 году Руслан Байсаров получил степень магистра по социологии в столичном МГУ, а в 2018-м защитил кандидатскую диссертацию в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

Руслан Сулимович Байсаров

От владельца салона красоты до «начальника» московской нефти

Бизнесом Руслан Байсаров всерьез занялся в Москве, для начала открыв в престижном месте — Центре международной торговали на Краснопресненской набережной — салон красоты, один из первых в России японских ресторанов, небольшое казино и расположенную по соседству парковку.

В 1997 году Руслан Байсаров вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер», а затем предприниматель решил вернуться к выбранной в вузе специальности и всерьез заняться нефтяным бизнесом.

Розничная сеть Руслана Байсарова «Инфант» перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Структура Байсарова обслуживала не только около 2 тыс. заправок в России, но и различные бюджетные организации, а также госструктуры. Вскоре он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило более полусотни организаций, реализующих 75% объема продаж на московском топливном рынке.

С 2001 по 2004 годы Руслан Байсаров — вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»; в 2004–2005 годах — он вице-президент ОАО «Центральная топливная компания», в состав которого входил Московский нефтеперерабатывающий завод, в то время — основной поставщик нефтепродуктов в московском регионе.

Гендиректор АО

В 2005 году Руслан Байсаров — председатель совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД», тогда же он становится вице-президентом ОАО «Московская нефтегазовая компания» (МНГК). С 2007 года он первый вице-президент компании, под его управлением Московский нефтеперерабатывающий завод, Московская топливная компания и ОАО «Моснефтепродукт».

Согласно Википедии, в 2008 году Руслан Байсаров купил часть активов нефтяной компании Sibir Energy. В 2010 году этот пакет выкупила «Газпром нефть», оценив стоимость активов более чем в 740 млн долларов.

В 2010–2011 годах Руслан Байсаров занимает пост первого вице-президента Центральной топливной компании, с 2011-го — он гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК).

Первая железная дорога в Туве

В 2013 году компания Руслана Байсарова ТЭПК приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

Совсем недавно — в мае прошлого года — АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» (дочерняя структура ТЭПК) и государственное Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключили концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино. Это будет первая в Туве железная дорога, которая свяжет республику с Красноярским краем.

Всего несколько недель назад — в апреле 2019-го — компания АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» подписала договор генерального подряда с ОАО «РЖД» на проектирование и строительство железнодорожной линии «Элегест — Кызыл — Курагино». В правительстве рассчитывают, что реализация столь мощного инфраструктурного проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири, а также создаст новые рабочие места.

Занимаясь железной дорогой, Руслан Байсаров не забывает об угледобыче: в рамках комплексной разработки Элегестского угольного месторождения уже готов проект создания угольного портового терминала в Хабаровском крае.

Председатель совета директоров ГК СК

С пользой для страны и человека

Тоннели ГК СК Мост строит не только в Сибири. В Москве структуры предпринимателя участвуют в возведении Большой кольцевой линии метро. В конце января 2020-го 10-метровый тоннелепроходческий щит с нежным именем “Виктория” начал проходку от будущей станции большого кольцо “Текстильщики” до “Нагатинского затона”. Москвичи получат новые удобные пересадки и сэкономят время в пути. А время в мегаполисе – самый ценный ресурс.

Другие важные для России проекты Байсарова:

  • расширение сахалинской узкоколейной железной дороги с 1067 до 1520 миллиметров;
  • железнодорожный мост через Дон на участке Морозовская – Волгоград.

Из Москвы – на Дунай. В братской Сербии структуры Байсарова Руслана продолжают строительство железнодорожного виадука, который соединит Белград и Нови Сад. Поезда между двумя крупнейшими городами республики будут разгоняться до 200 километров в час. Получается, что весь путь можно преодолеть за полчаса. Для Сербии это один из ключевых инфраструктурных проектов.

Руслан Байсаров на рабочем совещании

Руслан Байсаров на рабочем совещании

Надежный тыл

В чем же секрет успеха предпринимателя? Воспитание и характер настоящего бойца? Отчасти. Прекрасное образование и богатый практический опыт? И без этого никуда. Но стимулом к новым высотам для бизнесмена всегда была семья. В ней Байсаров Руслан черпает вдохновение и силы для новых свершений.

Предприниматель – многодетный отец. Он воспитывает шестерых детей – четырех сыновей и двух дочерей. Один из них – Дени – был рожден в 1998 году в браке с певицей Кристиной Орбакайте.

Сейчас парню 22 года, и он один из самых завидных женихов России. Яркая внешность сочетается с развитым интеллектом. Он получил диплом международного бакалавриата, также:

    • изучает основы бизнеса,
    • проявляет большой интерес к творчеству,
    • обожает музыку.

Семья для Руслана Байсарова – самое главное в жизни. У предпринимателя есть добрая традиция: по праздникам все родные и близкие собираются в его доме в Подмосковье.

С пользой для себя

Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает. Поддерживать тонус и позитивный настрой Байсарову помогают любимые хобби и увлечения. Страсть предпринимателя – конный спорт. В Сети можно найти фото, где бизнесмен вместе с сыном Дени вышли на конную прогулку. Поддерживать хорошую физическую форму помогают и горные лыжи. Предприниматель часто приглашает друзей провести время на заснеженных склонах.

В России бизнесмен не только работает, но и отдыхает. Однажды он позвал своего друга Федора Бондарчука провести отпуск в Республике Тыва. Рыбалка, горы, дикая природа и море положительных эмоций.

Предприниматель ведет здоровый образ жизни, он полон сил и энергии. Сейчас Руслану Байсарову 51 год, и он в прекрасной физической форме. Думается, что лучшие проекты у бизнесмена ещё впереди.

Руслан Байсаров и китайский бизнесмен Джек Ма

Руслан Байсаров и китайский бизнесмен Джек Ма

Инфраструктурные проекты Группы компаний «Мост»

Группа компаний СК «Мост» — также сфера серьезных бизнес-интересов Руслана Байсарова. В 2015 году бизнесмен приобрел 25% акций компании, а спустя год довел свою долю до контрольных 56% и возглавил совет директоров.

«Мост» занимается важнейшими для РФ дальневосточными инфраструктурными проектами — строительством первого железнодорожного моста через реку Амур «Нижнеленинск — Тунцзян» и первого автодорожного моста «Благовещенск — Хэйхэ», которые должны соединить российский Дальний Восток с Китаем.

Общая протяженность железнодорожного моста вместе с подъездными путями превысит 5 км, планируемая пропускная способность — около 21 млн тонн в год. Длина с подъездными путями автодорожного моста — почти 20 км, его пропускная способность, по данным СМИ, — 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5,5 тыс. человек в год.

Кроме того, СК «Мост» участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также в строительстве второго 6,7-километрового Байкальского тоннеля, который позволит в 2,5 раза увеличить объем перевозок на этом участке.Также Руслан Байсаров с 2018 года реализует масштабный проект переустройства железнодорожной сети Сахалина под общероссийский стандарт ширины колеи — 1520 мм, что позволит значительно повысить объемы перевозимых по ней грузов.

В декабре 2018 года компания Руслана Байсарова завершила работы в морском порту «Сабетта» на арктическом побережье в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ». Обновленный порт обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов.

СК «Мост» реализует проекты и в Москве. В конце 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что строительная корпорация Руслана Байсарова завершила прокладку первого в столице двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии в рамках строительства новой Некрасовской линии метро. Как отметил заммэра столицы по строительству Марат Хуснуллин, проект тоннеля от станции «Окская» до станции «Стахановская» был сдан в срок, несмотря на тяжелейшие геологические условия и плотную жилую застройку в этом районе.

Предприниматель Руслан Сулимович Байсаров

Руслан Байсаров сегодня

Руслан Байсаров

Руслан Байсаров считается наиболее известным представителем бизнес-сообщества Чеченской республики в России. Сейчас бизнесмен целеустремленно развивает деятельность в Республике Тыва, где его компания осваивает угольное месторождение Элегест. Весной 2019 года компания под руководством Руслана Байсарова ТЭПК «Кызыл-Курагино» оформила контракт с Российскими железными дорогами, которые обязуются выступить подрядчиком постройки новой железной дороги, призванной связать Республику Тыва с основными железнодорожными путями Урала и Сибири.

В марте 2019 года в новостях СМИ сообщили о стыковке первой железнодорожной переправы из России (Нижнеленинское) в Китай (Туцзян) через реку Амур специалистами группы компаний СК Мост Руслана Байсарова. В конце мая ГК СК Мост состыковала и первый автодорожный переход – из Благовещенска в Хэйхэ. Длина первого моста вместе с подходами составляет около 5,3 км, второго – 19,9 км.

Руслан Байсаров

Отец шестерых детей

Руслан Байсаров женат, он отец шестерых детей. Первой женой бизнесмена была фотомодель Татьяна Ковтунова, в 1993 году у пары родилась дочь Камила.

Второй супругой Байсарова стала певица Кристина Орбакайте, в 1998 году у них родился сын Дени. Также у бизнесмена есть 16-летний сын Илман и 14-летняя дочь Дали.

В 2009 году Байсаров женился на своей односельчанке Мадине Гайтаевой, выпускнице факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, у пары в браке родились два сына — Амир и Амин.

Образование

В Москву Байсаров перебрался сразу же после школы. Он поступил в Московский строительно-инженерный институт. В 1986 году Руслан был призван на службу в армию, после демобилизации переводится в Грозненский нефтяной институт им. академика М. Д. Миллионщикова на инженерно-экономический факультет, который окончил в 1996 году.

Руслан Байсаров: биография российского предпринимателяРуслан Байсаров , фото — Алексей Витвицкий

Ещё через пять лет Руслан Байсаров получает степень магистра по социологии в Московском Государственном Университете имени М.Ю. Ломоносова, а в 2018 году защищает кандидатскую по техническим наукам в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

Первые успехи в бизнесе

Первым серьезным бизнес-проектом предпринимателя стал салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. А позже вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер». Для 1990-х годов этот проект стал настоящим прорывом – японский ресторан, один из первых в Москве, стильный ночной клуб с внешней парковкой вернули хороший имидж ЦМТ, заброшенному в предыдущие годы. Однако, этот бизнес вскоре пришлось оставить – причиной стала всем известная печальная особенность того времени – хаос и бандитизм. «Я понял, что лучше уйти из этого ЦМТ, иначе под удар попадет моя семья», — в одном из интервью вспоминал Байсаров. И действительно ушел, забрав с собой только рабочий стол и решение следующий бизнес-проект создавать с учетом своей специальности.

На фото: Руслан Сулимович Байсаров (в центре)
Руслан Сулимович Байсаров (в центре)

На достигнутом не остановился

Ни светская жизнь, ни предпринимательская деятельность не помешали Руслану Байсарову развиваться профессионально: в 2001 году он получает второй диплом о высшем образовании и становится магистром социологии в Московском университете.

Руслан Байсаров: биография российского предпринимателяРуслан Байсаров, РИА Новости/Сергей Гунеев

В 2018 году, уже будучи состоявшимся бизнесменом, миллионером, несколько лет подряд входящим в российский список Forbes-200, закончив факультет «Финансы и менеджмент горного производства», Руслан Байсаров защитил кандидатскую диссертацию в Московском институте стали и сплавов («МИСиС», альма-матер нобелевского лауреата и многих академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР и РАН). Этот вуз, по версии того же Forbes, является лучшим вузом России. В год защиты Байсаровым диссертации МИСиС отмечал 100-летие со дня основания Московской горной академии, правопреемником которой является.

Дороги будущего

В настоящее время капитал Руслана Байсарова оценивается экспертами приблизительно в 900 миллионов долларов, что позволяет ему ежегодно входить в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России». Что важно, далеко не все предприниматели, попадающие в этот список, могут похвастаться тем, что заработали свои средства, занимаясь преобразованием страны, но деятельность Байсарова именно об этом. Компании, принадлежащие бизнесмену, сегодня активно занимаются строительством российских дорог, следствием чего является улучшение качества жизни людей, живущих в России. У компаний, принадлежащих бизнесмену, большой опыт в строительстве мостовых сооружений, прокладки дорог и тоннелей. Они строили:

  • в преддверии Олимпиады — автомобильную и железную дороги в Сочи от Адлера до Красной Поляны;
  • перед саммитом АТЭС — мост на остров Русский (кстати, именно его можно увидеть на 2000-рублевой купюре);
  • морской арктический порт Сабетта на полуострове Ямал, обеспечивающий круглогодичную навигацию по Северному морскому пути;
  • кроме того, компании Байсарова участвуют в сооружении Московского метрополитена и занимаются модернизацией многокилометровой железнодорожной магистрали на Сахалине.

На фото: российский предприниматель Руслан Байсаров
Руслан Байсаров

Настоящее время

Сегодняшние проекты бизнесмена – это продвижение на Дальний Восток и модернизация БАМа и Транссиба. Будучи реализованными, они помогут активней развивать угольные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, укрепят позиции государства на мировых рынках, создадут десятки тысяч рабочих мест. Только некоторые из проектов, поражающих своими масштабами, уникальностью исполнения, применяемых технологий, а главное имеющих огромное значение для экономики (два первых планируются к завершению в 2019 году, а третий в том же году стартовал):

  • второй Байкальский тоннель на границе Иркутской области и Бурятии, который почти вдвое увеличит пропускную способность на участке Лена – Северобайкальск;
  • под занавес года завершится строительство первого железнодорожного и первого автомобильного мостов через реку Амур, которые соединят Россию с Китаем;
  • прокладка ветки от тувинского Элегеста до красноярского Курагино, генподрядчиком строительства выступают Российские железные дороги (договор подписан лично главой перевозчика и Русланом Байсаровым).

Строительство ветки – событие поистине историческое для Республики Тыва, поскольку это будет самая первая в регионе железная дорога. Она не просто обеспечит вывоз угля с месторождения ТЭПК, а в целом послужит развитию экономики региона. И что немаловажно – обеспечит местному населению транспортную доступность, связав дорогу с федеральной сетью.

Взлет карьеры в главной отрасли страны

На исходе 1990-х структуры Руслана Байсарова начинают сотрудничество с единственным в московском регионе нефтеперерабатывающим заводом в Капотне. Принадлежащая ему розничная компания «Инфант» осуществляла на этом предприятии перегонку серьезных объемов нефти – в среднем полтора миллиона тонн в год – и снабжала более двух тысяч заправок по всей России, различные бюджетные организации и госструктуры в качестве клиентов.

Кроме того, компания в числе других 50 организаций входила в Московскую топливную ассоциацию. В те годы Руслан Байсаров становится вице-президентом этого отраслевого объединения.

В начале 2000-х начинается уверенное восхождение бизнесмена на верхушку нефтяного Олимпа. Профильное образование выгодно отличало Байсарова от многих предпринимателей тех лет, которые пробовали свои силы в этом сверхприбыльном бизнесе. Поэтому в течение десятилетия он сделал головокружительную карьеру в нефтяном секторе. В тот период Руслан Байсаров работал на топовых позициях в крупных компаниях отрасли.

Кризисный 2008 год стал для Байсарова годом удачных инвестиций: он приобретает часть активов нефтяной компании Sibir Energy, а через два года продает их за 740 миллионов долларов.

Руслан Байсаров: биография российского предпринимателяРуслан Байсаров в 2015 году. РИА Новости/Саид Царнаев

Увлечения

Во многом дети и жена разделяют и увлечения отца, которым он посвящает свободное время, а это конный спорт, горные лыжи и многое другое. Также в семье бизнесмена очень ценятся традиции, праздники принято отмечать всем вместе. И кто бы где ни находился, все многочисленные родственники на важные даты обязательно съезжаются в большой дом бизнесмена в Подмосковье.

На фото: бизнесмен Руслан Сулимович Байсаров

Не забывает бизнесмен и о науке. Так, например, когда в 2013 году компания предпринимателя получила лицензию на разработку месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне, на месте будущего строительства, где могли находиться ценные исторические артефакты, по инициативе инвестора вместе с Русским географическим обществом были проведены раскопки. Для этого специально создавалась научная экспедиция с составом более 700 участников.

Дать стране угля

В 2011 году Руслан Байсаров неожиданно для многих объявил об уходе из нефтяной отрасли и решил реализовывать собственные проекты. Одним из них оказался проект, за который многие не решались браться, – в сфере добычи угля и создания инфраструктурных объектов для его транспортировки. Основанная Байсаровым «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК), в которой он стал и генеральным директором, приобрела лицензию на разработку одного из самых крупных месторождений страны – Элегестского. Оно расположено на территории республики Тыва.

  • Общая площадь – 84 квадратных километра;

  • Запасы – около 855 миллионов тонн угля;

  • Толщина пласта – 7,8 метра.

О разработке этих богатейших залежей речь шла давно, поскольку строительство здесь горно-обогатительных предприятий стало бы мощным импульсом для развития экономики Тывы.

Однако ситуация осложнялась тем, что не было инфраструктуры, позволяющей сделать добычу угля в промышленных масштабах экономически целесообразной. Другими словами – целому региону РФ не хватало железнодорожного сообщения. Поэтому компания Байсарова занялась строительством железнодорожной ветки «Элегест – Кызыл – Курагино» протяженностью более 400 километров и пропускной мощностью около 15 миллионов тонн грузов в год или 19 пар поездов на тепловозной тяге в сутки.

Бизнес

Первый бизнес-проект Руслана Байсарова – создание студии красоты. Салон располагался в Центре Международной торговли, где впоследствии молодой бизнесмен познакомился с Федором Бондарчуком. В середине 90-х совместно с начинающим режиссером и актером Степаном Михалковым Байсаров создал закрытый игровой клуб «Инфант силвер».

Бизнесмен Руслан БайсаровБизнесмен Руслан Байсаров (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В те годы в ЦМТ Руслан арендовал несколько объектов для спорткомплекса, ночного клуба и казино. Там же Байсаров организует первый в России японский ресторан.

В конце 1990-х годов Руслан Байсаров занялся нефтяным бизнесом, начал работать с Московским нефтеперерабатывающим заводом, а в скором времени стал вице-президентом «Московской топливной ассоциации», в которую входило более 50 организаций, реализующих 75 процентов объема продаж на московском топливном рынке.

В 2000-х Руслан становится сначала вице-президентом, а потом первым вице-президентом «Московской нефтегазовой компании». В 2008 году он приобрел права на часть активов компании Sibir Energу, которую впоследствии выкупила компания «Газпром нефть».

Руслан Байсаров и Наследный принц Абу-Даби, Шейх Мохаммад Бен Зайед Аль НахайанРуслан Байсаров и Наследный принц Абу-Даби, Шейх Мохаммад Бен Зайед Аль Нахайан (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В 2010-х Руслан Байсаров обращает внимание на богатую залежами полезных ископаемых Республику Тыва. В апреле 2013 года принадлежащая ему «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения, проект комплексного освоения которого был утвержден в конце 2017 года и включил в себя строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино.

В 2019 году генеральный директор АО «ТЭПК Кызыл – Курагино» Руслан Байсаров подписал с ОАО «РЖД» договор подряда на строительство железнодорожной ветки. Как отметил присутствовавший при подписании министр экономического развития Максим Орешкин – «это крупнейший инвестиционный проект, который может серьезно улучшить состояние Восточно-сибирского региона и создать большое количество новых рабочих мест».

Руслан Байсаров в 2019 годуРуслан Байсаров в 2019 году на подписании договора с ОАО «РЖД» (фото — пресс-служба РЖД)

Одновременно с этим в 2015 году Руслан Байсаров стал акционером, а в 2016 году – контролирующим акционером и председателем совета директоров строительной компании (СК) «Мост» – российское предприятие в области строительной индустрии, которое объединяет 12 мостостроительных предприятий и 3 тоннельных подразделения.

СК «Мост» реализует массу значимых инфраструктурных проектов по всей России, в числе которых два моста через реку Амур, соединяющих Россию и Китай в районах Благовещенска и Нижнеленинского, второй Байкальский тоннель, перегонные тоннели на Кожуховской линии метро Москвы, строительство объектов морского арктического порта «Сабетта» и другие.

В масштабе страны

Реализовав свой угольный проект, Руслан Байсаров окажет благотворное влияние на экономику нескольких регионов РФ в результате:

  • создания более 5 000 рабочих мест в результате строительства железной дороги;

  • создания около 10 000 рабочих мест после возведения ГОКа;

  • ожидаемых поступлений в региональные и федеральный бюджеты – около 14 миллиардов рублей;

  • появления новых производств и предприятий малого бизнеса;

  • интеграции республики Тыва в общефедеральное железнодорожное сообщение;

  • развития туристической отрасли республики в связи с появлением железнодорожного сообщения.

Проект комплексного освоения Элегестского месторождения отражает новейшую тенденцию всей угольной отрасли России, а именно – смещение основного вектора развития в сторону Сибири и Дальнего Востока, выгодное расположение которых открывает самые перспективные на сегодня рынки сбыта – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По мнению отраслевых экспертов, только новые игроки рынка, такие как ТЭПК Руслана Байсарова, обладают серьезными конкурентными преимуществами перед компаниями, давно работающими на рынке. Вновь созданные предприятия используют исключительно новейшие технологии добычи и горного машиностроения, что делает их продукцию намного качественнее и дешевле.

Карьера в бизнесе

Карьеру в бизнесе российский предприниматель чеченского происхождения Руслан Байсаров, как и многие другие в 80-е годы, начал с торговли оргтехникой, в частности, продажи компьютеров. В интервью «Ведомостям» Руслан Байсаров рассказывал, что сначала продавал иностранные продукты, печенье, конфеты. «У нас работала большая команда: программисты, ребята со знанием английского языка, которые адаптировали компьютеры для русских пользователей», — вспоминал начало бизнес-карьеры Байсаров.

В Википедии говорится, что в ЦМТ Байсаров открыл первый японский ресторан в России. Также там располагались

  • казино;
  • ночной клуб, который быстро превратился в одно из самых модных мест Москвы того времени;
  • парковка.

Партнерами Руслана стали известный режиссер Федор Бондарчук и актер Степан Михалков, вместе с которыми он создал в 1997 году компанию «Инфант силвер». Кстати, дружбу с Бондарчуком Байсаров пронес через года. Вместе бизнесмен и режиссер занимались благотворительными проектами, о которых будет сказано позднее.

На фото: Руслан Байсаров (Фото: пресс-служба АО «ТЭПК)

Несмотря на успехи в развлекательном бизнесе с ЦМТ, через какое-то время предприниматель решил сменить сферу деятельности на более солидную. Тогда-то в биографии Руслана Байсарова и появился профильный нефтебизнес (напомним, что он получил образование в нефтяном институте в Грозном).

В этой сфере предприниматель также начал стремительно завоевывать позиции. Уже в конце 90-х компания Байсарова «Инфант» довела объемы переработки на Московском нефтеперерабатывающем заводе до впечатляющих 1,5 млн тонн. В биографии бизнесмена на «Дни.ру» говорится, что в числе клиентов компании Руслана Байсарова было не только две тысячи заправок в России, но и госструктуры и другие различные организации.

Этот успех не остался незамеченным и привел к тому, что вскоре после выхода на площадку нефтяного бизнеса Руслан Сулимович Байсаров стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило около 50 организаций, суммарно контролировавших 75% топливного рынка Москвы. Судя по всему, организационная деятельность также оказалась подходящей для бизнесмена, потому что тогда же в биографии Руслана Байсарова появилась должность члена совета директоров Российского топливного союза (РТС).

Дальнейший послужной список предпринимателя внушает уважение. В 2001 году Руслан Сулимович стал вице-президентом «Московской нефтяной компании», затем в его биографии были аналогичные посты в таких предприятиях, как «Центральная топливная компания» и «Московская нефтегазовая компания». В 2007 году в карьере Руслана Байсарова появилась должность первого вице-президента МНГК.

Об эффективности Байсарова, как предпринимателя, легко можно судить по тем сделкам, которые освещались в новостях экономики. Например, В 2008 году Руслан Сулимович Байсаров приобрел часть активов Sibir Energy. На тот момент компания владела долей в Московском НПЗ и сетью из 134 АЗС в столице и области. Спустя всего два года его долю выкупила «Газпром нефть», оценив ее в круглую сумму — 740 млн долл, отмечается в Википедии. Вовремя купить актив и не менее вовремя его продать — это, пожалуй, талант, присущий не каждому бизнесмену.

С 2011 года в биографии Руслана Байсарова начался новый и, пожалуй, пока самый насыщенный этап — он занял пост генерального директора ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» или, как говорят сокращенно, ТЭПК. Таким образом, Байсаров совершил не самый очевидный шаг и перешел с нефти на уголь, но это оказалось оправданным решением и позволило бизнесмену выйти на новый уровень. В 2013 году компания приобрела лицензию на разработку крупнейшего Элегестского угольного месторождения в Туве. Запасы этого месторождения оцениваются в 855 млн. т.

На фото: Руслан Байсаров во время рабочего совещания (Фото: пресс-служба АО «ТЭПК»)

При этом ТЭПК не только добывает в регионе сырье, но и активно занимается развитием прилежащей инфраструктуры, вкладываясь в долгосрочные проекты. Планируется, что в Республике Тыва будет построена

  • железнодорожная линия Элегест — Кызыл — Курагино, протяженностью 410 км;
  • горно-обогатительная фабрика мощностью 15 тонн в год;
  • угольный портовый терминал аналогичной мощности в Хабаровском крае, также включенный в комплексный проект.

Все эти объекты, по предварительным оценкам, могут быть введены в эксплуатацию в 2023 году.

Работа продвигается достаточно быстро, поэтому сроки выглядят вполне реальными. Так, в 2018 года было создано АО «ТЭПК «Кызыл — Курагино», которое возглавил Руслан Байсаров. В том же году Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключило с этой компанией концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожной транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино.

В Минэкономразвития уже называют этот транспортный проект одним из крупнейших в регионе и надеются, что он поможет существенно повысить его привлекательность и улучшить экономику. После выхода железной дороги на проектную мощность по ней можно будет перевозить более 15 млн тонн груза в год.

Возможно, эта работа подтолкнула бизнесмена к тому, чтобы помимо энергетики заняться и строительным бизнесом. В 2015 году Руслан Байсаров приобрел акции крупного строительного концерна — Группы компаний СК Мост. В 2016 году доля Байсарова в данной группе компаний составила 56%, он стал председателем совета директоров АО «УСК Мост».

На фото: Руслан Байсаров на заседании правительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству (Фото: пресс-служба СК «Мост»)

Компании группы занимаются разными строительными проектами, зачастую высокого уровня сложности и стратегического значения для страны. Так, в настоящее время в их активе такой внушительный список проектов федерального уровня, как

  • прокладка Второго Байкальского тоннеля в рамках модернизации БАМа и Транссиба;
  • возведение трансграничных мостов через Амур «Нижнеленинское — Тунцзян» и «Благовещенск — Хэйхэ», которые свяжут Россию с Китаем;
  • переоборудование сахалинской железнодорожной колеи на общероссийский стандарт (да, ее ширина до сих пор отличается от стандартных 1520 мм);
  • строительство объектов морского арктического порта «Сабетта» в рамках проекта «Ямал СПГ» и другие.

На фото: Руслан Байсаров с Джеком Ма (Фото: из личного архива)

Кстати, подразделения Группы компаний СК Мост трудятся и в столице — занимается расширением Московского метрополитена, новые станции которого активно возводятся в последние годы.

Чтобы понять масштабы строительства, достаточно сказать, что только в рамках строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта общий объем дноуглубительных работ составил порядка 70 млн. куб. м. Зато в результате этот порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути, что, в свою очередь, позволит расширить экспорт российского сжиженного газа.

Кроме того, вот уже несколько лет ГК СК Мост выполняет функции генерального подрядчика на объектах ОАО «РЖД» и ведет строительно-ремонтные работы на 13 из 17 железных дорог. Прежде всего, компания занимается мостами — если вам приходилось ехать на поезде через Волгу, Каму, Оку, Самару, Вятку, Дон и другие реки, скорее всего, за их состояние и бесперебойную работу отвечает именно подразделения ГК СК Мост. Кстати, бесперебойную в прямом смысле слова — современные технологии предприятия позволяют вести ремонтные работы без прекращения движения.

На фото: Руслан Байсаров подписывает договор с Олегом Белозеровым (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

Состояние

Бизнесмены Джек Ма и Руслан БайсаровБизнесмены Джек Ма и Руслан Байсаров (фото из личного архива Руслана Байсарова)

Руслан Байсаров признан самым состоятельным представителем чеченской диаспоры в России. В настоящее время, по версии журнала Forbes, Руслан Байсаров входит в список двухсот богатейших бизнесменов России. В 2018 году его состояние оценивалось в $900 млн (118 место).


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий