Жак-Ив Кусто — биография, жизнь и смерть путешественника

Видео Все

Жак-Ив Кусто - биография, жизнь и смерть путешественника

«История жизни». Жак Ив Кусто

Жак-Ив Кусто - биография, жизнь и смерть путешественника

Жак Ив Кусто или ВСЕМИРНЫЙ ЗАГОВОР

Жак-Ив Кусто - биография, жизнь и смерть путешественника

Жизнь известных людей: Жак-Ив Кусто

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Первое погружение в морские глубины, или Чем опасен дайвинг

Жак-Ив Кусто ещё в юности грезил морем и уже тогда имел твёрдое намерение связать с ним свою судьбу. В возрасте 20 лет он окончил морскую школу и поступил в военно-морскую академию. В какой-то момент Жак-Ив увлёкся небом и даже пытался перевестись в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Именно авария и последовавшие проблемы со здоровьем ещё больше приблизили Кусто к морю. Для восстановления утраченного здоровья он начал ежедневно плавать. Именно в этот период своей жизни он изобрёл свои первые очки для подводного плавания.

Пытливый ум естествоиспытателя не давал покоя: начались эксперименты со специальной экипировкой для погружения. В результате в 1943 году мир получил автономный акваланг, благодаря которому можно было длительное время находиться под водой и погружаться на неведомые ранее глубины. Уже в 1946 году акваланг Кусто поступил в промышленное производство. Дальше — больше: на свет появились подводные осветительные приборы и телекамеры. Всё это, без преувеличения, произвело революцию в изучении океанов.

Так в результате страшной автомобильной аварии мир получил великого путешественника, изобретателя и исследователя морей.

Французский исследователь Жак Ив Кусто и телеведущий Николай Дроздов в передаче В мире животных

Французский исследователь Жак Ив Кусто и телеведущий Николай Дроздов в передаче «В мире животных». Фото: РИА Новости/ Михаил Кухтарев

Жестокое небо

В отличие от морской глади, небо было не столь благосклонно к этому человеку. При первой попытке связать свою жизнь с авиацией Кусто попал в автомобильную аварию. Позже, уже будучи известным исследователем, он стал использовать в работе бывший морской патрульный бомбардировщик «Каталина». Именно на нём в 1979 году погиб один из сыновей Кусто — Филипп.

«Каталина» использовалась для съёмок очередного фильма. Управлявший гидросамолётом Филипп посадил его на воду, но машина начала тонуть, быстро уходя носом под воду. Оторвавшийся от крыла двигатель с огромной силой врезался в кабину пилота.

Спаслись все члены экипажа, но тело Филиппа так и не было найдено.

Французский океанограф Жак Ив Кусто на встрече со специалистами института океанологии Академии наук СССР. 1987 год

Французский океанограф Жак Ив Кусто на встрече со специалистами института океанологии Академии наук СССР. 1987 год. Фото: РИА Новости/ Птицын

Минный тральщик на службе науке

Имя Жака-Ива Кусто неразрывно связано с названием его корабля — «Калипсо». Но мало кто знает, что до того, как стать главным судном всемирно известного исследователя морей, это был минный тральщик ВМС Великобритании. Во время Второй мировой войны корабль, носивший тогда гордое имя HMS J-826, бороздил просторы Средиземного моря. После войны он ещё какое-то время служил мирным целям в качестве парома, перевозившего людей с Мальты на остров Гоцо. Именно тогда корабль стал называться «Калипсо».

Калипсо в порту Ла-Рошель, 1999 год

Калипсо в порту Ла-Рошель, 1999 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Peter Potrowl

Выкупил судно для Кусто ирландский миллионер Томас Лоэл Гиннесс. Исследователь получил корабль в аренду, стоимость которой составляла 1 франк в год. Арендатор переоборудовал корабль под экспедиционное судно, установил на нём оборудование для погружений и исследований, а также разместил на палубе вертолётную площадку. Корабль мог в режиме полной автономности преодолевать до 5 тысяч миль (порядка 9200 км). Команда «Калипсо» состояла из 12 человек, при этом 10 членов экипажа — сами исследователи. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

С этого момента для «Калипсо» началась совершенно новая, полная невероятных приключений и дальних странствий жизнь. Она была яркой и закончилась в 1996 году: «Калипсо» затонул после столкновения с баржей в Сингапуре. Спустя две недели корабль был поднят со дня и отбуксирован на французскую базу команды Кусто. Все последующие годы корабль тщетно пытались превратить в музей великого исследователя, но идея постоянно натыкалась на различные финансовые и бюрократические препоны.

Подводная лодка Жака Ива Кусто в Монако у океанографического музея

Подводная лодка Жака Ива Кусто в Монако у океанографического музея. Фото: Commons.wikimedia.org/ wrecked

В мире безмолвия

В 1953 году Кусто в соавторстве с Фредериком Дюма издал свою первую книгу — «В мире безмолвия», а три года спустя был снят одноимённый фильм с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось 25 км плёнки и два года усердной работы. При этом сам фильм длится лишь 86 минут. Вплоть до 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

Но первой «пробой пера» исследователя был фильм «8 метров под водой», который был снят в начале 40-х годов, задолго до появления «Калипсо».

Популярность, которую Кусто приобрёл благодаря первой же книге и фильму, позволила ему расширить горизонты своих возможностей — он был назначен директором Океанографического музея в Монако и построил свой первый батискаф для погружения на морские глубины.

К Титанику и на дно Байкала. 10 мест для подводного туризма

Если главная роль в первом документальном фильме Кусто по праву была отведена «Калипсо», то в центре внимания второй картины, «Мир без солнца», стояли уже подводные исследовательские станции. Второй фильм Кусто в 1965 году был удостоен Оскара. Оскароносной стала и картина «История красной рыбы».

Наследие

Не имея специального образования и научных степеней, Кусто стал первым исследователем мирового океана. За свои открытия и вклад в науку он был удостоен Ордена Почётного Легиона, ордена Морских заслуг и других не менее громких наград.

Могила Жака-Ива Кусто

Могила Жака-Ива Кусто. Фото: Commons.wikimedia.org/ Peter17

В наследство от исследователя остались его многочисленные книги, десятки фильмов, переведённых на многие языки мира. Жак-Ив Кусто увидел дно мирового океана таким, каким его не видел ещё никто. Исследователь был ошеломлён масштабами разрушений морских экосистем. В 1973 году был создан фонд «Команда Кусто», занимающийся океанографическими исследованиями и охраной окружающей среды.

У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.

Жак-Ив Кусто умер в 1997 году, спустя год после того, как его «Калипсо» столкнулся с баржей и затонул.

Биография

Жак-Ив Кусто — французский исследователь Мирового океана, режиссёр научно-популярных фильмов «Подводная Одиссея», изобретатель акваланга, автор множества книг о подводном мире. Друзья и знакомые называли его Капитаном Кусто. В целом можно утверждать, что работа этого человека для многих людей открыла «голубой континент».

Жак-Ив КустоОкеанолог Жак-Ив Кусто

Жак-Ив родился в предместье Бордо, в маленьком городке под названием Сент-Андре-де-Кюбзак. Его отец Даниэль был адвокатом, известным на всю страну как самый молодой юрист, получивший докторскую степень. Мама мальчика, Элизабет, происходила из семьи фармацевтов, но сама занималась домашним хозяйством и воспитанием Жак-Ива и его старшего брата Пьер-Антуана.

Семья постоянно проживала в Париже, но много путешествовала. Во время отдыха на море Кусто-младший научился плавать и навсегда полюбил воду. Кстати, ребенку в 7 лет был поставлен неизлечимый диагноз хронического энтерита, из-за которого он на всю жизнь остался более чем худощавым.

Жак-Ив КустоЖак-Ив Кусто

После Первой Мировой войны семья Кусто переехала в США, где Жак-Ив увлекся механикой и изобретательством, а также совершил свое первое погружение под воду. После возвращения в Париж 13-летний паренек построил действующую модель автомобиля, двигатель которой работал от батарейки, а также начал снимать окружающий мир на собственную кинокамеру.

Подросток интересовался таким количеством вещей, что на школьные уроки у него просто не оставалось времени. Поэтому родители отправили сына в закрытый интернат, который он окончил с отличием.

Затем была Военно-морская академия и служба в Шанхае. Однажды он увидел в придорожном магазинчике очки для подводного плавания. Испробовав их, Жак-Ив понял, чему собирается посвятить свою жизнь.

Морские исследования

В начале 50-х годов прошлого века Кусто взял в аренду списанный тральщик «Калипсо». На этом судне он планировал провести ряд океанографических исследований. Мировая слава на молодого ученого обрушилась в 1953 г. после издания книги «В мире безмолвия».

Вскоре по мотивам данного произведения был снят научный фильм с одноименным названием, получивший в 1956 г. премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 г. Жак-Иву Кусто доверили руководить Океанографическим музеем в Монако. Позднее были экранизированы такие киноленты, как «Золотая рыба» и «Мир без солнца», которые пользовались не меньшим успехом у зрителей.

zhak-iv-kusto-7

Во второй половине 60-х годов начался показ известного сериала «Подводная одиссея команды Кусто», который транслировался во многих странах на протяжении последующих 20 лет. Всего было снято около 50 серий, которые посвящались морским животным, коралловым джунглям, крупнейшим водоемам на планете, затонувшим суднам и разным загадкам природы.

В 70-х годах Жак-Ив побывал с экспедицией в Антарктике. Здесь было отснято 4 мини-фильма, которые рассказывали о жизни и географии данного региона. Примерно тогда же, исследователь основал «Общество Кусто» по охране морской среды.

Помимо «Подводной одиссеи», Кусто снял еще немало интересных научных сериалов, среди которых «Оазис в Космосе», «Приключения в Св. Америке», «Амазонка» и другие. Данные фильмы имели огромный успех во всем мире.

Они позволили людям впервые во всех подробностях увидеть подводное царство с его морскими жителями. Зрители наблюдали за тем, как бесстрашные аквалангисты плавали рядом с акулами и другими хищниками. Тем не менее, нередко Жак-Ив подвергался критике за псевдонаучность и жестокое обращение с рыбами.

По словам коллеги Капитана Кусто, Вольфганга Ауэра, часто рыбы подвергались жестоким убийствам только ради того, чтобы операторы смогли снять качественный материал.

Также известна нашумевшая история о выходе людей из батискафа в атмосферный пузырь, образовавшийся в глубоководной пещере. Эксперты заявляли, что в подобных пещерах газовая атмосфера непригодна для дыхания. И все же, большая часть специалистов отзывается о французе, как о любителе природы.

Фильмы и книги

В начале 50-х годов Жак-Ив Кусто арендовал старый списанный тральщик Британских Королевских ВМС, назвал его «Калипсо» и начал исследования океана. Результатом экспедиции стала научно-популярная книга «В мире безмолвия», изданная в 1953 году. Она принесла Кусто всемирное признание, а фильм, снятый по ее мотивам, моментально сделал его легендой документального жанра. Картина «В мире безмолвия» была награждена премиями «Оскар» и «Золотая пальмовая ветвь».

Подводная лодка Жака-Ива КустоПодводная лодка Жака-Ива Кусто

За дебютным фильмом последовали такие ленты, как «Золотая рыба» и «Мир без солнца», а затем появился сериал «Подводная одиссея команды Кусто», который выходил на экраны в общей сложности 20 лет. Кроме него Жак-Ив снял такие циклы фильмов об океанах, морях, реках и их обитателях, как «Оазис в Космосе», «Приключения в Северной Америке», «Амазонка», «Повторное открытие мира» и многие другие.

Эти фильмы пользовались грандиозным успехом, так как позволяли людям заглянуть в такие места, которые обычно им недоступны. Но не все специалисты одобряли работы Кусто. Он многократно подвергался критике за псевдонаучность и особенно за жестокое обращение с рыбами.

Жак-Ив Кусто на съемкахЖак-Ив Кусто на съемках

Так, его коллега Вольфганг Ауэр утверждал, что многие убийства и жестокости над рыбами были целенаправленными и делались Кусто для качественных кадров в своих фильмах. Также иногда Жак-Ива обвиняли в поддельных кадрах, например, выход людей из батискафа в глубоководную пещеру, где обычно атмосфера непригодна для дыхания.

Изобретения

Сначала Жак-Ив Кусто погружался под воду с помощью маски и трубки, но затем он совместно со своим приятелем Эмилем Ганьяном разработал устройство, позволяющее дышать глубоко под водой. Первый в мире акваланг был испытан им в 1938 году и помог не только Кусто, но и многим ученым лучше узнать подводный мир.

Акваланг Жака-Ива КустоАкваланг Жака-Ива Кусто

Сегодня, вероятно, съёмки под водой не выглядят чем-то сверхъестественным, но до Жак-Ива такого и предположить никто не мог. Именно он разработал водонепроницаемую фотокамеру и осветительный прибор, а позднее сделал первую телевизионную систему, способную снимать видео на большой глубине.

Также французскому исследователю принадлежит теория о том, что морские свиньи имеют феноменальные способности к эхолокации, то есть эти животные чувствуют оптимальный путь через водные просторы. Позднее эта теория была доказана профессиональными биологами.

Жак-Ив Кусто на презентацииЖак-Ив Кусто на презентации

А благодаря своим научно-популярным книгам и кинофильмам Кусто стал прародителем нового способа телевизионной коммуникации – дивульгационизма, то есть обмен мнениями между профессионалами и аудиторией обычных интересующихся людей. Сегодня по этой технологии построены все современные ток-шоу и другие телевизионные проекты, за что нужно благодарить, опять же, французского океанографа.

Личная жизнь

Первый раз Жак-Ив Кусто женился в 1937 году на Симоне Мельхиор, дочери легендарного французского адмирала. Симона принимала участие в большинстве экспедиций мужа, а команда тральщика «Калипсо» придумала ей ласковое прозвище «Пастушка».

Жак-Ив Кусто и Симона МельхиорЖак-Ив Кусто и Симона Мельхиор

У супругов было двое сыновей — Жан-Мишель и Филипп, который погиб в 1979 году во время крушения самолета «Каталина». После этой трагедии отношения между Жак-Ивом и Симоной разладились. Они стали жить отдельно, но официально так и не развелись.

Когда Симона Мельхиор скончалась от рака в 1991 году, Кусто женился на Франсине Триплет, с которой к тому моменту жил уже более 10 лет и воспитывал общих детей – дочь Диану и сына Пьера.

Жак-Ив Кусто и Франсина ТриплетЖак-Ив Кусто и Франсина Триплет

Кстати, из-за повторной женитьбы у него окончательно испортились отношения со старшим сыном Жаном-Мишелем, и он даже в судебном порядке запретил тому использовать фамилию Кусто для своей коммерческой деятельности.

Фото Кусто

zhak-iv-kusto-i-simona-melhiorЖак-Ив Кусто и Симона Мельхиор

zhak-iv-kusto-6 zhak-iv-kusto-8

prezident-kennedi-vruchaet-zolotuyu-medal-naczionalnogo-geograficheskogo-obshhestva-zhaku-kustoПрезидент Кеннеди вручает золотую медаль Национального географического общества Жаку-Иву Кустоkalipso-1980Калипсо 1980 г.

zhak-iv-kusto-1

zhak-iv-kusto-2

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Смерть

Жак-Ив Кусто скончался 25 июня 1997 года от инфаркта миокарда. Захоронение тела великого ученого было произведено на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, где покоятся все его предки. Но его исследовательская деятельность не прекратилась. Основанное им общество «Команда Кусто» действует до сих пор.

Школа имени Жака-Ива Кусто в Санкт-ПетербургеШкола имени Жака-Ива Кусто в Санкт-Петербурге

Интересно, что память о Жак-Иве Кусто запечатлена не только во Франции, но и в России. Например, одна из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга с углублённым изучением французского языка названа его именем.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий