Мария Монтессори — биография педагога и автора методики развития

Видео Все

Фильм о Марии Монтессори

О педагогической системе Марии Монтессори

Мария Монтессори - биография педагога и автора методики развития

Метод Монтессори: что это такое?

Семья

Судьба Марии Монтессори была предопределена уже с момента ее рождения. Девочка появилась в городе Кьяравалл (Италия) 31 августа 1870 года в аристократической и имеющей древние корни семье. Богатый и влиятельный человек, отец Марии, происходивший из знатного рода Мontessori был Кавалером Ордена Короны Италии, что давало ему множество привилегий и почестей. Мать также имела аристократические корни и была представительницей знатного итальянского рода Стоппани.

Мария Монтессори - биография педагога и автора методики развития

И семья Марии Монтессори, и ее окружение состояли не только из влиятельных, но и весьма образованных людей.

Особо выдающимся среди них был Антонио Стоппани, дядя по материнской линии. Он являлся выдающимся богословом и ученым, и, по мнению исследователей, некоторые его идеи были подхвачены Марией и позже воплощены в жизнь.

Мать Марии выросла в семье, где царил либерализм, и, повзрослев, стала ярой феминисткой. В духе либерализма и феминизма воспитала она и Марию.

Родители имели возможность дать единственной своей дочери блестящее образование, что они и не преминули сделать.

Миф №1: Монтессори бросила своего ребёнка, чтобы заниматься с чужими детьми

Чтобы понять, что же действительно произошло, важно учитывать исторический контекст и знать реальные факты. М. Монтессори родилась в 1870 году и в возрасте 25 лет стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Это было бы невозможно, если бы отец не сопровождал её на каждую лекцию, потому что девушка не могла посещать их без сопровождения мужчины. Теперь такая узаконенная несамостоятельность встречается лишь в некоторых исламских странах, но в католической Италии позапрошлого века положение женщины во многом было похожим. От женщин настолько не ожидалось научного рвения, что бланк диплома был составлен и отпечатан с расчётом на то, что в него будет вписано мужское имя, и в её диплом пришлось вносить рукописные исправления.

Если незамужней девушке при согласии отца были позволены некоторые вольности, то замужество означало необходимость ради семейных дел оставить карьеру совсем. Я не утверждаю, что её забили бы камнями до смерти, но подозреваю, что молодая женщина не откажется от замужества с возлюбленным без веских на то оснований.

Мария заключила с отцом своего ребёнка договор, что они не вступят в брак с другими людьми, а будут состоять в отношениях, которые мы бы сейчас назвали гостевым браком. И это, по-видимому, действительно было её если не жертвой, то компромиссом ради научной и общественной деятельности.

Что до ребёнка, то Мария сделала то, что делали все другие матери её круга: вверила его гувернёрам, с той лишь разницей, что Марио находился у принимающей семьи на полном пансионе, и мать вместо ежевечернего пожелания спокойной ночи навещала его по выходным дням, проводя с ним много времени в играх и общении, что было нетипично для её современниц.

Когда Марио стал старше, Мария забрала мальчика, и с тех пор они довольно редко расставались до самой её смерти: Марио стал её соратником и при жизни матери много работал вместе с ней. Марио Монтессори внёс значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всём мире.

Мария и Марио Монтессори

Юность

Мария Монтессори упорно шла к мечте: поступила в Римский университет на медицинский факультет. Это было шоком для общественности: ни среди педагогов, ни среди студентов лиц женского пола в те времена быть было не должно! Занятия девушка имела право посещать только в сопровождении своего отца. Но, в конце концов, в возрасте 25 лет Мария получила диплом и стала первым итальянским врачом-женщиной.

Но известность в студенческие годы Марии принесла не только ее выходка с поступлением в ВУЗ. Еще во время обучения в университете она увлеклась феминистическими взглядами и подалась в известное женское движение, где весьма-таки активно развернула свою деятельность. И пусть в малоизвестных, но довольно влиятельных кругах Монтессори получила признание благодаря своим идеям. Поначалу о ней только писали газеты, а затем Мария и сама редактором журнала о жизни феминисток Италии.

Мария Монтессори - биография педагога и автора методики развития

Еще во времена университетской практики Мария увлеченно занималась изучением болезней нервной системы и умственной отсталости. В это время и состоялась впервые встреча Монтессори в лечебнице с малолетними пациентами с ограниченными физическими и умственными возможностями. Примитивное существование этих детей поразило ее, ничто не побуждало их к полезной активности. Дети после еды просто передвигались ползком по полу и подбирали крошки хлеба, лепя незатейливые фигурки из них. Да и сама обстановка отнюдь не способствовала какому-то развитию. Так Мария пришла к мысли, ставшей ключевой в ее педагогико-методической идее, что детям (не только больным, но и, в первую очередь, здоровым) необходима особая, адаптированная под возраст и психическое состояние развивающая среда, где легко и доступно будут собраны все знания об этом мире, показанные детям через эталоны важнейших достижений человечества, а дети смогут преодолеть путь человечества к цивилизации в раннем возрасте.

Детство и юность

В последний день лета, в 1870 г. в семье Ренильде и Алессандро Монтессори, проживающих в городе Кьяравалле, произошло радостное событие – родилась дочь (единственный отпрыск четы), которую решили назвать Марией.

Отец девочки являлся чиновником министерства финансов, трудился на табачной фабрике. Мама, в девичестве носившая фамилию Стоппани, была из семьи священнослужителя, получила неплохое для своего времени образование.

Мария Монтессори в детстве
До 12 лет Мария в школу не ходила, училась на дому

Больше всего в детские годы девочка любила решать математические задачи, для которых находила неординарные решения. Монтессори мечтала поступить в техническую школу, но право посещать заведение было только у мальчиков.

Благодаря настойчивости Марии (при поддержке родителей), дирекция дала добро на обучение девушки и не пожалела. Монтессори, имея острый разум, блестяще окончила школу. В возрасте 20 лет Мария пытается поступить в медицинский университет, но перед ней снова встает проблема. Посещать занятия позволено только юношам.

Родители пытались уговорить упрямую дочь, чтобы она передумала. Но Монтессори добивается поставленной цели – становится вольным слушателем. Вскоре преподаватели были поражены ее начитанностью, сообразительностью, желанием учиться – они перевели девушку в статус студентки.

Студенческие годы

Обучение в университете давалось Марии нелегко. Практику в морге ей приходилось проходить по ночам, чтобы однокурсники не насмехались над ней. Отец был недоволен выбором профессии дочери (она готовилась стать педиатром), поэтому денег на учебу не давал.

Монтессори приходилось зарабатывать на пропитание, подрабатывая в больнице для отстающих в развитии детей. Они были предоставлены сами себе, никаких занятий с ними никто не проводил. Марии было жалко несчастных малышей, в один из дней она задумалась о том, что начинать готовить таких детей к самостоятельной жизни нужно еще в дошкольные годы.

В день защиты диплома, после произнесенного Монтессори доклада, преподаватели и студенты долго аплодировали ей. В это время в аудиторию вошел ее отец, увидев бурю оваций, которую вызвала речь его дочери, он простил своего ребенка. Мария ликовала, она – первая в стране женщина-врач.

Трудовая биография Марии Монтессори началась в клинике Сан-Джовани в должности ассистентки. Девушка совмещала работу в больнице, частную практику, успевала читать лекции в университете, печататься в европейских медицинских изданиях.

Мария Монтессори
Мария зарабатывала, подрабатывая в больнице для отстающих в развитии детей

Миф №4: Монтессори — это где всё разрешено/всё запрещено

Рассказывают, что однажды в класс Монтессори пришли очередные гости. И некая дама шутливо обратилась к ребёнку, оказавшемуся рядом с ней:
— И это ваш класс, в котором вы делаете, что хотите?
— Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, — ответил ей мальчик.

Задача взрослого в Монтессори-классе — подобрать материалы, которые будут полезны ребёнку определённого возраста, и показать, что делать с этими материалами. Ребёнок же может выбирать в рамках предложенного. Это позволяет ему заниматься со всей страстью человека, предающегося желанному занятию.

Подход Монтессори основан на предположении о созидательной природе ребёнка, в которой самосовершенствование, саморазвитие приносит удовольствие. И если не препятствовать этому влечению, то оно будет вести ребёнка наилучшим именно для этого ребёнка путём к гармоничной, разносторонней, развитой личности, а активность и самостоятельность в этом процессе трансформируется в ответственность и умение реализовывать задуманное и доводить начатое до конца.

Во времена самой Монтессори можно было лишь наблюдать, что дети в классе действительно заняты каждый своим (или каким-то общим) делом, что они учатся писать, читать и считать с радостью. В наше время известны многочисленные факты и исследования, подтверждающие, что потребности в общении, заботе, познании жизненно важны для человека с рождения.

Свобода ребёнка в Монтессори-классе — это свобода становиться собой, ничего общего не имеющая с вседозволенностью. В классе действуют очень простые правила, направленные на обеспечение доброжелательных, уважительных, конструктивных взаимоотношений между детьми и между детьми и взрослыми. Есть правила, помогающие каждому реализовать право выполнить понравившееся упражнение в своём темпе столько раз, сколько требуется для создания нового навыка или качества самому ребёнку. Поощряется самостоятельность, и есть возможность развить обоснованную независимость.

Класс, наполненный дидактическими материалами и упражнениями, интересен детям, но его вид может не совпадать с образом интересного места у родителя. Это и рождает иногда, по-видимому, ошибочное впечатление, что в Монтессори-классе много запретов. За всеми материалами класса стоит системность научного метода и целесообразность материалов, а правила сведены к минимуму, необходимому и достаточному для того, чтобы каждый ребёнок мог удовлетворить свои потребности в развитии, не ущемляя таковые у других, а по возможности и помогая товарищам.

Мария Монтессори и маленькая воспитанница Мария Монтессори с одной из воспитанниц

Известность

Методика набирающей популярность Монтессори начала быстрыми темпами внедряться в итальянскую систему образования, по всей стране открывались педкурсы по Монтессори. Известность распространилась и заграницу, к итальянскому педагогу-новатору приезжали светила науки и учителя из стран Европы и из США, из России. Так, побывав в Италии, наша знаменитая Юлия Фаусек создала первый отечественный детский садик по знаменитой методике. Вскоре подобные школы стали открываться повсюду, Мария объездила с лекциями весь мир. В поддержку Марии выступали представители власти. При благоволении элиты Монтессори внедрила свою теорию повсемирно, начала писать книги, получать награды. Ее трижды выдвигали на Нобелевскую премию (с 1949 по 1951 гг.), однако, безрезультатно. Еще в конце 20-х годов к Марии присоединился ее сын, внесший немалый вклад в развитие Монтессори-движения. Была создана получившая позже государственное финансирование Международная Ассоциация имени Монтессори, которая не останавливает деятельность и поныне.

Кстати, в честь Монтессори назван один из кратеров на планете Венера!

Даже Мировая война не стала преградой для распространения славы Монтессори. Когда в Италии воцарился фашизм, власти оказывали поддержку педагогу-новатору, и сам Муссолини дал добро на внедрение программы Монтессори в школы и на финансирование ее организации.

Мария Монтессори - биография педагога и автора методики развития

Однако в 30-е годы, когда министром образования был назначен Джузеппе Лoмбардo Радиче, идиллия Монтессори закончилась: ее школы стали массово закрывать, а саму Марию даже обвинили в плагиате, якобы ее идеи были украдены у сестер Агацци, довольно известных педагогов того времени. Прекратилось и финансирование международных поездок Марии, а это означало и снижение популярности, к которой Монтессори так привыкла. В конце концов, она переезжает в Нидерланды, гостеприимно распахнувшие ей свои двери, где продолжает свою деятельность.

Мария Монтессори скончалась в неполные 82 года и погребена на католическом кладбище городка Нордвиг.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».

Это обосновывается такими тезисами:

  • Ребенок от рождения — уникальная личность.
  • Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  • Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  • Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

«Дом ребенка»

В 1907 г., получив финансирование от итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария открывает школу под названием «Дом ребенка» для здоровых, но брошенных детей. Монтессори не ведет занятий, она сидит в аудитории, наблюдает и фиксирует достижения.

Дети с удовольствием занимаются по созданной Марией методике: они самостоятельно выбирают учебный материал. Также Монтессори отмечала, что с каждым днем воспитанники школы становятся дисциплинированнее.

В ее заведении старшие школьники сами убирают классные комнаты, ухаживают за домашними животными, цветами. С 9.00 до 16.00 их время расписано поминутно. Мария видит, как они инстинктивно принимают неординарные решения.

Школа Монтессори
Дети растут в любви, учителя относятся к ним с уважением

Применение на практике наработок Монтессори вкупе с необычной подачей материала, приводят к высоким результатам. В «Дом ребенка» съезжаются преподаватели из разных стран, чтобы перенять опыт.

Первый семинар, на котором присутствовало более 100 заслуженных педагогов из других государств, Мария организовала в 1909 г. Книга Монтессори «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию детей в доме ребенка» стала всемирно известной. Ее перевели на разные языки, в том числе, на русский.

Школы Монтессори по всему миру

Методика воспитания Марии приобретает популярность в США. Осенью 1911 г. в Северной Америке открылась первая школа Монтессори. В 1913 г. их насчитывалось почти 100. В декабре того же года Мария приехала в Штаты с трехнедельным визитом для прочтения лекций и демонстрации наработок.

Несмотря на успехи, которые показывали ученики, у женщины-новатора были и противники, подвергшие критике ее методику. В 1914 г. «Дом ребенка» посетила делегация из России, направленная министерством образования. Дело в том, что в 1910 г. в школу приезжала Татьяна Сухотина-Толстая – дочь Льва Толстого.

Она обнаружила много общего между методикой Монтессори и педагогическими идеями ее отца. Среди российских общественных деятелей была Юлия Фаусек, которая поспособствовала популяризации Марииного способа обучения детей в России.

Мария Монтессори
В 1922 г. Монтессори становится государственным инспектором школ

Через 7 лет, совместно со своим сыном Марио, Мария учредила Международную Монтессори Ассоциацию (АМИ), которая функционирует до сегодняшнего дня.

Программа и методика

Суть метода Монтессори: каждый ребенок самоценен, и именно его индивидуальность ставится превыше всего в процессе обучения.

Никаких сравнений и измерений детей по «стандартам», только свобода, отсутствие критики и вмешательства – вот он, «двигатель» успешного развития личности.

При этом вредны как наказание, так и поощрение: дети должны учиться, руководствуясь собственной мотивацией, получая от этого радость. Развитие самостоятельности детей необходимо подкреплять, по мнению Монтессори, практическими занятиями из повседневной жизни. Детский сад по Монтессори учит, в первую очередь, самостоятельному одеванию, умыванию, элементарным бытовым навыкам. При этом дети сами выбирают, с чем им играть, сколько и как.

Развитие каждого ребенка теория Мария Монтессори делила на 4 этапа:

  • детство – с рождения до 6 лет;
  • детство от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 18 лет;
  • взросление – от 18 до 24 лет.

Именно в первой стадии формируются способности ребенка, при этом рождается малыш уже с определенным набором качеств, и воспитать ребенка невозможно, он сам сделает это. От рождения каждый из детей обладает природным стремлением все пробовать, нюхать и трогать. Значит, считала Монтессори, интеллект развивается через органы чувств.

Занятия по методу Монтессори должны проходить в специально организованной среде, и комната для занятий представляет собой зонированные пространства, в каждой из зон размещаются дидактические пособия:

  • Практическая зона – здесь собрано все, что окружает детей в быту: веник и совок, пуговицы и застежки, посуда и т.д. Воспитанники учатся одевать и раздевать кукол, мыть посуду, гладить одежду, чистить овощи и т. д.;
  • Математическая зона – здесь собраны пособия для формирования у детей математических представлений, обучения счету, различению геометрических фигур и т. д.;
  • Сенсорная зона обустроена так, что ребенок, занимаясь в ней, развивает сенсорику, тактильные ощущения и мелкую моторику – всевозможные разнокалиберные по размеру бутылочки, крышечки, мячики из поролона и твердых материалов, мешочки с различными по фракциям наполнителями и т. д.;
  • Языковая зона, где акцент делается на обучение буквам, звукам и слогам, чтению и письму;
  • Космическая зона, в которой воспитанники получают первоначальные сведения об устройстве мира, погодных и природных явлениях, культуре и традициях народов и т. д.

Мария Монтессори - биография педагога и автора методики развития

При этом дети занимаются все вместе: и младшие, и старшие. Так формируется навык заботы и взаимопомощи. Роль педагога же – это роль наблюдателя. Он ничего не навязывает ученикам, только немного помогает, если ребенок не может справиться сам. Но о вседозволенности и беспорядке в садах Монтессори не было и речи:

  • дети обязаны соблюдать тишину, но если их переполняли эмоции, для «выпуска пара» была предусмотрена особая комната;
  • все игрушки после занятий дети приводили в порядок: мыли, составляли на место – так формировалась аккуратность;
  • запрещалось отнимать игрушки у других детей: кто первым взял их, тот и играет – это фундамент для формирования понятия о границах дозволенности и понимания «мое-чужое».

Дети с психическими отклонениями, воспитанные по методу Монтессори, как показала практика, оказывались самостоятельны и весьма уверены в себе, умели обслуживать себя и решать основные бытовые проблемы. Помимо этого, воспитанники по Монтессори обладали собственным мнением и умели его отстаивать. Иными словами, дети, на которых был «поставлен крест», становились полноправными членами общества, вполне приспособленными к жизни в нем.

Последние годы жизни и смерть

В 1946 г. Монтессори переезжает в Нидерланды, лишь периодически наведываясь в Индию. Несмотря на то что ей уже исполнилось 76 лет, Мария продолжает ездить по миру, восстанавливая старые, и открывая новые школы, читает лекции, организовывает для преподавателей курсы.

На заметку:
В 1980 г. в Италии в честь Марии Монтессори вышла юбилейная монета достоинством в 200 лир. Ее тираж составил 48,5 млн шт.

Свою книгу «II Metodo» Мария переработала и перевела на английский язык. В 1949 г. открывается Монтессори-ассоциация в Пакистане. Затем педагог приняла участие в Международном конгрессе, основала первый учебный класс для детей от 0 до 3 лет.

Мария Монтессори с сыном
Определенное время Мария проживала с сыном в Индии

За свою жизнь Монтессори неоднократно удостаивалась наград и званий:

  • орден Почетного легиона;
  • офицер Ордена Оранских-Нассау;
  • степень почетного доктора Амстердамского университета;
  • трижды номинировалась на Нобелевскую премию мира.

6 мая 1952 г. в Нидерландах прославленный педагог скончалась от кровоизлияния в мозг.

Личная жизнь

За свою долгую жизнь Мария нравилась многим мужчинам. Но большую часть времени она посвящала педагогике, поэтому личную жизнь не устроила. Монтессори никогда не была замужем, хотя возлюбленный мужчина у нее был. Его звали Джузеппе Монтесано.

Они были коллегами по римской психиатрической клинике. Он же стал отцом единственного сына Марии – Марио. Джузеппе несколько раз делал возлюбленной предложение руки и сердца, но если бы она его приняла, женщине пришлось бы бросить работу, сидеть дома, заниматься хозяйством. Поэтому они с Монтесано договорились, что будут состоять в гражданском браке.

Спустя несколько лет возлюбленный предал их клятву, женившись на другой. Родив сына, Мария решила отдать своего ребенка на воспитание в приемную крестьянскую семью. Она считала, что там ему будет комфортнее, чем носиться с мамой по белу свету. Когда Марио исполнилось 10 лет, она забрала его к себе.

Мария Монтессори с сыном
Став взрослым, Монтессори-сын продолжил начатое матерью дело. До самой смерти в 1982 г. он возглавлял ассоциацию АМИ

Интересно!
В 1988 г. международная организация ЮНЕСКО поставила имя Марии Монтессори в один ряд с наиболее выдающимися педагогами ХХ в. – Антоном Макаренко, Георгом Каршенштецнером, Джоном Дьюи.

Интересные факты

Занимательные факты биографии Марии Монтессори:

  • Родив ребенка вне брака, прилюдно женщина называла сына племянником или приемным сыном. Многие догадывались, что это не так, но из уважения к прославленному педагогу лишних вопросов не задавали.
  • По методике Марии обучались многие известные личности: принцы Гарри и Уильям, Лари Пейдж – основатель поисковой системы Google, Джимми Уэйлс – основатель «Википедии», Джоржд Клуни – актер.
  • Монтессори составила для родителей 19 заповедей, которые советовала перечитывать хотя бы раз в год.
  • В 2007 г. в Италии состоялась премьера фильма «Мария Монтессори. Жизнь ради детей». В нем рассказана краткая биография прославленного педагога, внесшего неоценимый вклад в мировую науку, пропагандирующего идею свободного воспитания.

Монтессори никогда не читала своим воспитанникам итальянских сказок. Она считала их слишком безжалостными. Вместо них, ребята слушали истории о сотворении мира, тайнах вселенной.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Мария Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

  • ребенок
  • среда
  • воспитатель

Метод Монтессори

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  • Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  • Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  • Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Мария Монтессори - биография педагога и автора методики развития

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  • Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  • Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  • Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  • Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  • Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  • Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  • Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  • Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  • Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  • Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  • Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  • Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  • Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  • Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  • Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  • Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  • В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу «Монтессори и новое воспитание».
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

  • Дети — другие.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

  • Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация


Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи

Ошибка в тексте?

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий