Полина Осипенко — биография летчицы

Осипенко Полина Денисовна (1907-1939) – легендарная советская лётчица. Она прожила короткую, но очень яркую жизнь, установила пять международных женских рекордов в авиации, одной из первых женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

* * *

Полина Денисовна Осипенко до 20 лет никогда не видела самолёта. Она родилась в многодетной семье крестьянина — бедняка, жившего на берегу Азовского моря. Когда Полина окончила 2 класса церковно-приходской школы, перед родителями встал вопрос: где добыть денег, чтобы купить дочери обувь, одежду, тетради? Затруднение разрешилось просто: девочка в школу больше не пошла, её отдали в няньки.

Подросла она и стала батрачкой. После Октябрьской революции, когда в селе Ново-Спасовка организовался колхоз, Полине поручили уход за птицей. Дни и ночи проводила она на птичнике, но всё-таки находила время для учёбы в вечерней школе.

Однажды на луг около птицеводческой фермы опустились 2 самолёта. Не будь этой вынужденной посадки, возможно, никогда бы в нашей стране не появилась такая замечательная лётчица, как Полина Осипенко.

Все колхозники от мала до велика прибежали к самолётам. Полина увидела среди лётчиков женщину. Это поразило её. С этого дня Осипенко решила научиться летать и сама. Она списалась с односельчанином, курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему.

Свою службу в авиации Полина Осипенко начала в должности… официантки в столовой. Она подавала курсантам борщ и котлеты и каждый день упрашивала начальника школы принять её на учебу. Она убеждала его с таким жаром, с такой настойчивостью, что он в конце концов улыбнулся и сказал: «Что ж, пройдите медицинский осмотр…»

Этого только и надо было Полине. Её здоровью мог позавидовать любой кандидат в лётчики. И вот вчерашней колхознице остригли волосы, выдали военное обмундирование, отвели комнату в общежитии. Она стала курсантом авиашколы…

Осипенко занималась с исключительным старанием. Ей охотно и много помогали товарищи. После окончания школы военного пилота Осипенко направили на службу в авиационную часть. А когда ей дали отпуск, она приехала па побывку в родную Ново-Спасовку. Приехала, конечно, в лётной форме. Колхозники ходили за ней по пятам, а некоторые бесцеремонно спрашивали: «Скажи правду, ты в самом деле летаешь или просто ходишь в военной форме?»

Осипенко говорила, что летает, но ей не верили. Даже мать — и та усомнилась. Тогда Полина решила доказать, что она лётчица. Вместе с матерью она уехала в свою часть. Старушка была на аэродроме, когда дочь поднялась в воздух. Самолёт делал «петли Нестерова», «бочки», «штопоры». Мать стояла на зелёном поле, смотрела в небо и плакала. Когда дочь подошла к ней после полёта, счастливая мать сказала: «Ну, теперь я верю, что ты летаешь, расскажу всему селу…»

Полипа Осипенко неустанно совершенствовалась как лётчица. Она была на редкость настойчива, упорна, трудолюбива. В одном из полётов достигла рекордной высоты среди женщин в открытой кабине — 8804 метра.

Когда летом 1938 года вместе со своими подругами Верой Ломако и Мариной Расковой готовилась к рекордному полёту на гидросамолёте, неожиданно выяснилось, что Полина, выросшая на берегу Азовского моря, не умеет плавать.

— Летать не боишься, а плавать не умеешь. Какая же ты морячка? А ещё командир летающей лодки! — шутили над ней подруги.

— Хорошо, — сказала Осипенко Расковой, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом. Будешь плыть и приговаривать: «Спокойно, спокойно».

И она поплыла, неумело размахивая руками. Через 2 дня, Осипенко уже одна уплыла так далеко в открытое море, что врач, стоявший на берегу, кричал:

— Вернитесь, вернитесь немедленно!…

Выйдя на берег, Осипенко, улыбаясь, сказала Расковой:

— Видишь, страх не так уж трудно побороть. Вот и научилась плавать.

А плавать ей нужно было уметь. Три лётчицы отправлялись в рискованный рейс на летающей лодке и должны были быть готовыми ко всяким неожиданностям…

Экипаж самолёта

Экипаж самолёта «Родина»

Они позавтракали в Севастополе, а ужинать им предстояло в Архангельске. Гидросамолёт всё время летел над сушей, вынужденная посадка исключалась. Большую часть пути пробивались сквозь густую облачность, летели «вслепую». Несколько раз самолёт обледеневал. Этим полётом лётчицы за 10 часов 33 минуты соединили воздушной трассой Чёрное и Белое моря и установили новый мировой рекорд.

24 — 25 сентября 1938 года, вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой, Полина Осипенко совершила рекордный беспосадочный перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток (Комсомольск — на — Амуре). А вскоре, в ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.

…В мае 1939 года Майор П. О. Осипенко, работавшая тогда в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава.

В первый день лётчики работали в помещении с тренажером. Они по очереди занимали кабину и выполняли по приборам задание инструктора. На следующий день летали с инструкторами и только на 3-й день перешли к самостоятельным полётам.

С утра 11 мая облака низко нависли над землёй. Но полёты начались в точно указанное в графике время. Каждый самолёт летал в отведённой ему зоне.

По предложению Героя Советского Союза Анатолия Серова, так же проходившего обучение на этих курсах, лётчики разделились на пары: один находился в закрытой кабине, другой — в открытой, вместо инструктора. Потом менялись местами.

Серов вылетел на задание с Полиной Осипенко. Сначала она находилась в закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полёт. После сел в закрытую кабину, место инструктора заняла Полина Осипенко, самолёт легко и красиво пошёл в воздух. Это был последний полёт замечательных лётчиков…

Разбитую машину нашли недалеко от села Высокое. Кабина Серова была открыта. Причины катастрофы так и остались невыясненными…

Самолёт Ил-2

Самолёт Ил-2 «Полина Осипенко» из состава 108-го ГвШАП. 1944 год

Наш народ не забыл своих Героев. Их именами названы улицы и площади во многих городах страны. Имя Героев долгое время носили пионерские дружины во многих средних школах и специальных учебных заведениях.

Во время Великой Отечественной войны одна из боевых машин 108-го Гвардейского штурмового авиационного полка носила имя прославленной лётчицы Героя Советского Союза Полины Денисовны Осипенко.

Ключевые слова:Герой Советского Союза, женщины-лётчицы

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Если Вам понравилась статья, Вы можете поставить на нее ссылку в Вашем аккаунте социальной сети:

Рекордные перелеты Полины Осипенко.

Свой первый подвиг молодая женщина совершила в 1937 г, когда смогла побить сразу три мировых достижения по высотным полетам, как с грузом, так и без нагрузки. В следующем году женский экипаж под командованием Полины Денисовны Осипенко установил мировой подвиг дальности полета по замкнутой кривой.

В том же 1938 году бесстрашная и настойчивая летчица совершила еще один подвиг, обессмертивший ее биографию. 24-25 сентября на самолёте АНТ-37, совместно с В. Гризодубовой и М. Расковой, осуществила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток, длиной 6450 км, установив новый авиационный мировой рекорд по дальности.

За этот подвиг 2 ноября 1938 г. Полине Денисовне Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза и назначили наставником пилотов – истребителей, позже она была избрана делегатом XVIII съезда ВКП(б).

11 мая 1939 года, Полина Осипенко вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым отрабатывала полеты вслепую, когда один член экипажа находится в закрытой кабине и ведет воздушное судно, а другой в открытой в качестве инструктора. Сначала в закрытую кабину села Полина, а инструктировал А. Серов, затем на земле они поменялись местами и назад не вернулись.

В стране был объявлен всеобщий траур. Урну с прахом Полины Денисовны торжественно нес к месту захоронения в Кремлевской стене В. Молотов, а урну Анатолия Серова – И. Сталин. После начала Великой Отечественной войны подруга погибшей героини Марина Раскова не раз с сожалением говорила, что Полина рано ушла из жизни, так как ее опыт пилотирования был бы просто бесценен при обучении ее женского летного полка.


Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Детство

Полина появилась на свет 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Российской империи. Сейчас это село называется в её честь – Осипенко и находится на Украине в Бердянском районе Запорожской области. По национальности Поля была украинкой, её девичья фамилия – Дудник. Родилась она девятым ребёнком в многодетной бедной крестьянской семье.

Детские годы девочки прошли в родном селе на берегу Азовского моря. Когда Полине исполнилось шесть лет, родители отдали её в церковно-приходскую школу, но окончила она всего лишь два класса. У родителей не было денег на одежду, обувь, тетрадки. Отец решил, что писать, читать научилась и хватит, надо по дому помогать.

В восьмилетнем возрасте Полину отдали в няньки (девочка ухаживала за чужими малышами), а позже она начала батрачить в своём и соседнем сёлах – белила хаты, работала на огородах. Будучи подростком, ходила в город Бердянск на заработки, но семья так и не смогла выбраться из тяжкой нужды.

Полина Осипенко

Учёба в авиационной школе

Однажды на луг за околицей села приземлились два спортивных самолёта. Для колхозников это было невиданной и неслыханной диковинкой, все от мала до велика высыпали смотреть на «железных птиц». Одной из первых прибежала и Полина, а когда увидела среди лётчиц женщину, то буквально следовала за ней по пятам и заваливала вопросами.

Вечером самолёты улетели, а Полина три дня не находила себе места. Потом принялась писать письма, пытаясь выяснить, где есть авиационные училища или школы и могут ли туда принять её – дочь бедного крестьянина, но при этом колхозницу и члена ВЛКСМ. Так она узнала, что под Севастополем есть Качинская авиационная школа.

Непреодолимое желание летать стало для молодой женщины прекрасной и высокой мечтой. Она уговорила председателя колхоза отпустить её с птицефермы, попросила в комсомольской ячейке написать характеристику, сложила свои нехитрые пожитки в деревянный чемоданчик, обклеенный изнутри картинками, и отправилась под Севастополь.

Полина Осипенко

Авиационная служба Полины началась с лётной столовой, куда начальник школы назначил её официанткой. Но она не унывала, главное, что рядом был аэродром, а на авиационной стоянке, как по линеечке, выстроены самолёты. Ежедневно Поля подавала курсантам котлеты и борщ, а потом бежала к начальнику и упрашивала допустить её к учёбе. И она настояла на своём, да и как было отказать такой настойчивой, пышащей здоровьем девушке с алым, как мак, румянцем на щеках.

Медицинскую комиссию она прошла с ходу. Потом Полине остригли волосы, дали военную форму и комнату в общежитии. Так вчерашняя колхозница стала курсантом авиационной школы. Училась она с особенным старанием и рвением, с утра и до позднего вечера, даже по воскресеньям никогда не отдыхала. Товарищи Полину любили и охотно помогали ей во всём.

Когда начались практические полёты, инструктором Полине назначили опытного методиста майора Абрамычева. Ученицей она оказалась очень способной, всё хватала на лету и упражнения программы выполнила своевременно.

В школе было так заведено, что курсантов не предупреждали заранее о дне самостоятельного вылета. Вернувшись с очередного полёта и совершив при этом не слишком удачную посадку, Полина ожидала головомойку от инструктора. Но вместо этого он спросил, сильно ли она устала? Поля ответила, что совсем не чувствует себя уставшей. Тогда Абрамычев сказал, что теперь она полетит одна.

Полина Осипенко

Свой первый самостоятельный полёт Полина выполнила на «отлично», в небе она не могла сдерживать рвущуюся из груди радость и громко пела.

Любивший небо и жену

Свадебное фото Степана и Полины Говяз. 1 февраля 1926 года. Коллаж. Фото: © РИА Новости, pro.berdyansk.biz

Свадебное фото Степана и Полины Говяз. 1 февраля 1926 года. Коллаж. Фото: © РИА Новости, pro.berdyansk.biz

Первая любовь к девушке прилетела на железной птице. Односельчанин Степан Говяз, служивший в лётных войсках РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), однажды прилетел в родное село на военном самолёте. Он сделал 19-летней Полине Дудник предложение, и та согласилась. Свадьба состоялась в 1926 году. Однако к служившему в Севастопольской области мужу Полина смогла переехать только спустя несколько лет — за это время она успела закончить курсы птицеводов и даже поработать заведующей птицефабрикой.

Кстати, в официальной биографии эпизод с прилётом жениха в Новоспасовку превратился в прилёт экипажа с женщиной на борту, увидев которую, Осипенко вдохновилась на собственную карьеру лётчицы.

Итак, в Качинскую школу военных пилотов в Крыму Полина приехала с целью стать коллегой мужа и так же покорять небо. Степан Говяз устроил жену официанткой в столовой авиационной школы, где в свободное время обучал её теории лётного дела. С помощью этой поддержки Полина смогла вскоре поступить, став одной из первых девушек в этом заведении. В официальной же биографии Полина поступила благодаря личной просьбе Ворошилова в ходе его посещения школы. Вполне возможно, что оба эти факта имели место, однако о роли Степана не писал никто.

Фото: © РИА Новости, Википедия

Фото: © РИА Новости, Википедия

В 1933 году Осипенко окончила курсы военных лётчиков, и её карьера начала разгоняться так же стремительно, как самолёты на взлётной полосе. Она получила назначение в Харьковский гарнизон — командиром звена истребителей. Девушку вполне целенаправленно начали готовить к авиационным первенствам. У советских рекордов должно было непременно быть и женское лицо.

Параллельно с этим процессом над Степаном Говязом начали сгущаться тучи. Сначала его просто отдалили от Полины, переведя на службу в Ростовскую область. А следом и вовсе объявили врагом народа и отправили в ГУЛАГ. Своей матери он писал письма из лагеря, полные надежд и понимания всего происходящего.

«Отдельные лица разбивали нас своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву… Не подумайте, что я преступник в полном смысле слова, что я враг народа. Нет!»

«Обещаю летать выше всех девушек мира!»

Неизвестно, что стало причиной столь явно подстроенной размолвки супругов — может быть, выявилась «плохая» родословная Говяза, не подходившая к роли мужа героини, а может быть, этому поспособствовал будущий муж Полины Александр Осипенко. Так или иначе, Полина Говяз вскоре снова вышла замуж — за достойного, с точки зрения партийных верхов, человека. Осипенко был на тот момент командиром 19-й авиаэскадрильи, позже участвовал в боях в гражданской войне в Испании, за что получил звание Героя Советского Союза. Будущего Героя приставили к будущему Герою, так сказать.

Семья лётчика Александра Степановича Осипенко (в центре, стоит). Слева — брат Николай, лётчик военной авиации, справа — брат Леонид. Сидят (слева направо): жена Полина, отец Степан Ильич и мать Полина Ефимовна. Фото: © РИА Новости/Л. Гиссельберг

Семья лётчика Александра Степановича Осипенко (в центре, стоит). Слева — брат Николай, лётчик военной авиации, справа — брат Леонид. Сидят (слева направо): жена Полина, отец Степан Ильич и мать Полина Ефимовна. Фото: © РИА Новости/Л. Гиссельберг

В 1936 году на всесоюзном совещании жён командного состава РККА Полина Осипенко торжественно поклялась с высокой трибуны «летать выше всех девушек мира». И обещание своё сдержала.

Уже летом 1937 года Осипенко удалось побить сразу три мировых рекорда высотных полётов — с грузом и без. В 1938 году она руководила прямым перелётом Севастополь — Архангельск, что также стало мировым женским рекордом дальности полёта по замкнутой кривой.

Прославленные советские лётчицы (слева направо) Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Фото: © РИА Новости/Ольга Ландер

Прославленные советские лётчицы (слева направо) Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Фото: © РИА Новости/Ольга Ландер

Три уникальные женщины своего времени, лётчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова, в сентябре 1938 года взялись осуществить рекордный беспосадочный перелёт на Дальний Восток, из Москвы в Комсомольск-на-Амуре. Погода сделала всё, чтобы разрушить их планы, они не смогли найти комсомольский аэродром. В небе над глухой тайгой они оказались с пустыми баками, и им пришлось посадить самолёт. Тем не менее рекорд по дальности перелёта среди женщин был поставлен (6450 км), и каждая из лётчиц была удостоена звания Героя Советского Союза.

Не теряя надежды на скорое своё освобождение и радуясь успехам бывшей жены, Степан Говяз хотел иметь хотя бы возможность написать ей письмо. Поспособствовать этому он просил свою мать.

«После освобождения я к вам не приеду, и до тех пор вы меня не увидите, пока я не восстановлюсь обратно в авиации, и не получу звания, и не приведу себя в порядок…. Вас, в свою очередь, прошу — дайте мне адрес Полинки. Выполнить эту мою просьбу — значит, дать мне хотя бы немного радости»

Из письма заключённого Степана Говяза матери 11 октября 1938 года

Говорят, что Полина виделась со своей свекровью во время визита в это время в Новоспасовку, где её встречали цветами всем селом. И обещала ей замолвить слово за Степана перед руководством страны, у которого она, разумеется, была на хорошем счету. Полина не верила в то, что её бывший муж мог хоть в чём-то быть виновен.

Но летать и жить Полине Осипенко суждено было недолго. 1 мая 1939 года она участвовала в военном воздушном параде над Красной площадью в группе скоростных истребителей. А уже 11 мая произошла трагедия: во время учебно-тренировочного полёта в Рязанской области, который она выполняла вместе с Героем Советского Союза Анатолием Серовым, самолёт сломался в воздухе и разбился вместе с лётчиками. В стране был объявлен по этому случаю траур, а похороны проходили с участием первых лиц — урну с прахом Осипенко нёс к месту захоронения в Кремлёвской стене Молотов, а урну Серова — Сталин.

Первый супруг тяжело переживал смерть Полины, последние его письма были о ней.

«Я за последние годы получаю удар за ударом. Последний удар, который слишком тяжело и с мучительной болью переживать, — за Полинку, которую также вы, наверное, хоронили… Но она в живых, она здорова и она сильна»

Из письма заключённого Степана Говяза матери 11 октября 1938 года

Увидеть мать и оказаться дома Степану Говязу так и не было суждено. Ни в назначенный срок, ни позже его не выпустили. Он умер в лагерях. Точная дата его смерти неизвестна.

Память

  • До 1958 года именем Полины Осипенко назывался город Бердянск
  • В честь П.Д. Осипенко названо её родное село (ранее с. Новоспасовка)
  • Улицы Полины Осипенко во многих городах России, Украины, Беларуси и Казахстана
  • Район имени Полины Осипенко в Хабаровском крае
  • Квартал Осипенко в Железнодорожном районе Барнаула
  • Сквер имени П. Д. Осипенко в Оренбурге
  • Имя Осипенко присвоено Одесской военной авиационной школе, Днепропетровскому областному аэроклубу, Бердянскому педагогическому университету
  • Памятники в Бердянске, Кокшетау, Запорожской и Рязанской области
  • Сорт сирени «Полина Осипенко»
  • Именем Полины Осипенко названо грузовое судно
  • В честь Полины Осипенко назван кратер Осипенко на Венере

Служба в авиации

Окончив школу, Полина получила направление на службу в Бобруйскую авиационную бригаду. Во время своего первого отпуска она приехала на родину в Новоспасовку. Односельчане ходили за ней по пятам и спрашивали, на самом ли деле она умеет летать или только носит военную форму? Даже родная мама усомнилась в том, что Поля поднимается высоко в небо. Чтобы доказать всем, что она действительно лётчица, уезжая из отпуска в часть, Полина взяла с собою маму. Пожилая женщина смотрела, как её дочь выполняет в небе на самолёте «бочки», «петли Нестерова», «штопоры» и плакала от переполнявшей материнское сердце гордости.

А поводов для гордости за Полину находилось много, она была уже не просто военным лётчиком, а командиром звена в Харьковском гарнизоне. Начальство постоянно отмечало её высокую дисциплину и незаурядное мастерство. Требования устава она выполняла чётко, все наставления понимала с первого раза, отличалась редкой настойчивостью, трудолюбием и упорством. Увлёкшись высотными полётами, Полина поднималась на пять, шесть, семь и даже восемь тысяч метров в открытом самолёте. Во время одного из полётов она установила рекорд среди женщин – на высоте 8804 м находилась около 20 минут. Когда она совершила посадку, командир вручил ей букет цветов и сказал, что такого не делала ещё ни одна женщина в мире.

p-osipenko-5_0.jpg

В 1935 году Осипенко была переведена из Харькова в Житомир, оттуда в Киев, а потом в Московский военный округ, где вскоре получила назначение в Генштаб на должность инспектора ВВС. В 1936 году лётчица была представлена руководству Советского Союза и, стоя на Кремлёвской трибуне, заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!»

Рекорды

Свои обещания Полина привыкла выполнять и в конце весны 1937 года установила сразу три международных рекорда:

  • 22 мая она переплюнула итальянскую лётчицу Контессу Негроне, поднявшуюся в гидросамолёте на высоту 6200 м. Осипенко взяла высоту 9100 м.
  • Утром 25 мая, имея на борту груз 500 кг, Полина покорила высоту 7605 м. Вечером этого же дня с грузом весом 1 тонна отважная лётчица подняла тяжелейший самолёт на высоту 7200 м, совершив потом мастерскую посадку на лазурную гладь Севастопольской бухты.

На таких высотах было минус сорок градусов, приборы замерзали, а мотор отказывался работать в разреженном пространстве. Представитель конструкторского бюро потом сказал Полине, что она смогла выжать из машины всё. На что Осипенко с задором ответила: «Человек может сделать больше!»

Полина Осипенко

Её энергия была неиссякаемой, Полине требовались новые горизонты для преодоления. Высоту она уже покорила, теперь принялась за расстояния. Дальние полёты показались Осипенко заманчивой перспективой.

В 1938 году она со своими авиационными подругами – штурманом-радистом Мариной Расковой и лётчицей Верой Ломако – установили новый мировой рекорд на дальность полёта по замкнутой кривой на гидросамолёте – 1749 км.

2 июля 1938 года в том же составе советские лётчицы совершили перелёт на гидросамолёте через всю страну – от Севастополя до Архангельска. Тяжёлая гружёная машина еле оторвалась от водной поверхности, так же сложно дался набор высоты, дымка, ограниченная видимость, облачность, грозовой фронт, обледенение самолёта – трудности преследовали до самого Архангельска. Но никакие снежные заряды и дождевые завесы не помешали трём советским лётчицам перекинуть воздушный мост от Чёрного к Белому морю.

После этого Полина стала любимицей всего Советского Союза. Из разных отдалённых уголков огромной страны ей приходили мешки писем, девушки спрашивали, куда поступить на учёбу и как стать лётчицей, женщины доверяли ей свои тайны и просили советов. Ни одно письмо не оставалось без ответа.

Полина Осипенко

За свои достижения в авиации Осипенко награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Организаторы беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток (в Комсомольск-на-Амуре) на самолёте АНТ-37 «Родина» сомневались, согласится ли Осипенко принять в нём участие. Ведь она привыкла во всём быть первой, а тут командиром машины уже была назначена Валентина Гризодубова. Но Полина моментально дала согласие. Роль штурмана досталась Марине Расковой.

Полёт состоялся в конце сентября 1938 года, но сложные погодные условия помешали лётчицам найти нужный аэродром. Командир Гризодубова отдала приказ Расковой выпрыгивать из самолёта, а сама вместе с Осипенко совершила жёсткую аварийную посадку в лесу. Спустя десять дней все лётчицы были найдены, они установили рекорд по дальности перелёта и удостоились званий Героев Советского Союза.

Личная жизнь

Слова из знаменитой песни: «Первым делом, первым делом самолёты», точно про Полину Осипенко. Для неё существовали только небо и работа. Она дважды выходила замуж, но оба супруга были для Полины, скорее, боевыми товарищами, чем любящими и любимыми мужчинами.

Полина Осипенко

Первый муж – военный лётчик Степан Говяз. Их разлучили, когда Полина начала подготовку к авиационным рекордам, Степана направили на службу в Ростовскую область. В 1937 году он был репрессирован, но из заключения не вернулся, скончался в исправительно-трудовом лагере.

Второй супруг – знаменитый советский лётчик Александр Степанович Осипенко. Именно под этой фамилией и узнал весь мир легендарную советскую лётчицу. Они вместе служили и поженились в 1937 году. Александр в составе истребительной эскадрильи принимал участие в испанской гражданской войне в 1938 году, прошёл всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня. После увольнения в запас работал в Московском авиационном институте на должности проректора.

Гибель

1 мая 1939 года Осипенко приняла участие в воздушном параде над Красной площадью, после чего отправилась в Рязанскую область на сборы тренировать «слепые полёты». В первый день работали с тренажёрами, во второй с инструкторами, а в третий самостоятельно.

11 мая напарником Полины в самостоятельном полёте был назначен Анатолий Серов (муж знаменитой артистки Валентины Серовой). Лётчики вылетали по двое. Один в закрытой кабине вёл самолёт, а напарник в открытой корректировал полёт (вместо инструктора). Первый полёт прошёл благополучно – Полина вела самолёт вслепую, а Серов корректировал. Во втором заходе они поменялись местами, но это оказался последний вылет знаменитых советских лётчиков. С высоты 400 м самолёт сорвался в плоский штопор. Разбившуюся машину обнаружили неподалёку от села Высокое. Жизнь бесстрашной лётчицы, патриотки Полины Осипенко трагически оборвалась.

Полина Осипенко

В связи с гибелью лётчиков в стране объявили траур. Их похоронили в Москве у Кремлёвской стены. Молотов нёс урну с прахом Полины, а с урну с прахом Серова сам товарищ Сталин.

Во многих городах Советского Союза имеется огромное количество улиц, проспектов, скверов, площадей, названных в честь Полины Осипенко. Её имя носит родное село, военная авиационная школа в Одессе, областной аэроклуб в Днепропетровске, грузовое судно, кратер на Венере, один из крупнейших виноградных совхозов в Крыму. Московский селекционер Леонид Колесников вывел сорт сирени и назвал его «Полина Осипенко».


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий