Эразм Роттердамский — биография, жизнь, идеи и произведения

Видео Все

Эразм Роттердамский — филолог, писатель, богослов, крупнейший учёный Северного Возрождения.

Эразм Роттердамский (рассказывает историк Наталия Басовская)

Простые истории. Эразм Роттердамский

Биграфия

Эразм Роттердамский появился на свет 28 октября 1469 (или 1467) года в городке Гауда (Gouda), предместье Роттердама (Rotterdam). Гауда находится на пересечении путей из Роттердама в Амстердам (Amsterdam) и из Утрехта (Utrecht) в Гаагу (Den Haag).

Отцом его был сыном богатых бюргеров, готовившимся к профессии священнослужителя. Любовь к незнатной девушке заставила оказаться от карьеры, однако влюбленные так и не поженились, и родившийся вне брака ребенок, нареченный Гергардом (Gerrit Gerritszoon), рос и воспитывался с матерью. Имя, данное при рождении, трансформировалось под влиянием латинского языка в Дезидерий Эразм. Добавление Роттердамский указывает на место, где жил мыслитель.

В обители у монахов-августинцев Эразм прожил с 1486 по 1492 годы, приняв в 1492 году монашеский сан, без устали изучая латынь и древнегреческий, осваивая науки, читая философские и художественные произведения времен античности, овладевая мастерством публичного выступления.

Эразм делает успехи, и его приглашают на службу секретарем, ведущим переписку господина на латинском языке, к епископу в городе Камбре (Cambrai) на севере Франции. А с 1493 года он уезжает в Париж и продолжает там свое образование до 1499 года. Важной вехой в биографии стало знакомство с лордом Маунтджоем (Mountjoy), который приглашает Эразма в совместное путешествие в Лондон. Там произошла встреча Эразма с великим философом-утопистом Томасом Мором (Thomas More), философом-богословом Джоном Колетом (John Colet), епископом Джоном Фишером (John Fisher). Происходит встреча и с будущим королем Англии Генрихом VIII (Henry VIII). Начиная с этого времени завязывается многолетняя дружба и переписка нидерландского и английских мыслителей.

С 1499 года, после возвращения во Францию, Эразм путешествует: Орлеан (Orleans), Левен (Leuven), Роттердам. В 1505- 1506 годах сбылась мечта Эразма о странствиях по Италии: Турин (Turijn), Болонья (Bologna), Флоренция (Florence), Венеция (Venetië), Падуя (Padua), Рим (Rome). Его с восторгом приняли в университете города Турина, вручив диплом доктора богословия, его приветствовал сам Папа Римский (De Paus), разрешив носить одежду по правилам тех стран, в которых окажется Эразм.

В 1506 году Эразм отправляется в Англию, получив приглашение преподавать в Оксфорде (Oxford) и Кембридже (Cambridge) и пользуясь поддержкой короля Генриха VIII.

Получив одновременно приглашение стать профессором в Оксфорде и Кембридже, Эразм предпочел Кембридж, так как руководил этим университетом его единомышленник Джон Фишер. Эразм преподает древнегреческий и богословие, опираясь на собственный перевод и толкование Нового Завета (Het Nieuwe Testament).

Такой подход к преподаванию богословия был новаторским, так как Эразм Роттердамский подверг критике богословов средневековья типа Фомы Аквинского (Thomas Van Aquino), которые цитируют Библию, не вдумываясь в смысл этой великой книги.

В 1511 году Эразм Роттердамский получил звание профессора богословия Кембриджского университета.

В 1513 году мыслитель переезжает в Германию, много путешествует по этой стране, в 1515 году возвращается в Англию, а в 1516 году поселяется в городе Базель (Basel) под покровительством Карла Испанского (Карла V Габсбурга; Carl Spaans, Keizer Karel V Van Habsburg). Философа принимают на должность советника короля с жалованьем в 400 флоринов. Такая должность позволяет много заниматься наукой, путешествовать: Эразм посещает Брюссель (Brussel), Антверпен (Antwerpen), Фрайбург (Freiburg) и др.

В Базеле философ и окончил свои дни 12 июля 1536 года.

Произведения

Париж стал городом появления на свет первых трудов Эразма Роттердамского. Первая изданная книга – «Adagia», сборник афоризмов и поучительных веселых историй, составленный на основе книг древних авторов. Эта книга принесла автору известность во всей Европе.

В 1501 году появился трактат на тему религии и этики под названием «Оружие христианского воина», изданный в 1504 году. Здесь Эразм показал, что считает главным в христианской религии: не бездумно совершаемые обряды, а постоянное духовное самосовершенствование человека, стремящегося соответствовать заповедям Христа.

Центральное произведение было написано во время поездки в Англию в 1509 году – это «Похвала глупости», в которой он критиковал средневековое схоластическое богословие.

«Похвала глупости» была напечатана в Париже в 1511 году и в течение одного года переиздавалась 7 раз, при жизни философа – более 40 раз, а до конца XIX века – более 200 раз, включая переводы на разные языки.

Книга представляет сатирический взгляд писателя на человечество с его пороками, предрассудками, ошибками, повторяющимися из века в век и имеющими всеобщий характер и не утратившими актуальности и в наше время.

Еще одна причина популярности – общий тон книги, наполненной юмором, но не сарказмом, иронией, но не жестоким обличением, своеобразным сатирическим оптимизмом. Произведение стало изящной пародией на похвалу Глупости самой себе. Книга великого гуманиста наполнена верой в человека, способного преодолеть свои недостатки.

Уже в первых трудах Эразм показывает единство в одном лице писателя, ученого и философа. Его труды оказали огромное влияние на умы современников, принеся автору звание «Европейского оракула». Литературно-публицистические произведения Эразма начинают формировать взгляды, жизненную позицию человека XVI века.

Эразм состоял в переписке с несколькими королями (король Англии Генрих VIII Тюдор, король Франции Франциск I Валуа; Hendrik VIII Tudor, Frans I van Valois и др.), с Папой Римским, с учеными и государственными деятелями. Многие из этих высокопоставленных особ просили у него совета и поддержки.

Важные произведения появляются в 1515 и 1516 годы: «Наставление христианского государя» и «Жалоба мира». Эти книги выразили протест писателя против войн, завоевательной политики европейских государств, вражды между странами и народами и представляли собой горячий призыв к миру.

В 1524 году создается трактат «О свободе воли», где высказывается против идей Реформации. В 1533 году появляется работа «О желанном церковном согласии», призывающая к миру и взаимному уважению представителей разных религиозных взглядов и направлений. В продолжение нескольких лет, с 1518 по 1533 год, создается книга «Разговоры запросто», посвященная проблемам педагогики.

Характеристика, этническая принадлежность

Портрет кисти Гольбейна из ЛувраПортрет кисти Гольбейна из Лувра

Эразм принадлежит к старшему поколению Англо-германских гуманистов, поколению «рейхлиновскому», хотя и к числу старших представителей последнего (он был на 12 лет моложе Рейхлина); но по характеру своей литературной деятельности, по её сатирическому оттенку, он уже в значительной степени примыкает к гуманистам младшего, «гуттеновского» поколения. Впрочем, его нельзя отнести вполне ни к какой определённой группе гуманистов: он был «человек сам по себе», как характеризуют его в «Письмах тёмных людей» .

Германец по своей принадлежности к империи, голландец по крови и по месту рождения, Эразм менее всего был похож на голландца по своему подвижному, живому, сангвиническому темпераменту, и, может быть, именно потому так скоро отбился от своей родины, к которой никогда не обнаруживал никакого особенного влечения. Германия, с которой его связывало подданство «императору», и в которой он провёл большую часть своей скитальческой жизни, не стала для него второй родиной; немецкий патриотизм, которым было одушевлено большинство германских гуманистов, остался совершенно чужд Эразму, как и вообще всякий патриотизм. Германия была в его глазах его родиной не более, чем Франция, где он провёл несколько лучших лет своей жизни.

Сам Эразм относился вполне безразлично к своей этнической принадлежности. «Меня называют батавом, — говорит он в одном из своих писем; — но лично я в этом не вполне уверен; очень может быть, что я голландец, но не надо забывать, что я родился в той части Голландии, которая гораздо ближе к Франции, чем к Германии». В другом месте он выражается о себе не менее характерным образом: «Я вовсе не хочу утверждать, что я — француз, но не нахожу нужным и отрицать этого». Можно сказать, что настоящей духовной родиной Эразма был античный мир, где он чувствовал себя, действительно, как дома.

Характерно и то, что под конец жизни Эразм, после долгих скитаний по свету, избрал местом постоянной оседлости имперский город Базель, имевший, по своему географическому и политическому положению и по составу своего населения, международный, космополитический характер.

биография

Эразм Роттердамский родился в Нидерландах (Нидерланды) 28 октября 1466 года. Его отцом был Жерар де Пре, жрец Гауды. Ее мать звали Маргарита, некоторые утверждают, что она была слугой Праэта, другие — дочерью врача в провинции Зевенберген..

Не известно наверняка, был ли его отец уже священником в момент зачатия, но известно, что имя богослова «Эразма» было в честь святого, которому отец был предан. Этот святой был очень популярен во времена пятнадцатого века и был известен как покровитель моряков и скрипачей.

Когда он был еще маленьким, его отец отправил его в школу «Братьев по совместительству», расположенную в городе Девентер. Это было религиозное учреждение, целью которого было обучение Библии, помощь другим, молитва и медитация, они также не исповедовали религиозные обеты, которые отделяли их от земных страстей..

Именно в этой организации Эразм связывался с духовным. Там он изучал греческий и латынь у профессора Александра Гегиуса фон Хика, у которого были методы обучения, которые выделялись среди других мастеров; он был также директором учреждения.

Пройдите через монастырь

Роттердам вошел в монастырь регулярных каноников Сан-Агустин, когда ему было 18 лет. Это собрание было создано Иоанном XXIII, и Эразм был подготовлен с духовной точки зрения. Гуманист принял решение принять привычки священника.

После рукоположения, именно в 1495 году, он получил стипендию для изучения богословия в Парижском университете. Внутри этого учебного дома он укрепил дружеские отношения, как, например, с основателем гуманизма во французском городе Роберто Гагеном..

Именно в Париже Эразм начал связывать себя с гуманизмом. В это время он начал процесс свободных мыслей и идей, которые привели человека к независимости и к его собственным критериям.

Пребывание в Лондоне и его фразы для истории

В течение года Эразм Роттердамский путешествовал в Лондон, между 1499 и 1500 годами. Именно в этом городе он объединил свои гуманистические мысли после беседы с выдающимся гуманистом и деканом собора Святого Павла, Джоном Колетом, на истинное чтение, которое должно быть дано Библии.

В начале шестнадцатого века, 1500 года, богослов начал писать свою знаменитую пословицы. Эта серия предложений, полных знаний и опыта, состояла примерно из 800 афоризмов культур Рима и Греции. Он сделал это страстью, достигнув уровня 3400 двадцать один год спустя.

Пример пословицы Эразма Роттердамского:

«Самый невыгодный мир лучше справедливой войны».

Пословицы Роттердама все еще действительны. При смерти они добавили более четырех тысяч пятисот. С момента своего первого впечатления он считался бестселлером и имеет в своем активе более 60 изданий.

В это же время он работал профессором богословия в Кембриджском университете. Именно здесь он установил ценность дружбы с великими мыслителями и гуманистами, такими как Колет, Томас Линакр, Джон Фишер и Томас Моро..

Всегда в духе свободного и блуждающего духа, Эразм отверг множество предложений трудоустройства, среди которых был один из преподавателей сакральных наук в Кембидже, особенно в школе «Куинс». Его свобода привела его к любопытству и утолил его жажду новых знаний..

Побывав в Англии, он отправился в Италию, где прожил три года, зарабатывая на жизнь работой в печатном станке, и продолжал отказываться от работы в качестве учителя. Каждый раз он встречал все больше людей, с которыми он делился своими мыслями и идеалами, что продлевало его популярность.

Постоянная борьба за перемены в образовании

Эрасмо был сильным противником системы образования своего времени, он защищал образование, основанное на свободе мысли. Он считал, что учения, передаваемые в учебных заведениях, препятствуют формированию рассуждений и мнений у студентов..

Благодаря своей оппозиции он нашел убежище в чтении классических книг, как на латыни, так и на греческом, чтобы найти и найти новые идеи. Он был абсолютно против школьных и институциональных властей. Для него система была лицемерной, когда наказывал студентов, когда он действовал против того, что исповедовал.

Когда он учился в колледже, он понял, что преподаваемые учения не были новаторскими, но все же были обычным делом в распространении знаний. Именно в это время он начинает искать решение того, что он считает проблемой.

Постоянный поиск знаний

Как уже упоминалось выше, он погрузился в римские и греческие тексты с целью обновления содержания обучения и рождения новых методов обучения. Он боролся за это всю свою жизнь, и он сделал так, чтобы это достигло многих людей, и они могли понять, что было воплощено.

Роттердамский Эразм жил жизнью, полной знаний, исследований и борьбы. В 1509 году он достиг максимальной производительности с Хвала Безумию, где он выразил свои чувства к несправедливости определенных социальных слоев. Неосознанно вдохновил Мартина Лютера, особенно с переводом Нового Завета.

Его последние годы

Последние годы его жизни были светлыми и темными, были те, кто поддерживал его идеалы, и те, кто наоборот преследовал его и указывал на его образ мышления. Однако он не оставил в стороне свою борьбу, а тем более изменил свою позицию.

Он начал много словесных дискуссий, но, возможно, это было то, что он имел с Ульрихом фон Хаттеном, немецким гуманистом и распространителем Реформы Святой Империи, который имел наибольшее внимание. Это пригласило его присоединиться к лютеранскому движению, в то время как Эразм был уверен, что не будет участвовать в этих идеях..

Эразм был так верен своим идеалам, что когда город Базель (Швейцария) присоединился в 1521 году к идеям протестантской Реформации, он собрал свои вещи и переехал в Германию, в частности во Фрайбург-им-Брайсгау. В это время он закончил свою книгу Церковный.

Эразм Роттердамский - биография, жизнь, идеи и произведения

Хотя он имел возможность вернуться в свою страну происхождения, болезнь «подагра» не позволила ему, и ему пришлось вернуться по причинам работы в Базель. Он умер 12 июля 1536 года, чтобы начать всеобщее наследие, действующее до сегодняшнего дня..

Детство и юность

Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.

Портрет Эразма РоттердамскогоПортрет Эразма Роттердамского

Эразм оказался незаконнорожденным ребенком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя. Вспыхнувшие между молодыми людьми чувства не ознаменовались свадьбой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард. Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.

Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература. Эразм остался сиротой в 13 лет. Его семья оказалась жертвой чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.

Бюст Эразма РоттердамскогоБюст Эразма Роттердамского

С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.

С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен Томасу Мору, Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королем Генрихом VIII.

Общественная деятельность

Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение. Выбор был сделан, исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.

Джон ФишерДжон Фишер

Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевел и истолковал Новый Завет. В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя 2 года он уехал в Германию. Затем последовал визит в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Ученый продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.

Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был Вольтер, чьи произведения были на пике популярности во 2-й половине 18 века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.

Ученый Эразм РоттердамскийУченый Эразм Роттердамский

Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.

Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.

Сатирик

Бюст Эразма в родном городе ГаудаБюст Эразма в родном городе Гауда

Из сатирических произведений, благодаря которым научно-литературная деятельность его получила широкое общественное значение и обусловила его выдающееся место не только в истории литературы, но и во всеобщей истории, особенно выдающееся значение имеет «Похвала глупости» (Moriæ-Encomium, sive Stultitiæ Laus). Это небольшое сочинение написано было Эразмом, — по его собственным словам, от нечего делать — во время продолжительного, при путях сообщения того времени, переезда его из Италии в Англию в 1509 году. Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, — но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам.

Изданная в первый раз в Париже в 1511 году, сатира Эразма выдержала в несколько месяцев до семи изданий; всего при его жизни она была переиздана в разных местах не менее 40 раз. Изданный в 1898 году дирекцией университетской библиотеки в Генте (Бельгия) «предварительный» и, следовательно, подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма насчитывает для «Похвалы глупости» более двухсот изданий (считая в том числе и переводы).

Этот беспримерный успех объясняется многими обстоятельствами, между которыми громкое уже и тогда имя автора играло не последнюю роль. Но главные его условия лежали в самом произведении, в удачном замысле и его блестящем выполнении. Эразму пришла удачная мысль — взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на всё человечество, на весь мир с точки зрения глупости.

Эта точка зрения, исходившая из такого общечеловеческого, присущего «всем временам и народам» свойства, как глупость, дала автору возможность, затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, в то же время придать своим наблюдениям над окружающей действительностью характер всеобщности и принципиальности, осветить частное и единичное, случайное и временное с точки зрения всеобщего, постоянного, закономерного, нарисовать сатирический портрет всего человечества. Этот общечеловеческий характер, являясь одной из привлекательных сторон произведения, для современных автору читателей, в то же время предохранил его от забвения в будущем. Благодаря именно ему, «Похвала Глупости» заняла место в ряду нестареющих произведений человеческого слова — не в силу художественной красоты формы, а вследствие присутствия того общечеловеческого элемента, который делает его понятным и интересным для всякого человека, к какому бы времени, к какой бы нации, к какому бы слою общества он ни принадлежал.

Господствующий тон сатиры Эразма — юмористический, а не саркастический. Смех его проникнут в основном благодушным юмором, часто тонкой иронией, почти никогда — бичующим сарказмом. В сатирике чувствуется не столько негодующий моралист с нахмуренным челом и пессимистическим взглядом на окружающее, сколько жизнерадостный гуманист, взирающий на жизнь с оптимистическим благодушием и в отрицательных её сторонах видящий преимущественно предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить.

По форме своей «Похвала Глупости» представляет собой пародию на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью; оригинальным является здесь лишь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или другого постороннего оратора, а влагается в уста самой олицетворенной глупости.

Педагог

Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма:

  • Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
  • Человека человеком делает разум;
  • Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;
  • Выступал против всякого насилия и войн;
  • Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;
  • Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание;
  • Важно физическое развитие.

В своем основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей», а также в других трудах по вопросам воспитания («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

Выступил на защиту ребёнка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребёнок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребёнка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой», где ничего не услышишь кроме шума розг и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребёнок отсюда, кроме ненависти к науке? Протест Эразма против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании, а провозглашение отношения к труду критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей той эпохи.

Организация воспитания и обучения

Воспитание является целью, обучение — средством. Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребёнку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с 3 лет.

Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка. В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».

Эразм вновь открыл для мира такое явление, как мир ребёнка, мир детства. Многие педагогические взгляды Эразма были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Идеи гуманистической педагогики

До сих пор являются ведущими в теории образования и воспитания утверждения Эразма Роттердамского:

  • Личность не является врожденным явлением, она формируется под влиянием воспитания;
  • Важнейшим направлением образования и воспитания является интеллектуальное развитие индивидуума в комплексе с формированием нравственности и религиозных убеждений, а также физическим развитием;
  • Задача воспитания – раскрыть задатки воспитанника в его активной деятельности, и прежде всего в труде;
  • Каждая личность достойна уважения, так имеет волю и является субъектом любых совершающихся событий;
  • Человек отвечает за свои поступки и др.

Эразм первый указал на то, что каждый ребенок достоин бережного и уважительного отношения, так как представляет собой целый мир, таящий искру Божию. Философ выступал против насилия, любых наказаний, применяемых в процессе обучения и воспитания, а также высказал идею обязательного всеобщего народного образования.

Эразм Роттердамский

Интересными представляются идеи о том, что образование ребенка нужно начинать с 3-летнего возраста, причем с первых шагов оно должно быть научное.

На начальных этапах должны изучаться языки (латинский и древнегреческий), так как именно в раннем возрасте ребенок быстро осваивает языки. Обучение маленьких детей надо строить в приятной для ребенка и понятной для него игровой форме, при этом предлагать ребенку большое количество заданий на запоминание.

Любое образование должно строиться на основе взаимного уважения и любви педагога и ученика.

Издания на русском языке

  • Роттердамский Эразм. Похвальное слово Глупости / Пер. и коммент. П. К. Губера. — М.—Л.: Academia, 1931. — 240 с. — (Сокровища мировой литературы). — 5300 экз.
  • Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. Dомашние беседы / Пер. и коммент. П. К. Губера и М. М. Покровского. — М.: Гослитиздат, 1938. — 600 с.
  • Себастиан Брант. Корабль дураков. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто. . Письма тёмных людей. Ульрих фон Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и латинского. — М.: Художественная литература, 1971. — 768 с. — (Библиотека всемирной литературы). — 300 000 экз.
  • Эразм Роттердамский. Стихотворения. Иоанн Секунд. Поцелуи / Изд. подг. М. Л. Гаспаров, С. В. Шервинский, Ю. Ф. Шульц. — М.: Наука, 1983. — 320 с. — (Литературные памятники). — 100 000 экз.
  • Эразм Роттердамский. Философские произведения / Пер. и коммент. Ю. М. Каган. — М.: Наука, 1986. — 704 с. — (Памятники философской мысли). — 100 000 экз.

Категории :

  • Учёные
  • Гуманисты
  • Богословы
  • Филологи
  • Писатели

Метки :

  • Голландские учёные
  • Голландские гуманисты
  • Голландские филологи
  • Голландские богословы
  • Голландские писатели
  • Голландцы
  • Голландские учёные XV века
  • Голландские гуманисты XV века
  • Голландские филологи XV века
  • Голландские богословы XV века
  • Голландские писатели XV века
  • Учёные XV века
  • Гуманисты XV века
  • Филологи XV века
  • Богословы XV века
  • Писатели XV века
  • Голландские учёные XVI века
  • Голландские гуманисты XVI века
  • Голландские филологи XVI века
  • Голландские богословы XVI века
  • Голландские писатели XVI века
  • Учёные XVI века
  • Гуманисты XVI века
  • Филологи XVI века
  • Богословы XVI века
  • Писатели XVI века
  • XV век
  • XVI век

Эразм Роттердамский - краткая биография, факты, личная жизнь

Популярные биографии

Бенедикт Спинозанидерландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представи…

Йоханнес Хестерсголландско-австрийский актёр и певец (тенор)

Винсент Ван Гогнидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX …

Мауриц Эшернидерландский художник-график

Леонардо да Винчиитальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителе…

Марсилио Фичиноитальянский философ, гуманист, астролог, католический священник, один из ведущих мыслителей ранне…

Лоренцо Валлаитальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической ш…

Абдуррахман Джамиперсидско-таджикский поэт-мистик, суфийский шейх, теолог, философ, теоретик музыки

Себастьян Брантнемецкий сатирик XV века, прозаик, поэт, юрист, «доктор обоих прав»

Джордано Бруноитальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов; признан в…

Галилео Галилейитальянский физик, механик, астроном, философ, математик

Парацельсзнаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения…

Франческо Патрициитальянский и хорватский гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения

Томас Моранглийский юрист, философ, писатель-гуманист

Мартин Лютерхристианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык; его имен…

Мухаммад Бабурсред­не­ази­ат­ский ин­дий­ский и тимуридский правитель Индии и Афганистана, полководец, основате…

Мигель де Сервантесвсемирно известный испанский писатель

Мишель де Монтеньзнаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты»

Никколо Макиавеллиитальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель

Фернандо де Рохасиспанский писатель

Личная жизнь

Эразм Роттердамский вел образ жизни, подходящий священнослужителю. Он не участвовал в любовных интригах и имел безупречную репутацию в отношении общения с противоположным полом. У философа не было жены и детей, а всю его личную жизнь составляли путешествия и научные труды. Исследователи, описывающие биографию мыслителя, не находят ни одного компрометирующего доказательства.

Портрет Эразма Роттердамского работы Ганса ГольбейнаПортрет Эразма Роттердамского работы Ганса Гольбейна

Однажды Ганс Гольбейн изобразил Роттердамского на портрете якобы заглядевшимся на девушку. Но персонаж на картине был явно смущен и испытывал неудобство от близости к женщине. Никто из приятелей Эразма не делился интригующими подробностями личной жизни философа, так как их попросту не было.

Смерть

Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.

Памятник Эразму РоттердамскомуПамятник Эразму Роттердамскому

Мыслитель ушел в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где которое десятилетие существует Эразмовская стипендия. Студенты здесь помнят цитаты великого гуманиста.

Философское мышление

Мысль о Роттердаме была ориентирована на Христа. Он твердо утверждал, что счастье было достигнуто через жизнь, полную духовности. Возможно, именно от этой идеи родилась его богословская реформа..

В отношении вышесказанного он считал, что консервативным представлениям того времени не хватает разумных оснований и что они не способствуют истинным изменениям, необходимым человеку для полноценной жизни. Для него пост и религиозные запреты, такие как воздержание, не имели смысла.

Эразм был убежден, что реальное изменение не в физическом, а в преобразовании и развитии души. Он также был полон решимости установить религию, которая не имела бы веры или правил, но позволяла его сторонникам формировать себя как истинных христиан..

Роттердам и реформа

Из предыдущей мысли родилась реформа христианской жизни, всегда стремившаяся, чтобы церковная иерархия дала больше оснований для свободной мысли. Я также хотел, чтобы это было Слово Божье, которое действительно направило церковь и людей, и отложил в сторону весь формализм и запреты..

Он отверг идею о том, что церковь должна оставаться сообществом разрядов, где высшее командование только давало указания, которые они сами не собирались выполнять. Хотя он не возражал против того, чтобы священники вступали в брак и имели семью, он предпочитал, чтобы они оставались полными в служении Богу..

Он верил в церковную реформу внутри церкви. Он также считал, что союз папства с религиозным институтом является препятствием для истинного роста духа прихожан..

Хотя Роттердам защищал изучение Библии как руководства для жизни, он выступил против Мартина Лютера в отношении принципов благодати, которая определяет, что именно Бог дает спасение людям.

Ссылаясь на то, что было описано выше, Эразм утверждал, что если бы все было дано божественной благодатью Божьей, то тот факт, что человек действовал правильно и доброжелательно, не имел никакого смысла, потому что, даже будучи злым, Бог спас бы его. Это была одна из многих причин, почему меня критиковали.

Самое главное это пример жизни

В пределах его мысли он полагал, что не было так важно посещать Мессу и быть религиозным слушателем того, что сказали священники. Для Роттердама было важнее вести жизнь, подобную жизни Иисуса Христа, в этом истинный рост духа.

Кроме того, он подтвердил, что между стенами монастыря или монастыря человек не достиг своего духовного максимума, но что истинная эволюция произошла благодаря крещению. Всю свою жизнь он был сторонником мира, и на основании этого он поднимал свои идеи в политической сфере.

Вклад в человечество

образование

Вклад Эразма Роттердамского имел большое влияние. Упоминается, например, тот факт, что он был против системы обучения, которая была создана в свое время. Он решительно выступал против обучения на основе страха и наказания.

Хотя образованию понадобилось много веков, чтобы отбросить эти архаичные инструкции, верно, что Эразм очень помог в его борьбе. Настолько, что в последующие годы их идеи были изучены и приняты социологами и психологами, которые утверждали, что учение дается через любовь и терпение..

Он отверг тот факт, что дети в их самые прибыльные годы обучались на основе энциклопедий и повторений. Для него было важнее обогащающий разговор между учителем и учеником, где человеческий рост был достигнут благодаря контакту и обмену идеями..

церковь

Что касается церковного поля, то можно сказать, что каким-то образом ему удалось изменить то, как воспринималось знание о Боге. Он ясно дал понять, что это не является чем-то исключительным для церкви или образовательных центров, но что все люди должны иметь это как привычку, потому что мудрость и любовь Бога были лучшим руководством для жизни..

Он постоянно боролся за то, чтобы церковь успокоилась и понемногу охватила больше людей через проповедь, более любящую и близкую к Богу. Пытаясь, это позволило бы людям больше воли расти и развиваться. Всю свою жизнь он считал церковь аморальной и ложной.

Мысль и философия

С другой стороны, он оставил основы для защиты критического и свободного мышления. В дополнение к применению причины на всех сделанных подходах, отмечая, что вы, будучи мыслящими существами, обладаете способностью различать и принимать решения, не будучи предложенными другими.

политика

Политика была не совсем той областью, в которой Эразм интересовался больше всего. Тем не менее, он оставил человечеству некоторые вклады. Для него это должно было руководствоваться принципами христианской жизни, так же как обычные люди руководствовались Богом. Правитель должен был сделать то же самое, потому что была мудрость, в которой он нуждался.

Монархия была системой правления того времени, отсюда рождается то, что известно как «образование принца», который согласно Роттердаму должен быть добр к своему народу, и развивать идеи прогресса в морали.

Применительно к настоящему, вклад Эразма в политику может иметь смысл, если политик знает истинный смысл жизни по Христу, если он готов служить своему народу, а не своим собственным интересам, и если он имеет в качестве основной цели защита мира и создание более духовного правительства.

Наконец, Эразм Роттердамский был передовым своего времени. Его идеи, подходы и мысли выходили за рамки того, что было установлено, он всегда стремился к обновлению, пытаясь найти лучший путь к более счастливой и полной жизни в тех областях, где он готовился, оставляя человечество великим наследием.

завод

Все работы, написанные Эразмом Роттердамским, были очень популярны во время и после его времени, это было связано с тем, как он должен был писать. Его способ состоял в том, чтобы заставить всех понять его сообщение через простоту. Некоторые упоминаются, чтобы расширить знания об этом великом гуманисте.

Эразм Роттердамский - биография, жизнь, идеи и произведения

пословицы

Это сборник норм или заповедей, служащий руководством на протяжении всей жизни. Как описано выше, он начал писать во время своей жизни в Англии, и в конце его жизни было около четырех тысяч пятисот.

Эти фразы Эразма представляют собой простой, возможно, смешной и иной способ восприятия жизненного опыта и обстоятельств. Конечная цель состоит в том, чтобы учиться и размышлять над различными ситуациями, всегда используя преимущества и обучение.

Ниже приведен пример пословицы великого гуманиста:

«В стране слепых царь одноглазый». Эта фраза относится к тому факту, что люди не всегда могут быть признаны за их ценность или способности. Напротив, они придерживаются других, чтобы преуспеть. Отсюда необходимость свободной и непривязанной мысли.

Хвала безумию

Это сочинение имеет характеристики эссе, оно было написано Эразмом в 1511 году. Это самое важное упоминание о процессе протестантской Реформации. Это максимальная критика церкви через использование дискурса, который оставляет признаки безумия.

В тексте безумие представлено богиней, которая, в свою очередь, является дочерью Плутона, а Геба — юношей. Другие участники описаны как нарциссизм, лесть, забывчивость, лень, слабоумие, и все это рассматривается авторами как недостатки католической церкви..

Затем фрагмент этого письма, где находится Безумие, которое делает вмешательство:

«Поговори обо мне, как ты хочешь от простых смертных. Ну, я не игнорирую зло того, что говорится о Глупости, даже среди самых глупых, но я единственный, если единственный — я говорю — что, когда я хочу, полный радости богов и людей … «.

Воспитание христианского принца

Он состоял из ряда правил, которым должен следовать будущий король нации. Основан главным образом на уважении и любви к своему народу, а также на том, что позволяет себе руководствоваться божественной мудростью Бога. Он предлагает обучение свободному искусству, а также достойное отношение к человеку.

Он был написан в 1516 году, сначала он был известен как Зеркало князей. Это было особенное посвящение будущему королю Испании Карлу V. Историки говорят, что Эразм поставил перед собой задачу стать мастером будущего короля.

Полученный текст или Новый Завет

Это серия писаний на греческом языке о реформе Нового Завета, первое впечатление о которой датируется 1516 годом, хотя позднее она прошла через несколько изданий. Эти рукописи легли в основу более поздних изданий Библии, как в случае с изданием «Рейна Валера»..

Письма Эразма

Они были написаны как крик о помощи из Роттердама важным и влиятельным людям своего времени, чтобы распространять свои идеи и мысли. Известно, что около пятисот человек были получателями. Среди них был известный Мартин Лютер.

В обмен Лютер признает работу Роттердама в пользу христианства и впоследствии приглашает его присоединиться к новой протестантской реформации. Тем не менее, Эразм отказывается, хотя он приветствует усилия своего адресата.

другой

Предыдущие были наиболее выдающимися работами этого богослова и гуманиста, однако вы также можете упомянуть Перефразировка Нового Завета написано в 1516 году. Существует также Обсуждение свободной воли, который он написал в 1524 году и который дал ответ Мартина Лютера.

Роттердам постоянно настаивал на любящем и внимательном обучении детей. По мотивам этого он написал в 1528 году текст, озаглавленный На фирме, но доброе учение детей.

Наконец, они также подчеркнули Договор проповеди; Очень полезно, что это было своего рода руководство о том, следует ли вести войну против мавров, написанное в 1530 году. Подготовка к смерти, который он написал в 1534 году.

Учение о педагогике

Учение Эразма Роттердамского построено на христианском «гуманизме», которое учит любить и уважать всех без исключения людей. Основные постулаты педагогики таковы:

  • Человек рождается без нравственных устоев и лишь в процессе воспитания получает понятие о добре и зле,
  • Только разум – основная движущая сила любого человека,
  • Поскольку каждый обладает волей и свободой выбора, то каждый несет ответственность за свои поступки,
  • Поскольку все обладают разумом и свободной волей, то мир вполне может существовать без войн и насилия.

В Средние века очень мало говорили об особом мире ребенка и его потребностях. Философ же после большого перерыва ( с античности) заговорил о том, что ребенку требуется правильное воспитание, которое должны осуществлять разумные родители и правильно подобранные учителя.

В процессе воспитания необходимо учитывать:

  • Возраст и физиологические особенности каждого ребенка и не требовать ничего, превосходящего его силы,
  • Склонности и способности каждого ребенка. Хороший учитель должен уметь распознать склонности, находящиеся в зародышевом состоянии и умело развивать их.

Учение философа о педагогике было для его времени чрезвычайно новым и революционным. Но его взгляды на воспитание не потеряли своей актуальности и по сей день.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий