Пётр Кацыв: биография российского государственного деятеля

Видео Все

Кацыв Петр Дмитриевич Заместитель Председателя Правительства Московской области министр транспорт

Защитник счастья — Уборка заброшенных социальных объектов в Люблино 01.09.2016

Новое ведомство возглавит Петр Кацыв

Новое слово в транспорте

Москва, утренний час пик. Мегаполис гудит словно гигантский улей. Бегут электрички и поезда метро, проносятся пассажирские автобусы, мчатся автомобили. Миллионы жителей столицы и ближайших городов спешат по своим делам: одни на работу, другие на учебу.

Приятный мужской голос объявляет название станции – “Деловой центр”. Поезд, словно сошедший со страниц фантастических рассказов, плавно подъезжает к платформе. Эффектный дизайн, стильное цветовое решение – прошло несколько лет, но внешний вид огромных 260-тонных составов продолжает радовать глаз пассажиров. Поезд элегантно “паркуется”, двери распахиваются, и люди покидают уютный салон. Только что они совершили поездку по Московскому центральному кольцу – относительно новому, но уже полюбившемуся горожанам виду транспорта. Одним из его создателей является российский государственный деятель Петр Кацыв.

В 2014 году он пришел в “Российские железные дороги” на должность вице-президента. К тому моменту за его плечами было 30 лет эффективной работы в транспортной отрасли. Опытному специалисту предложили заняться крайне важным и ответственным направлением – развитием транспортного узла Москвы. Отказаться от такого интересного предложения он не мог. Масштабные проекты – конек Кацыва.

Столичный транспортный узел – система сложная: десять железнодорожных направлений, девять вокзалов, соединительные линии, тупиковые ветви. Запутаться в этом массиве проще простого даже опытному транспортнику. К тому же не все в этой системе работало. Слабым звеном была Московская кольцевая железная дорога. Построенная в 1908 году для грузовых перевозок, спустя сто лет она превратилось в головную боль столичной мэрии. Количество перевозок по ней снизилось, инфраструктура приходила в негодность, а территория вокруг стремительно превращались в зону отчуждения. Москвичи презрительно обозвали ее “Ржавым поясом”.

Экс-министр транспорта Московской области Пётр Кацыв

О масштабной реконструкции и приспособлении кольца для полноценного пассажирского движения задумывались еще в начале “нулевых”, но к работе удалось приступить спустя 10 лет. Перед Петром Дмитриевичем Кацывом стояла непростая задача: превратить старую железную дорогу в современный вид транспорта, не уступающий, а во многом и превосходящий метро.

У проекта было немало скептиков, но результат превзошел все ожидания. Москвичи получили:

  • 17 пересадок на метро;
  • 10 пересадок на железнодорожные направления;
  • удобные поезда “Ласточка” с системой микроклимата;
  • в среднем 20 минут сэкономленного времени.

Красноречивее всего об успехе МЦК говорят цифры. По популярности детище Кацыва приближается к метро: только за прошлый год кольцом воспользовались около 150 миллионов человек, а всего за последние четыре года – более 400 миллионов. В территории вокруг МЦК удалось вдохнуть новую жизнь: сейчас там активно строится жилье и офисы. С задачей Кацыв Петр Дмитриевич справился на отлично, еще раз доказав, что он специалист высочайшего уровня.

МЦК — еще один успех Кацыва

Государственный деятель Пётр Кацыв

Пиком карьеры Петра Кацыва стала работа в РЖД. Осенью 2014 года управленцу предложили стать вице-президентом компании и заняться развитием транспортного узла столицы. С его именем связано появление Московского центрального кольца — уникального для нашей страны проекта, фактически гибрида метрополитена и наземной электрички.

Для этого предстояло реанимировать старую кольцевую железную дорогу — МКЖД, построенную еще в начале XX века. В те годы она проходила по окраинам столицы, но спустя век находилась почти в центре города. К сожалению, вид у железной дороги и ее окрестностей был непарадный: заброшенные промзоны, пустыри, сомнительные гаражи, соседствующие со стихийными свалками — настоящие авгиевы конюшни.

Петр Кацыв и его команда засучили рукава и приступили к делу:

  • для поездов «Ласточка» было приспособлено 54 километра путей;
  • построена 31 станция;
  • создано в общей сложности 27 пересадок на метро и пригородный железнодорожный транспорт.

Новый транспортный контур столицы получил название Московское центральное кольцо. Его открытие состоялось в сентябре 2016 года. Удобство МЦК очевидно: теперь не нужно ехать на перегруженные станции метро в центре города, чтобы пересесть с одной линии на другую — это сильно экономит время. В качестве бонуса — много живописных видов из окна по ходу движения поезда: Москва-река, Воробьевы горы, парк Лосиный остров, Москва-сити.

В 2019 году Петру Дмитриевичу исполнилось 66 лет — он ушел на заслуженный отдых. Должность в РЖД стала последней в его карьере. Сейчас свободное время управленец посвящает семье и спорту. Он давно и счастливо женат: с супругой Людмилой Ейликовной они вступили в брак более 40 лет назад. Она является заслуженным учителем России и руководит ассоциацией «Лидеры образования Подмосковья». В 1977 году у молодых родился сын Денис — он начал собственное дело и основал несколько успешных транспортных компаний.

Петр Дмитриевич Кацыв — большой любитель спорта. Он занимался:

  • футболом;
  • бегом;
  • настольным теннисом.

По последнему виду спорта, который являлся его страстью, Петр Кацыв выполнил нормативы КМС. Сделать это крайне непросто: в течение года нужно обыграть на крупных соревнованиях, в том числе общероссийских и международных, двенадцать соперников из числа кандидатов в мастера спорта.

Поэтому даже сейчас, несмотря на почтенный возраст, Петр Дмитриевич сохраняет прекрасную физическую форму, он полон сил и энергии.

Отец и сын: Пётр и Денис Кацывы

Кацыв Петр Дмитриевич закончил институт в 1975 году, но вернулся к науке спустя 14 лет. В 1999 году он защитил кандидатскую диссертацию, в которой исследовал возможности совершенствования пассажирских перевозок. В 2002 году последовала защита докторской: на этот раз Петр Кацыв представил свои наработки по совершенствованию управления крупными транспортными системами.

Трудовая биография управленца нашла отражение в многочисленных орденах и медалях, которых он удостоен. Государственный деятель является Заслуженным работником транспорта, кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, также он награжден «Знаком Почета», медалями в честь 850-летия Москвы и 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Перспективный сотрудник

Терпение и труд все перетрут, гласит старинная русская пословица. Молодому инженеру Петру Кацыву, как и всякому начинающему специалисту, приходилось нелегко. Своей крыши над головой не было, жить приходилось в весьма стесненных условиях. Зато была работа, которой вчерашний выпускник вуза очень дорожил.

Первую должность он получил в Пассажирской автоколонне № 1786, там Петр Кацыв проработал до 1982 года. В круг обязанностей молодого инженера входил надзор за соблюдением техники безопасности на транспорте. Работа ответственная, в чем-то даже нервная. Начальство присматривалось к начинающему специалисту, но он быстро себя зарекомендовал и дал понять, что на него можно положиться.

  • Возглавлял отдел по безопасности движения;
  • Был замруководителя по вопросам перевозок;
  • Затем — первым заместителем.

В трудное для страны переходное время Петр Дмитриевич Кацыв работал в «Мострансавто». Это огромная структура, объединяющая систему общественного транспорта Подмосковья. В 1987 году он стал заместителем начальника по перевозкам «Мострансавто», в 1994 году стал гендиректором предприятия.

На новый должности Кацыву пришлось нелегко. И хотя за его плечами к тому моменту уже был почти 20-летний опыт работы в транспортной отрасли, ситуация с пассажирскими перевозками в первой половине 90-х была крайне тяжелой. Не хватало буквально всего: денег, топлива, запчастей. Петру Дмитриевичу, выражаясь современными терминами, пришлось стать антикризисным менеджером и спасателем в одном лице. При жесткой нехватке ресурсов он сумел организовать эффективную работу предприятия, что позволило «Мострансавто» выжить в те непростые годы.

Главный по подмосковному транспорту

«Лихие» 90-е уступили место относительно благополучным нулевым. Страна приходила в себя от череды экономических кризисов и политических катаклизмов. В это время во главе Подмосковья становится Борис Громов. В афганской войне он командовал армией и прекрасно понимал значимость грамотных и компетентных кадров.

Сферу транспорта Громов решил доверить Кацыву. В 2001 году управленец возглавил профильное министерство Московской области. Время показало, что губернатор сделал правильный выбор.

К тому моменту Кацыв Петр работал в системе подмосковного общественного транспорта более 25 лет и знал все досконально. Но регион активно развивался: появлялись новые производства, расширялась сфера услуг — Подмосковье стало одним из российских лидеров по уровню жизни. Разумеется, это привлекало туда людей со всей страны. «Нулевые» стали временем строительного бума в области, жилые комплексы появлялись каждый год. Перед Петром Дмитриевичем встала задача обеспечить новые районы транспортом.

Талантливый человек — талантлив во всем. Помимо транспорта, в правительстве Подмосковья Петр Дмитриевич Кацыв отвечал за развитие следующих направлений:

  • Научно-техническая сфера;
  • Связь и информатизация;
  • Промышленная политика;
  • Инновации.

Крупнейшим проектом, в котором поучаствовал Петр Дмитриевич в годы работы в правительстве Подмосковья, стала Центральная кольцевая автодорога. Восьмиполосная трасса позволит запустить транспортные потоки в обход столицы и крупных городов ближнего Подмосковья. Как результат — снижение нагрузки на дорожную сеть агломерации и улучшение экологической обстановки.

И хотя Кацыв всю жизнь занимался наземным транспортом, авиация также оставила след в его биографии. Пассажиропоток столичных аэропортов рос, было необходимо улучшать их транспортную доступность. Благодаря Петру Дмитриевичу к авиационным узлам были проведены прямые железнодорожные линии — путь для пассажиров стал короче и комфортнее. Также управленец занимался вопросами безопасности аэропорта Шереметьево.

После Бориса Громова столичный регион возглавил Сергей Шойгу. Кацыв Петр с 2012 года отвечал за взаимодействие с федеральными ведомствами, был советником нового главы Подмосковья. Но в 2014 году ему поступило предложение, от которого он не мог отказаться: Петра Дмитриевича пригласили на должность вице-президента РЖД. Управленцу предстояло заниматься развитием транспортного узла столицы. Кацыв за свою трудовую биографию приложил руку ко многим важным проектам, но работа в «Российских железных дорогах» стала вершиной его карьеры.

Переход на министерский уровень

Руководство одним из крупнейших в нашей стране транспортных пассажирских предприятий стало, пожалуй, самым суровым экзаменом на профессиональную пригодность за всю многолетнюю карьеру Петра Кацыва. Едва ли в России найдется другое такое транспортное объединение, от стабильной и точной работы которого зависело бы население всего столичного региона. И тогда, и сейчас Мострансавто – это ежедневный пассажиропоток, исчисляемый миллионами человек, это тысячи автобусов, обслуживанием которых занята целая армия специалистов, это сотни маршрутов, протяженность многих из них превышает 100 километров.

В реалиях 90-х годов прошлого века часто приходилось решать проблемы, связанные с исправностью техники, обеспечивать ее бесперебойное снабжение горюче-смазочными материалами и вместе с тем восстанавливать маршрутную сеть. Для этих целей Мострансавто приобрело в лизинг около 1000 микроавтобусов, которые обеспечили надежное сообщение между удаленными населенными пунктами региона и районными центрами.

Сегодня автопарк предприятия насчитывает свыше 5000 транспортных единиц. Компания давно является участником губернаторской программы «Наше Подмосковье», в рамках которой закуплены сотни комфортабельных и надежных автобусов большого и среднего класса. Буквально в 2018 году завершилось еще одно масштабное обновление парка автобусов, в том числе в рамках программы подмосковного правительства. При этом учтены все необходимые критерии безопасности, также машины оснащены спецоборудованием для проезда людей с ограниченными возможностями. Штат компании, которая вряд ли стала бы успешной, если бы у ее руля не находились такие профессионалы, как Петр Кацыв, сегодня трудятся более 19 тысяч человек, в том числе иногородние специалисты.

Справиться с таким сложным организмом, особенно в 90-е годы мог только человек, досконально знающий работу транспортной системы во всех ее многочисленных аспектах.

Логичным продолжением карьеры Кацыва Петра стал переход в 2001 году в Правительство Подмосковья, где на позиции министра транспорта он занялся вопросами, так или иначе связанными с перевозками в масштабах всей области.

Следующее назначение произошло через два года, когда Кацыв стал заместителем Председателя правительства Московской области. Полномочия управленца, таким образом, заметно расширились, а его сфера ответственности кроме привычных вопросов, связанных с транспортом, стала включать в себя информатизацию, связь и перспективные разработки.

Во время работы Петра Кацыва в Правительстве Московской области регион реализовывал сразу нескольких важных и амбициозных проектов:

  • Полным ходом шло проектирование и согласование одного из крупнейших инфраструктурных проектов в новейшей истории России – Центральной автомобильной кольцевой дороги (ЦКАД), которая должна была дать мощный стимул к развитию десятков областных муниципалитетов и повысить пропускную способность для транзита транспорта в столичном регионе и снять избыточную нагрузку с Московской кольцевой дороги.
  • Велось строительство новой скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
  • Значительного прогресса удалось достичь в вопросе улучшения транспортной доступности столичного авиационного узла. К каждому из аэропортов были проложены железнодорожные пути, надежно связавшие их с Москвой.

В череде кадровых перестановок, вызванных уходом со своего поста Бориса Громова, Кацыв, хотя и освободил кресло министра транспорта, продолжил работать в Правительстве. Под руководством нового губернатора – Сергея Шойгу – Кацыв в 2012 году на посту министра стал курировать вопросы взаимодействия федеральных и региональных ветвей власти.

В следующем году он получил должность советника губернатора в правительстве Андрея Воробьева, но уже без министерского портфеля.

Петр Дмитриевич Кацыв

Знаки отличия и награды

Послужной список КацываПетра Дмитриевича впечатляет. За годы своей работы он заслужил немало орденов имедалей. Однако самой главной наградой для него остается признание москвичей игостей столицы за уникальную транспортную инфраструктуру в мегаполисе.

Ордена:

  • «Знак Почета»;
  • «Дружбы»;
  • «За заслуги перед Отечеством» III степени;
  • «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Медали:

  • 50 лет Победы советского народа в ВеликойОтечественной войне 1941-1945 гг.
  • «В память 850-летия Москвы».

Детство и юность

В школе будущему государственному деятелю хорошо давались точные науки, поэтому, получив в 1970 году аттестат о среднем образовании, он решил поступать в Московский автомобильно-дорожный институт. В советское время МАДИ считался одним из престижных столичных вузов.

Пётр Дмитриевич КацывПётр Дмитриевич Кацыв (фото из личного архива Петра Кацыва)

Первые взлеты карьеры: отинженера до гендиректора

Несмотря на то, что в суткахвсего 24 часа, у Петра Кацыва хватало времени и на науку, и на основную работу.Несмотря на плотный график, он не прекращал учиться, следуя данному принципувсю профессиональную жизнь. Получив диплом МАДИ, он устроился на предприятие Пассажирскойавтоколонны №1786 столичного региона. Петра Дмитриевича приняли на должностьинженера. Однако в том же 1982 г. он получил место начальника одного из отделовМосковского управления пассажирского автотранспорта. Кацыв отвечал забезопасность движения. В 1983 г. ведомство реорганизовали в «Мособлпассажиравтотранс». Впрочем, новость остоль стремительном карьерном росте не стала неожиданностью. Его прочили ПетруКацыву все преподаватели вуза. Любознательный студент с самого первого курсаподавал большие надежды.

В «Мособлпассажиравтотрансе» Кацыв проработал еще4 года, в течение которых занимал руководящие должности. За это время он прошелпуть:

  • заместителя начальника по безопасности движения -начальника отдела;
  • заместителя начальника по перевозкам;
  • первого заместителя начальника по перевозкам.

Плодотворная четырехлеткадала себя знать. После нее Петр Кацыв опять продемонстрировал стремительныйвзлет по карьерной лестнице. В 1987 г. он стал первым замначальника «Мострансавто». Затем стал тамвторым человеком, добравшись до должности первого зама генерального директора.Позже, в 1994 г., занял и самый главный пост.

Первые шаги: наука и практика

Дипломированный молодой специалист Кацыв Пётр после института стал работать инженером по безопасности движения в подмосковной автоколонне. Его первая практическая работа была полным погружением в трудовые будни сотрудников пассажирского транспорта. Мечтал ли он в ту пору о взлете по карьерной лестнице, о глобальных проектах, которые ждут его впереди. Профессия инженера в СССР была одной из самых популярных, обеспечивающих стабильную занятость и заработок. Конечно, Пётр Кацыв молодой отец и муж, в первую очередь ощущал ответственность за семью. Но будучи одаренным инженером, он понимал, что здесь, на транспорте, он работает по призванию. И дальнейший жизненный его путь является ярким примером того как, начиная с простого инженера, способный специалист становится профессионалом своего дела. Именно на практике Пётр Дмитриевич приобретал опыт, профессиональные навыки и способность принимать ответственные решения и поднимать крупные проекты. Талантливого специалиста перевели на руководящую работу в управление пассажирского автотранспорта столицы. А затем в объединении «Мособлпассажиравтотранс» он руководил последовательно безопасностью движения и пассажирскими перевозками.

Принятый через пять лет в «Мострансавто» на должность первого зама начальника объединения по перевозкам, Пётр Дмитриевич Кацыв, уже имел свое видение развития структуры государственной системы транспорта. В 1994 году, назначая его генеральным директором предприятия, министерство подчеркивало, что Кацыв Пётр сочетает опыт работы на транспорте, способности руководителя, новаторский взгляд на процессы усовершенствования и реорганизации транспорта и пассажирских перевозок в Подмосковье и в столице.

Страна в то время находилась на пике перемен. Требовались нестандартные, современные решения. А транспорт была ключевой отраслью, без которой невозможен был переход к рыночной экономике и к новым методам управления городского и областного хозяйства.

Работая на сложнейших участках областного объединения, Пётр Дмитриевич продолжал учиться в аспирантуре МАДИ. Свой практический опыт он подкреплял научной теорией. Темой его кандидатской диссертации в 1999 году и стало изучение существующей ситуации на общественном транспорте в московском регионе. Молодой ученый-инженер научно обосновывал необходимость конкретных изменений в процессе пассажироперевозок в новых условия мегаполиса. Кандидат рассматривал самые актуальные проблемы и предлагал прогрессивные методы их решения. Так будучи практиком Кацыв закладывал теоретический фундамент для дальнейших перемен в транспортной системе столицы и области переходного периода.

Докторская, которую Пётр Кацыв защитил в 2002 году, без отрыва от производства, касалась методов управления глобальными организационными системами, где речь шла о:

  • рыночных механизмах и приватизации,
  • средствах преодоления негативных тенденций,
  • профессиональном регулировании процессами.

Начало карьеры

Первое применение полученных за годы обучения знаний состоялось в Химках в 1975 году в пассажирской автоколонне, где Кацыв трудился инженером по обеспечению безопасности движения. Зарекомендовав себя с наилучшей стороны и получив за 7 лет безупречной работы богатый управленческий опыт, он вполне логично и заслужено был в 1982 году повышен и назначен начальником отдела безопасности всего столичного управления пассажирского транспорта.

В 1987 году Кацыв, который к тому моменту уже являлся первым заместителем начальника Мособлпассажиравтотранса, перешел на позицию первого заместителя руководителя по перевозкам объединения Мострансавто, где карьера талантливого управленца продолжила развиваться: через несколько лет Петр Дмитриевич возглавил это автотранспортное предприятие (стал генеральным директором).

Государственный деятель Петр Кацыв

ЦКАД: Перспективы и масштабы

Один из самых масштабных проектов, осуществляемых под непосредственным руководством Петра Дмитриевича Кацыва, является строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Потребность в ее сооружении диктовало само время. Современный мегаполис, столица России Москва, остро нуждалась в альтернативной транспортной артерии, которая пролегла бы по территории Новой Москвы и Московской области. По плану новая дорога должна была пройти параллельно МКАД и взять на себя часть потока пассажирского и грузового автотранспорта. Маршрут дороги спланирован таким образом, что крупногабаритные, транзитные автомашины могут следовать по своим маршрутам, минуя город и центральные автомагистрали. Строительство ЦКАД стало флагманским межведомственным проектом, а эксперты отметили основные его преимущества:

  • разгрузка центрального региона;
  • улучшение транспортной ситуации;
  • улучшение экологической ситуации;
  • создание структуры занятости.

МКЖД: «легкое метро»

Следующий важнейший государственный проект Кацыв Пётр начал осуществлять в 2014 году, когда в новостях сообщили о том, что опытный управленец вошел в руководство РЖД в качестве вице-президента и начальника Центра по развитию Московского транспортного узла, где курировал проект развития системы московского транспортного узла.

За годы работы в РЖД Пётр Дмитриевич был признан одним из ключевых и эффективных менеджеров и управленцев, создавшем рабочие коммуникации с правительством Москвы и Подмосковья.

В рамках программы были проложены дополнительные пути на участках от Москвы до столичных аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево.

Но самым амбициозным проектом Петра Кацыва называют проект «Московской кольцевой железной дороги». Городской железнодорожный контур интегрируется в транспортную систему столицы, разгружает наземные автомагистрали, решает проблему пробок и улучшает передвижение. Планировалось, что к 2020 году МКЖД ежегодно будет перевозить около 300 млн пассажиров. Протяженность Московской Кольцевой Железной дороги должна составить около 54 км. В проекте — строительство 31 станции, многие из которых станут транспортными узлами, где будут соединятся многие направления железнодорожных линий.

Новаторское решение задействовать последний «ржавый пояс» Москвы и области, морально устаревшие, вышедшие из строя и заброшенные железнодорожные ответвления, расширило возможности строителей для возведения новых скоростных путей. С другой стороны сложность проекта состояла в том, что необходимо было максимально сохранить жилые постройки, обойдя поселки и деревни. Реконструкции подверглись десятки мостов и речных переправ. Современную, полностью электрифицированную железную кольцевую дорогу называют «легким метро» и новым кольцом, которое обогнет столицу.

Разрабатывая этот проект, команда под руководством Петра Кацыва учитывала, что железнодорожные узлы должны быть вписаны в транспортную систему города, вот почему новые станции планировали рядом с линиями метрополитена и автовокзалами. По плану на 17 станциях можно будет совершить пересадку на метро, 10 пунктов буду сопряжены с радиальными направлениями железных дорог. На более чем 13 станциях будут организованы перехватывающие парковки на тысячи автомобильных мест. О глобальности проекта говорит и тот факт, что появятся около 350 возможных вариантов пересадок на метрополитен и наземный городской транспорт. Загруженность линий МКЖД составляет сегодня десятки миллионов человек в год. Специалисты прогнозируют неуклонный рост пропускной способности и в особенности в часы пик. Комфортабельные поезда оснащены всем необходимым:

  • wi-fi;
  • туалетами;
  • местами и пандусами для инвалидов;
  • отсеками для детских колясок и велосипедов.

Всё это создает комфорт и положительный облик столицы.

Семья Петра Кацыва

Кацыв Петр Дмитриевич – семьянин ссолидным стажем. Он женат на легендарном педагоге, учителе физики Людмиле Ейликовне Кацыв,которая много лет возглавляла 11-й лицей в Химках. Супруга государственного деятеляи управленца — кандидат педагогических наук. Помимо этого, онаявляется заслуженным учителем России. Сейчас вторая половина ПетраДмитриевича стоит во главе Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».

Супруги воспитали сына Дениса, который нестал продолжать дело отца. Его деятельность не связана с государственнойслужбой. Денис Петрович Кацыв – успешный бизнесмен и достойный продолжательзаслужившей авторитет фамилии.

          Движение вверх

          От подмосковных Химок до столицы — рукой подать. Именно там недавнему студенту предстояло постигать азы профессии транспортника. Первой строчкой в трудовой биографии будущего руководителя стала Пассажирская автоколонна № 1786. Сначала получалось не все, но молодой специалист Кацыв быстро учился. Руководство ценило его упорство в достижении поставленных целей и организаторские способности.

          Проработав там семь лет, Пётр Кацыв получает первую руководящую должность, став главой отдела безопасности Московского управления пассажирского транспорта. Молодой начальник старался зарекомендовать себя с самой положительной стороны — работе отдавал себя без остатка, болел за дело.

          Руководство было довольно — карьера, словно взмывающая в небо ракета, рванула ввысь. Вскоре Кацыв Пётр становится замначальника по перевозкам, спустя непродолжительное время — первым заместителем начальника объединения по перевозкам в «Мострансавто» — операторе пассажирского транспорта в Московской области. Работы было очень много. Трудовой день, начавшись утром, часто мог закончиться поздним вечером.

          В Москве тем временем политики творили историю, тревожные новости приходили одна за одной. Выплеснулся на улицы и бесславно растворился в возмущенной толпе неудавшийся переворот ГКЧП, на обломках СССР возникла новая Россия, а спустя два года на улицах столицы завязались настоящие бои. Несмотря на политические и социально-экономические катаклизмы, «Мострансавто» исправно функционировало и обеспечивало перевозки во все уголки огромной Московской области. Большая заслуга в этом принадлежит первому заму. В 1994 году Пётр Дмитриевич Кацыв стал гендиректором предприятия.

          Выше должность — больше ответственность. Несмотря на занятость, Пётр Дмитриевич Кацыв всегда старался уделять время семье. Сын Денис уже готовился вступать во взрослую жизнь, впереди был вуз. 17-летний подросток как никогда нуждался в поддержке и совете отца.

          Фото: Пётр Дмитриевич Кацыв

          Профессионал своего дела

          Вряд ли был в те годы человек, который разбирался в транспорте столичного региона лучше, чем Кацыв Петр. В 1998 году профессионала с 23-летним стажем позвали руководить Минтрансом Московской области. В правительстве Подмосковья Петру Дмитриевичу удалось поработать с тремя губернаторами — Анатолием Тяжловым, Борисом Громовым и Сергеем Шойгу. С каждым из них он поддерживал хорошие отношения.

          В те годы Московская область начала активно застраиваться жильем. В экономически развитый и привлекательный для жизни регион люди ехали со всей страны. Появляются огромные районы на десятки тысяч жителей. Глава Минтранса успешно справился с организацией пассажирского транспорта в новых районах.

          Фронт работ Кацыва год от года расширялся. Кроме транспорта он занимался:

          • привлечением инвестиций в Подмосковье;
          • развитием науки и информационных технологий;
          • коммуникациями с федеральным правительством;
          • вопросами безопасности аэропорта Шереметьево (заседал в совете директоров воздушной гавани).

          Детищем управленца Петра Кавыва можно назвать и Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). При нем началось строительство 525-километровой трассы, призванной кардинально улучшить транспортную ситуацию в Москве и области. Смысл в том, чтобы пустить потоки транспорта в обход столицы по новому кольцу. Проект активно развивается в наше время — в 2017 году был открыт первый участок ЦКАД, нагрузку на дорожно-транспортную инфраструктуру столицы удалось снизить.

          Транспортное сердце страны

          Москва — не только политический, но и экономический центр России. Во многом это обусловлено географическим положением города. В нем издревле сходились торговые пути — сухопутные и речные. Во второй половине XIX века страна переживает бурный экономический рост: отменяется крепостное право, развивается свободный рынок рабочей силы. Параллельно появляется новый для России вид транспорта — железнодорожный. Вокруг первопрестольной появляются новые направления — на Рязань, Брянск, Киев, Казань.

          Крепкое государство невозможно без сильной экономики. И у московского транспортного узла здесь особая роль. Ежедневно город пропускает через себя сотни тысяч пассажиров, тысячи тонн грузов. По сути, столица — это огромный логистический центр, который словно сердце обеспечивает работу организма огромной страны. Руководить столичным транспортным узлом — не только колоссальная ответственность, но и большая честь. Доверить эту работу могут только высококлассным специалистам. Таким и был Петр Дмитриевич Кацыв.

          Фото: Российский государственный деятель Пётр Кацыв

          В 2014 году его назначили на должность вице-президента «Российских железных дорог». Под его непосредственным руководством началась реализация одного из крупнейших транспортных проектов столицы — Московского центрального кольца (МЦК). В те годы старая железная дорога превратилась в головную боль столичной мэрии. Пути практически не использовались, а районы вокруг них превратились в депрессивные задворки.

          Петру Кацыву, казалось, поставили задачу сделать невозможное — возродить старое железнодорожное кольцо и сделать его полноценной частью транспортной системы города. Принципиальный момент: МЦК должно было не уступать по удобству метрополитену. Гадкому утенку предстояло превратиться в прекрасного лебедя, а уничижительное наименование «Ржавый пояс» — навсегда уйти из лексикона москвичей. Что и говорить — большое дело.

          Работы по реконструкции старого кольца шли несколько лет. Открытие состоялось в сентябре 2016 года. Результат превзошел все ожидания: москвичи сразу же оценили новый вид транспорта. Комфортные поезда «Ласточка» с системой микроклимата, регулярное расписание, удобная навигация, новые станции и пересадки — не влюбиться в МЦК было невозможно.

          Можно долго расписывать преимущества нового вида транспорта, но красноречивее всего говорят цифры. 25 декабря прошлого года был зарегистрирован очередной рекорд: МЦК воспользовались более 580 тысяч человек. Всего в 2019 году по кольцу проехали почти 150 миллионов пассажиров, а с начала эксплуатации «Ласточки» перевезли около полумиллиарда человек. Детище Петра Кацыва стало неотъемлемой частью московского транспорта.

          Появление МЦК

          В 2013 году Петру Кацыву, умеющему коммуницировать с региональными и федеральными чиновниками, человеку, для которого транспортная отрасль стала судьбой, предложили в ранге вице-президента Российских железных дорог возглавить Центр по развитию Московского транспортного узла. Предстояла непростая задача: создать и до тончайших деталей проработать схему масштабной реконструкции малого кольца Московской железной дороги (МКЖД), впоследствии переименованного в МЦК — Московское центральное кольцо.

          По большому счету Петру Кацыву предстояло не просто вернуть к жизни старую железную дорогу, по которой лишь изредка ездили товарняки, а пассажиров не перевозили с 1934 года, а превратить 54 километра МКЖД в современный комплекс с транспортно-пересадочными узлами и новыми пассажирскими платформами в местах, удобных для пересадки.

          Учитывая масштабы необходимой модернизации, многим казалось, что реанимировать наземное железнодорожное движение по Москве невозможно, ведь речь шла о том, чтобы:

          • заменить десятки километров старых путей на современные бесстыковые для бесшумного движения поездов;
          • построить и реконструировать несколько мостов;
          • электрифицировать линии.

          Работы было непочатый край, однако уже в сентябре 2016 года отличной новостью стала информация о том, что по новым путям прошла первая городская электричка. С тех пор МЦК открыто для пассажиров. Результат работы Центра по развитию московского транспортного узла, которым руководил Кацыв, был признан одним из лучших. Сегодня по МЦК в режиме работы метрополитена курсируют более двух сотен поездов нового поколения «Ласточка» вместимостью 1500 человек, и пассажиры ожидают городскую электричку в часы пик не более 6 минут. Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, и к 2025 году им будут пользоваться до 300 млн человек в год.

          В 2017 году Петр Кацыв продолжал возглавлять Центр по развитию Московского транспортного узла на последней на данный момент официальной своей должности — заместителя генерального директора ОАО «РЖД», а в 2019 году в возрасте 66 лет вышел на заслуженный отдых.

          Работа в правительстве области

          Когда в Московскую область пришел новый губернатор Борис Громов и приступил к формированию своего правительства, на должность министра транспорта был приглашен руководитель гигантской транспортной компании. В 2001 году уже опытный и эффективный управленец Петр Кацыв, на деле доказавший свой профессионализм, вошел в состав регионального кабмина. В его епархию входили вопросы развития транспортной и дорожной инфраструктуры, промышленной, научно-технической и инновационной политики. Министр транспорта также курировал организацию и обеспечение безопасности дорожного движения в регионе. Спустя два года он перешел на еще более высокий пост — заместителя председателя Правительства Московской области, при этом сохранив министерский портфель.

          При непосредственном участии вице-губернатора Подмосковья Петра Кацыва начали успешно реализовываться крупные инфраструктурные проекты социальной направленности, масштабы которых перешагнули границы региона и стали носить федеральный статус. Среди них:

          • строительство подъездных железнодорожных путей к аэропортам Домодедово, Шереметьево и Внуково, благодаря чему столичный авиационный узел стал единым целым;
          • начало строительства скоростной Центральной автомобильной кольцевой дороги (ЦКАД), призванной разгрузить МКАД и избавить ее от грузового транзитного транспорта;
          • строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург.

          Все они требовали максимальной концентрации на деталях и координации множества специалистов из разных областей. Организаторские способности и компетенции, наработанные Петром Кацывом за время многолетней деятельности в транспортной сфере, помогали ему успешно решать, казалось бы, неразрешимые проблемы на пути реализации этих амбициозных проектов.

          Деловую хватку, умение находить общий язык с чиновниками разного уровня решил использовать Сергей Шойгу, сменивший Бориса Громова на посту главы Подмосковья. Он поручил Кацыву возглавить в ранге министра созданное с нуля Главное управление по взаимодействию с федеральными органами государственной власти. Впоследствии, когда Сергей Шойгу ушел с поста губернатора на повышение, и при новом главе области Андрее Воробьеве Петр Кацыв остался работать в качестве советника губернатора и продолжал оставаться причастным к жизни региона, ставшего ему второй родиной.

          Карьера

          Трудовую деятельность Петр Кацыв начал в 1975-м и до 1982-го работал инженером пассажирской автоколонны по безопасности движения в подмосковных Химках. Затем перешел в Московское управление пассажирского транспорта на должность начальника отдела безопасности движения.

          Известный российский управленец Пётр КацывИзвестный российский управленец Пётр Кацыв (фото из личного архива Петра Кацыва)

          В 1983 году это ведомство было реорганизовано в Московское областное территориальное объединение пассажирского автотранспорта. Уже в новой структуре Кацыв до 1987-го последовательно работал:

          • заместителем начальника по безопасности движения — начальником отдела,
          • заместителем начальника по перевозкам,
          • первым заместителем начальника по перевозкам.

          Затем предприятие было преобразовано в ГУП «Мострансавто», где будущий министр занимал должность первого заместителя начальника по перевозкам. С 1987 по 1994 год Петр Дмитриевич также работал первым заместителем генерального директора этого госпредприятия, а в 1994-м стал его гендиректором.

          От инженера до министра

          Но вернемся к биографии. Толкового инженера приметили, и в 1982 году повысили до начальника отдела безопасности движения уже на всем Московском управлении пассажирского автотранспорта – «Мособлпассажиравтотрансе». Впоследствии он стал заместителем начальника организации по перевозкам, потом первым заместителем начальника. То есть уже к 1987 году 34-летний Кацыв Петр фактически курировал все подмосковные пассажирские автобусные маршруты – частного общественного транспорта тогда и не было. Бывший вице-президент РЖД Пётр КацывТогда же непроизносимый «Мособлпассажиравтотранс» переименовали в современное «Мострансавто», Кацыв сохранил там должность, позже в духе нового времени переименованную в заместителя гендиректора, а в 1994 году, в возрасте 39 лет, и сам стал генеральным директором огромного областного предприятия. Так за 19 лет с должности простого инженера Петр Дмитриевич достиг вершины управленческой пирамиды подмосковных пассажирских автоперевозок. И тот неоспоримый факт, что во время смены политической и экономической системы, во время дефицита солярки и забастовок шоферов автобусы в Московской области продолжали ходить по расписанию, есть очень весомая его заслуга.

          Пост генерального директора – потолок в любой государственной организации, и вполне могло сложиться так, что Кацыв проработал бы на своем посту до пенсии или по просьбе руководства страны был «переброшен» в какой-нибудь проблемный регион, где нужно было срочно навести порядок в транспортной сфере. Но случилось иначе – в 2001 году управленец получил лестное приглашение возглавить министерство транспорта фактически уже родной Московской области.

          В руководстве региона

          Сфера деятельности Кацыва резко расширилась: теперь сюда входили:

          • управление электротранспортом;
          • ремонт дорог;
          • взаимодействие с железнодорожниками.

          Да всего не перечислить! Московская область – самый динамичный регион России, и в среднем, и в совокупности его жители ежедневно преодолевают бо́льшие расстояния, чем в любом другом субъекте Федерации: ничего не попишешь, почти вся работа находится в Москве. Так что проблем у Петра Дмитриевича хватало.И, судя по всему, он неплохо их решал: уже в 2003 году его повысили до статуса заместителя губернатора. В этом качестве ему пришлось курировать еще и вопросы связи, информатизации, промышленной политики и других вопросов, весьма отдаленно или вообще никак не связанных с любимым им автотранспортом.

          К примеру, Кацыв вошел в Совет директоров аэропорта Шереметьево, где, вспоминая молодость в автоколонне, курировал вопросы безопасности (серьезных нештатных ситуаций у наземных служб за это время не случилось). Он же курировал строительство скоростных железнодорожных веток до аэропортов, по которым вскоре покатили новенькие «Аэроэкспрессы».

          С шоссе – на рельсы

          Но ничто не вечно под Луной. В 2012 году новый губернатор перекинул Петра Дмитриевича в Главное управление по взаимодействию с федеральными органами власти, а потом и вовсе перевел в свои советники. К руководству Московской областью пришла новая команда, ставленники Сергея Шойгу и Андрея Воробьева, которые не хотели себя связывать с представителями прежней команды.

          Хотя какой там команды? Если карьера Кацыва к тому моменту протекала уже на фоне истории:

          • родился при Сталине;
          • пошел в школу при Хрущеве;
          • в институт – при Брежневе;
          • начал подъем по служебной лестнице во время «гонки на лафетах»;
          • первым замглавы «Мострансавто» стал при Горбачеве;
          • возглавил «Мострансавто» при Ельцине;
          • вице-губернатором стал при Путине;
          • ушел из транспортной сферы при Медведеве.

          Учитывая достижение тогдашнего пенсионного возраста, его карьера казалась законченным. Многие полагали, что Петр Дмитриевич уйдет, например, в преподавание, будет воспитывать молодых транспортников.

          На службе в госкорпорации

          Но в 2014 году взорвалась информационная «бомба»: Кацыва назначили вице-президентом АО «РЖД», руководителем Московского транспортного узла! Для специалистов отрасли эта новость была не меньшей сенсацией, чем смена правительства России в 2020 году. Одной из главных поставленных перед ним задач было оживление буксующего проекта – реконструкции Малого кольца Московской железной дороги, переоборудование его для нужд пассажиров. Российский государственный деятель Пётр Дмитриевич КацывИ справился Кацыв с блеском: без комфортабельного Московского центрального кольца уже не представляют себе ежедневных поездок сотни тысяч москвичей. При Кацыве же был составлен план реорганизации железнодорожной системы столицы (Центральные диаметры!), начато расширение железнодорожных веток по целому ряду направлений, реализована масса других проектов.

          Новые горизонты

          В феврале 2019 года Петр Кацыв ушел в отставку. Позади у кавалера четырех орденов – более 40 лет работы, тысячи выполненных задач. Остаются с ним громкое имя, огромный опыт и знания, уважение и признательность коллег и подчиненных. За будущее можно не беспокоиться: сын Петра Дмитриевича Денис продолжает его дело, но уже, в духе времени, в частном бизнесе. Пётр Кацыв с сыном Денисом Но все это не значит, что работа в РЖД была последней для Кацыва, что мы больше не услышим о нем. Такие специалисты в стране наперечет, и очень может быть, что сейчас, в условиях активных кадровых перестановок, мы вновь увидим его на боевом транспортном посту.


          Поделитесь в соц.сетях:

          Оцените статью:

          1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
          Загрузка...

          Добавить комментарий