Абай Кунанбаев — биография поэта, жизнь и творчетсво

Видео Все

Абай Кунанбаев - биография поэта, жизнь и творчетсво

«Тайны. Судьбы. Имена.». Абай Кунанбаев

«Великие тайны великих людей» — Абай Кунанбаев (часть 1)

Абай Жизнь и творчество (1983)

Абай Кунанбаев как композитор

Абая можно назвать и казахским композитором, он создал около двух десятков мелодий, которые остаются популярными и в наши дни, на музыку Абай Кунанбаев переложил и некоторые свои стихи.

Он был ценителем казахского народного творчества, он прекрасно знал казахские песни и кюи, чтил песни Биржана, Ахана-серы и Жаяу Мусы. Музыкальный дар Абая был развит на глубокой народной основе. Песни Абая, как и произведения других народных композиторов, дошли до нас не в нотной записи, а в исполнении множества самых разнообразных певцов, которые, несомненно, внесли в них немало изменений.

Каждая мелодия Абая соответствовала своему стихотворению. Для песен поэта характерно равновесие текста, что в песенном творчестве являлось действительно новым явлением. Песни Абая занимают самое почетное место в современной светской казахской музыке.

Он говорил, что песня сопровождает человека всю жизнь. Радостные и веселые песни поются, когда человек рождается, а когда он умирает, звучат песни скорбные и печальные.

“Родился младенец — пир, шилдехана,

И ночами песня звонкая слышна.

Если умер близкий — скорбен человек,

Сердце злой утратой ранено навек.

Почему ж он в песню облекает боль,

Жемчуг слез роняя с увлажненных век?”

“Музыка — отблеск чувства, настроения, жизни. Надо уметь ее слушать. Надо вникать в нее глазами мысли”, — такие мысли посещали великого Абая.

Происхождение

Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда – известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.

Известный просветитель

Сын Ыргызбая – Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.

Отец же Абая – Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.

Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку – прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.

Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.

Детство и учеба

Годы жизни Абая Кунанбаева – 23 августа 1845 г. – 6 июля 1904 г. Будущий поэт увидел свет в урочище Жидебай, в предгорьях Шынгызтау, у источника Каскабулак. Ученые идентифицировали, что это место находится в 180 км от Семипалатинска (Семея).

Начальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Это были добрые и мудрые женщины. Бабушка была настоящей сказительницей. Именно она рассказывала Осторожному Ибрагиму легенды о древних батырах. Все представители рода шаншар, откуда происходила мать Улжан, славились остроумием.

От нее Абай унаследовал умение красиво и интересно говорить, колко подшучивать над недостатками и красноречиво бичевать пороки общества. Возможно, эти две женщины — мать и бабушка — и предопределили будущее Кунанбаева. Ведь он впоследствии отказался от роли главы племени и посвятил себя искусствам.

Однако и отец оказал на сына некоторое влияние. Он научил его быть мудрым, справедливым и сдержанным. В раннем детстве он послал сына учиться грамоте у муллы. А потом не пожалел денег на продолжение его образования в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. В исламском духовном училище мальчик не только освоил персидский и арабский языки, но и отточил ораторское искусство.

Абай Кунанбаев - детство

Дальнейшая биография Абая Кунанбаева кратко

Отец призвал 13-летнего сына к себе, чтобы ввести его в дела управления кланом. Но разбирательства тяжб и имущественных споров были Абаю неинтересны. Из уважения к отцу он исполнял обязанности бия до 28 лет. По настоянию родителя, Абай рано женился и обзавелся детьми. Но потом, став взрослым, Кунанбаев объявил о своем твердом намерении отойти от дел бия и заняться самосовершенствованием.

Еще в медресе он начал писать стихи, но из застенчивости приписывал их авторство своему школьному другу Джантасову Коклаю. Многие из этих произведений были навсегда утрачены. Ведь юный Абай и не помышлял о том, чтобы публиковать свои стихи. До нас дошли только те лирические строки, которые сохранила устная память народа.

Абай Кунанбаев в молодости

Лишь в 40-летнем возрасте Абай Кунанбаев опубликовал первый сборник своих стихов. На протяжении последующих 20 лет талант писателя, поэта и композитора только расцветал. Он стал настоящим властителем дум народа. И это не могло не вызвать зависть и ненависть некоторых биев.

Преждевременная смерть двух сыновей, Магавьи и Абдирахмана, на которых отец возлагал большие надежды, подорвала здоровье поэта. Он отверг возможность лечиться и уехал умирать в родной аул в урочище Жидебай. Он скончался на 60-м году жизни и похоронен неподалеку от стоянки юрты, где впервые увидел свет.

Знаменитые «Слова назидания»

Главным наследием Абая Кунанбаева многие специалисты считают именно широко известные в Казахстане «Слова назидания» – в оригинале «Кара соз» («Черные слова»). Их проходят в школах, изучают в институтах. Они представляют собой 45 коротких притч, изложенных в поэтической форме.

Книга из серии ЖЗЛ

Написал их поэт уже в весьма зрелом возрасте, прожив большую часть жизни, узнав людей и собственный народ. Ничего нового в «Словах назидания» не было – просто свод самых обычных правил, затрагивающих в первую очередь мораль и нормы поведения. Однако для своего времени они произвели настоящий фурор – изложенные в простой, понятной форме, они распространились среди простого казахского народа, формируя более высокую нравственность, просвещая местных жителей.

Эти стихи Абая Кунанбаева были переведены на русский язык. Сборники публиковались трижды – в 1945, 1954 и 1979 годах. Также была предпринята попытка перевода на немецкий язык, однако из-за низкой художественной ценности работа так и не была завершена.

Влияние на творчество

Без преувеличения можно сказать, что учеба в русской школе сыграла роль в становлении личности великого казахского поэта. Это подтолкнуло его перевести произведения некоторых классиков. Ведь именно в школе он прочел поэмы Пушкина и Лермонтова, басни Крылова на русском языке. Биография Абая Кунанбаева, возможно, сложилась бы иначе, если бы не знакомство со ссыльными царского режима – Нифонтом Долгополовым, Е. Михаэлисом и С. Гроссом.

Благодаря им молодой писатель познакомился с творчеством классиков западноевропейской литературы. Его кумирами были Гете и Байрон. Кстати, немецкий поэт вдохновлял и М. Лермонтова. Иоганн Вольфганг Гете написал «Ночную песнь странника». Михаил Лермонтов перевел ее на русский язык. Так появилось лирическое произведение «Горные вершины спят во тьме ночной». Стих Абая Кунанбаева «Горы дремлют в темной ночи» является ничем иным, как переводом произведения русского классика на казахский язык.

Но европейское влияние прослеживается не только в отдельных творениях поэта. Он ввел в казахскую литературу новые формы, рифмы и размеры, в частности шести- и восьмистишия.

Жизнь Абая Кунанбаева

Вклад в культуру Казахстана

Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.

Купюра в 20 тенге

Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения.

Прогрессивные взгляды

Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в «Словах назидания».

К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным – Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом – если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.

Памятник Абаю и Михаэлису

Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма «Искандер» (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем – Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.

Стоит отметить, что практически во всех «Словах назидания» упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из «Второго слова назидания», посвященную русским: «Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой».

Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.

Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме – многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.

Память в бонистике и филателии

Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.

Советская марка

Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.

При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.

Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.

Топонимы в честь Абая

Еще больше внимания поэту уделено при переименовании русских деревень и маленьких городков, расположенных на территории Казахстана. Десятки населенных пунктов были переименованы в 90-е годы после распада СССР и получения Республикой Казахстан независимости.

Яркими примерами можно назвать Мичуринск, Сухиновку, Интернационал, Авангард, Шавровку. Все эти населенные пункты, основанные русскими переселенцами, впоследствии были переименованы в честь Абая.

Въезд в город Абай

Во многих крупных городах Казахстана установлены памятники Абаю Кунанбаеву. Сюда можно отнести Алматы, Астану, Усть-Каменогорск, Семипалатинск.

Практически в каждом крупном городе (и многих мелких населенных пунктах) есть улицы и проспекты Абая – большая часть из них получила новое название уже после обретения независимости Казахстаном.

«Слова назидания»

Самое значительное произведение перекликается с биографией Абая Кунанбаева. Он достаточное время проработал мировым судьей (бием), чтобы понять пороки общества. А потому плодом его размышлений над жизнью и мироустройством стал прозаический сборник «Кара сез». В дословном переводе название означает «Черное слово».

Но в казахском языке «кара» имеет несколько толкований. Идиоматическое выражение «кара сез» означает «простая речь», как бы сегодня сказали, «без зауми». Сборник состоит из 45 философских высказываний, созданных автором под конец жизни. В них Абай Кунанбаев поднимает тревожащие его проблемы морали, образования, социальной справедливости.

Классик высоко оценивает труд – как физический, так и духовный, призывает быть справедливым и добрым. «Кара сез» был переведен на русский язык дважды: В. Шкловским под названием «Книга слов» и Сатимжаном Санбаевым – «Слова назидания». Это второе издание получилось более удачным и передает всю глубину мысли великого поэта.

В 2010 году епископом РПЦ в Республике Казахстан Геннадием (Гоголевым) была совершена попытка перевести некоторые притчи Кунанбаева в стихотворной форме. А вообще, «Кара сез» существует в английском, французском, китайском, корейском, узбекском, монгольском, турецком, татарском и латышском вариантах.

Абай Кунанбаев - стихи

Народный певец

Поэт никогда не исправлял свои произведения. Позже гениальный импровизатор говорил, что если бы он «причесывал» свои стихи, они стали бы еще краше. Но хуже всего было то, что Абай Кунанбаев, биография которого могла стать жизнеописанием обычного казахского бия, если бы он не стал поэтом, поначалу не всегда записывал свои произведения. Многие из них были навсегда утрачены.

Но народная память передавала из уст в уста строфы великого поэта. К некоторым лирическим произведениям сам Абай создавал музыку. Так родились песни «Дыханье гор в темную ночь», «Карих очей твоих взор», «Яркий месяц в безветренную ночь», «Приветствую тебя, тонкобровая». На музыкальное творчество Кунанбаева оказали влияние такие казахские композиторы, как Таттимбет, Акан сери, Жаяу Муса, Биржан сал. И конечно же, он черпал свое вдохновение из искусства народных певцов — кюев.

Краткая биография Абая Кунанбаева

Выдающиеся сыновья

Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.

Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.

Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.

Семья Абая Кунанбаева

Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.

Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.

Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.

Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.

Дань уважения и память в народе

Памятники Абаю Кунанбаеву установлены не только во всех крупных и не очень городах Казахстана. Они открыты и в Москве, Ташкенте, Тегеране, Стамбуле, Каире, Пекине. А недавно, в декабре 2018 года, в казахском городе Актау была установлена самая крупная, пятиметровая скульптура Абая Кунанбаева.

Памятник Абаю Кунанбаеву

Кроме этого, в его честь названы улицы, библиотеки, театры, высшие учебные заведения и целые населенные пункты. Имя Абая Кунанбаева носит и горный пик в Заилийском Алатау высотой в 4010 метров над уровнем моря.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий