Александр Сокуров — биография и личная жизнь режиссера, фото

Видео Все

Александр Сокуров. Искушение // Режиссер Кирилл Серебренников

Познер 22.12.2008 — Александр Сокуров

Александр Сокуров - биография и личная жизнь режиссера, фото

Александр Сокуров о самоубийстве, жизни «на полке» и цензуре

Студент-антисоветчик

Александр Сокуров - биография и личная жизнь режиссера, фото

Свой творческий путь Александр Сокуров начал на телевидении: студентом исторического факультета Горьковского университета он начал работать в редакции художественного вещания Горьковского телевидения. Уже в 19 лет Сокуров снимал свои первые программы. После окончания истфака он решил продолжить режиссерские начинания и поступил во ВГИК, в мастерскую режиссуры документального кино Александра Згуриди. Сокуров учился на отлично, за что получал стипендию имени Сергея Эйзенштейна, однако из-за конфликта с администрацией ВГИКа институт пришлось закончить на год раньше. Сокурова обвиняли в антисоветских настроениях, его работы не принимали, а снятую по мотивам произведений Андрея Платонова картину «Одинокий голос человека», которая позже получит международное признание, не засчитали в качестве диплома. Фильм должны были уничтожить, но Сокуров заменил пленку. Лента хранилась у оператора Сергея Юриздицкого до 1987 года, пока не состоялась ее мировая премьера на фестивале в Локарно, где Сокурову присудили «Бронзового леопарда».

«Играют у него в этом фильме не актеры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять… Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал… <…> У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…»

Поиск главной творческой задачи

С Тарковским они подружились (после смерти друга Сокуров снимет о нем фильм «Московская элегия»). Позже многие критики отмечали, что картины двух режиссеров похожи, на что Сокуров отвечал: «Наши с ним фильмы имеют один прочный корень — это классическая культура XIX века. Все «особенное», уникальное у нас, в наших фильмах, — это от подслушанного, подсмотренного нами у Писателей: они ведь большие, живут долго, почти вечно».

В 1980 году благодаря Тарковскому Александр Сокуров смог получить место на «Ленфильме», где снял свои первые игровые фильмы. Однако все его картины находились под запретом до самой перестройки. Это были тяжелые для режиссера годы: и с психологической, и с материальной точки зрения. Режиссер постоянно ожидал ареста, но эмигрировать, как предлагал ему Андрей Тарковский, отказался.

В конце 1980-х фильмы Сокурова стали показывать в кинотеатрах, они стали участвовать в конкурсах крупных международных фестивалей. Его «Скорбное бесчувствие» (1987) было номинировано на «Золотого медведя» Берлинале, а вольная экранизация романа братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» (фильм «Дни затмения») получила на этом фестивале приз в рамках форума нового кинематографа. Позже Гильдия кинокритиков России включила «Дни затмения» в список ста лучших отечественных фильмов.

В это время Сокуров активно снимает документальные («Петербургская элегия» (1990), «Простая элегия» (1990), «Пример интонации» (1991) и художественные фильмы («Круг второй» (1990), «Камень» (1992), «Тихие страницы» (1993). К середине 1990-х он окончательно определяется со своей главной творческой задачей: «Примирить человека с неизбежностью его ухода туда. И подготовить его к тому, чтобы он пересек этот рубеж по возможности в возвышенном состоянии души и мысли. Все мои фильмы об этом. И у меня нет другой песни».

Сокуров

Кадр из к/ф «Тихие страницы»

Сокуров

Кадр из к/ф «Скорбное бесчувствие»

Сокуров

Кадр из к/ф «Круг второй»

Первые творческие шаги

Еще в студенческие годы режиссер Сокуров познакомился со сценаристом Юрием Арабовым, который стал его единомышленником в творчестве и товарищем по жизни. Еще одним человеком в жизни Сокурова, который по достоинству оценил его первую режиссерскую работу и последующие труды, был режиссер Тарковский.

Свои первые игровые фильмы Александр Николаевич снял на киностудии «Ленфильм», куда в 1980 году попал по рекомендации Андрея Тарковского. Параллельно режиссер работал над документальным кино – он сотрудничал Ленинградской студией документальных фильмов. Вообще Сокурову очень нравился «Мосфильм», и при других обстоятельствах он очень хотел бы там работать. Однако условия труда московской киностудии режиссера совсем не устраивали.

Надо сказать, что дебютные картины Сокурова вызвали недовольство властей, и им суждено было в течение длительного периода времени пролежать на полке – кино не выпускали в прокат. Сокуров понял, что неугоден политической верхушке, осознал, что ему угрожает физическая расправа, однако не уехал из страны, хотя возможности были. «Я всегда помнил, что я русский» – говорит Александр Сокуров. Национальность – это принадлежность к определенной нации, народности, это язык, обряд и вера отцов. Для героя нашего повествования Родина – это Россия.

Александр Сокуров национальность

Вся фильмография

Режиссер

  • Франкофония Смотреть трейлер
  • Фауст Смотреть трейлер
  • Александра
  • Солнце
  • Отец и сын Смотреть трейлер
  • Русский ковчег
  • Телец Смотреть онлайн
  • Молох
  • Мать и сын
  • Дни затмения Смотреть онлайн
  • Скорбное бесчувствие Смотреть онлайн
  • Одинокий голос человека Смотреть онлайн

Актер

  • Франкофония Смотреть трейлер

Оператор

  • Солнце
  • Телец Смотреть онлайн

Сценарист

  • Франкофония Смотреть трейлер
  • Александра
  • Русский ковчег

«Русский ковчег» и «Японские истории»

«Эрмитаж — это единственное место, где я на самом деле чувствую себя гражданином России», — говорил Александр Сокуров. В 2002 году музей стал главным героем его фильма «Русский ковчег». Картину сняли проходом камеры по залам Зимнего дворца, в ней не было ни единой монтажной склейки. Это стало первым в мировом кинематографе опытом съемки полнометражного фильма одним кадром. По опросам 846 мировых кинокритиков «Русский ковчег» стал единственной российской картиной, включенной в список лучших фильмов в истории.

  • Автор сценария: Иван Бунин
  • Киностудии дореволюционной России
  • Кубрик, Фассбиндер и Лайн: как экранизировали Набокова

Это был не единственный эксперимент в творчестве режиссера. Он много работал над тем, чтобы усилить у зрителя эффект от изображения, иногда затемняя кадры, иногда накладывая многочисленные фильтры. Также Александр Сокуров часто приглашал в свои картины непрофессиональных артистов — математика Алексея Ананишнова («Дни затмения», «Мать и сын»), балерину Аллу Осипенко («Ампир» и «Скорбное бесчувствие»), оперную певицу Галину Вишневскую («Александра»).

В конце 1990-х — начале 2000-х Александр Сокуров тесно сотрудничал с японскими продюсерами, активно создавал игровые и документальные ленты. Он путешествовал по Японии вдвоем с оператором (сначала с Алексеем Фёдоровым, затем — с Косиро Оцу) и снимал для местного телевидения цикл «Японские истории» («Восточная элегия» (1996), «Смиренная жизнь» (1997), «Dolce» (1999). Главным же творческим событием в этот период стал игровой фильм «Солнце» про императора Хирохито, который при жизни имел статус живого бога, но отказался от него после бомбардировки Хиросимы. В Японии работа режиссера вызвала большой резонанс: тема жизни императора была там под негласным запретом и картины об этом никогда не снимались. За свою картину режиссер был награжден орденом Восходящего солнца четвертой степени.

Фильм про императора Хирохито (2004) — один из четырех, входящих в его тетралогию о власти, наряду с «Молохом» (1999) о Гитлере, «Тельцом» (2000) о Ленине и «Фаустом», вольной экранизацией Гете (2011). Драма «Молох» была номинирована на «Оскар», а «Фауст» получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Сокуров-2

Кадр из к/ф «Русский ковчег»

Сокуров-2

Кадр из к/ф «Русский ковчег»

Краткие сведения

Александр Николаевич Сокуров является советским и российским режиссером, народным артистом и сценаристом. Он также является заслуженным деятелем искусств. Его режиссёрская работа насчитывает около 40 фильмов с 1974 по 2015 год. Его дебютная кинолента была выпущена в 70-х под названием «Автомобиль набирает надежность» в жанре документального кино. За всю жизнь он получил множество кинонаград, его талант был признан не только в России, но и в Америке, а также в европейских странах.

александр сокуров

Призы и награды

Александр Николаевич Сокуров – человек необычный. Сложно сказать, в чем секрет его успеха. Он знает и любит дело, которым занимается. Трудится Сокуров последовательно, дисциплинированно и четко. С его собственных слов, в организационном плане с ним легко работать. Его политика понятна, она не таит в себе каких-либо скрытых течений и подводных камней. В творческом плане, конечно, все иначе.

Тем не менее, режиссер Сокуров в своем послужном списке имеет столько наград, регалий и отметок, что сначала это кажется невероятным. Работы мастера не раз номинировались на призы Международных фестивалей: приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля; премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»; премию Московского кинофестиваля имени Тарковского; премию кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын». К его трофеям можно причислить приз за изобразительное решение в фильме «Русский ковчег» на кинофестивале в Торонто; специальный приз в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф; приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»; приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф».

александр сокуров личная жизнь

Александр Сокуров сейчас

Не так давно, в 2015 году, Александр Николаевич пополнил свою фильмографию картиной «Франкофония» (производство Франции, Германии и Нидерландов), которая впоследствии удостоилась нескольких наград.

Александр Сокуров в 2017 годуАлександр Сокуров в 2017 году

В 2017-ом Сокуров продолжает участвовать в интервью, где делится с корреспондентами мнением по поводу режиссуры и дауэсизации.

Юность

В 1968 году Сокуров Александр Николаевич поступает в Горьковский государственный университет на исторический факультет. Помимо учебы Александр начинает увлекаться телевидением и устраивается в редакцию художественного вещания. Позже он становится ассистентом режиссера. Именно в это время будущий кинорежиссер начал выпускать собственные программы, за которыми последовали телевизионные фильмы, спортивные передачи, а также программы прямого эфира. В ту пору студент опробовал на себе практически все профессии, связанные с телевидением, он также освоил множество жанров.

И по сей день Александр Николаевич Сокуров чтит, уважает и считает своим единственным учителем Юрия Беспалова, который являлся режиссером Горьковской редакции художественного вещания.

В 1974 году Сокуров заканчивает студенческую жизнь. В редакции возникают проблемы с цензурой. Его фильмы не принимаются начальством, и поэтому начинают возникать некоторые разногласия. Спустя какое-то время Сокуров решает покинуть редакцию и поступить во ВГИК.

В 1975 году он снова возвращается в качестве студента, но уже режиссерского факультета. За успехи в учебе молодой Сокуров получает стипендию. В это время он знакомится со своим другом, будущим сценаристом и союзником в киноиндустрии Юрием Арабовым, а также с будущим оператором Сергеем Юриздицким. Он был очень популярен среди своих сокурсников и педагогов. Все видели в нем настоящий талант и восхищались его работами.

Но в 1979 году Сокуров вынужден сдать экзамены на год раньше из-за возникших проблем с администрацией института. Его обвиняли в формализме и антисоветском настроении. Свой диплом он защищал документальной кинокартиной «Одинокий голос человека». Но данный фильм не был принят как дипломная работа, хотя позже он получит немало фестивальных наград. Вскоре Сокуров снимает фильм совместно с вдовой Платонова, чьи произведения считались запретными в Советском Союзе.

режиссер александр сокуров

Карьера

Режиссер Александр Сокуров имел желание работать в киностудии «Мосфильм», но условия сотрудничества не пришлись ему по душе. По рекомендации знакомого он начинает свою режиссерскую работу на киностудии «Ленфильм», где и начал выпускать свои работы. В этот период он также сотрудничал с Ленинградской студией, их главным направлением были документальные фильмы.

У Александра Николаевича есть множество поклонников, но кроме них у него также имеются и неприятели, которые не согласны с его мнением о жизни и политике. Первые работы, которые содержит фильмография Сокурова, получили негативные отзывы со стороны Госкино. По этим причинам его фильмы находились в «заточении» и не могли выпускаться в прокат.

александр сокуров франкофония

Свобода

Примерно в конце 80-х годов его кинокартины все-таки были выпущены и удостоены положительных отзывов на международных фестивалях, где представлялось русское кино. В течение десяти лет Сокуров упорно занимался режиссерской деятельностью и старался выпускать больше фильмов. В то же время он жертвовал деньги начинающим режиссерам, а также лично занимался с ними при киностудии «Ленфильм». Благодаря японским друзьям Сокуров вместе со своей группой снимает несколько документальных картин по заказу японских каналов.

В 1995 году его имя включают в список 100 лучших режиссеров мира. Сокуров стал настоящей знаменитостью, чьи кинокартины не теряют своей ценности и популярности. В различных странах до сих пор проходят ретроспективы его работ. За всю его карьеру он получил огромное количество наград, в том числе и премии ФИПРЕССИ. Сокуров, фильмография которого так полюбилась многим, также является обладателем премии Ватикана. На самых престижных конкурсах он был номинирован около 40 раз, 26 номинаций были победными.

личная жизнь александра сокурова

Детство

Александр появился на свет 14 июня 1951 года в Иркутской области. Его отец, Николай Александрович Сокуров, являлся участником Великой Отечественной войны. Из-за частых командировок отца семья Сокуровых часто переезжала с места на место. Мать его, Мария Андриановна Сокурова, работала секретарем-машинисткой. Как вспоминает сам Александр Николаевич, его первое знакомство с режиссурой произошло еще в раннем детстве, когда он часто слушал литературные радиопередачи.

Национальность Александра Сокурова до сих пор остается неизвестной, существует множество догадок. Одни утверждают, что он осетин, другие же говорят о том, что он принадлежит к древнему кабардинскому роду, а третьи и вовсе относят его к черкесам.

Его школьное образование началось в Польской Народной Республике, а окончено оно было в Туркмении в городе Красноводске. Именно там молодой Александр провел большую часть своей жизни.

сокуров александр николаевич

Режиссерские работы

В 1979 году Александр Сокуров сдал экзамены экстерном. Начинающий режиссер был вынужден заранее окончить ВУЗ из-за нарастающего конфликта с руководителями Госкино и администрацией института. Признанный режиссёр Молодого человека обвинили в формализме, а так же в антисоветских настроениях. Из-за этого все студенческие работы студента отвергались.

Поэтому первый художественны фильм режиссера под названием «Одинокий голос человека», который был снят по произведениям Андрея Платонова (немногим позже картина получила ряд престижных наград на фестивалях) не была засчитана руководством института как дипломная работа. Ленту должны были уничтожить, но спасло кадры банальное воровство: Арабов и Сокуров взломали архив, украли бобину, а на ее место положили другую, не такую значимую.

Кстати, именно в это время Александра Сокурова морально и профессионально поддерживал режиссер Андрей Тарковский. Он довольно высоко оценил первую работу начинающего режиссера.

«Посмотри фильм под названием «Одинокий голос человека». У режиссера играют в картине не актеры и не любителя, а простые люди с улицы. Притом в этом есть некий странный стиль, срез, то есть какие-то странные аспекты, присутствуют куски, который я, не скрываю, завидую. Мне так не снять. Могу сказать, что других сценах я смог бы и выше подняться, но я такого не делал никогда. В фильме есть черно-белый кусок, который был снят рапидом и немой. И это не один кадр.

С заслуженной наградойВ ленте гениальных четыре кадра. И это только за одну картину. Стоит вспомнить Виго. У него всего два фильма, но он уже стал гением, остался в веках. У Сокурова есть несколько странных вещей, необъяснимых, порой глупых, несвязных, но он гений. И это рука гения!», — говорил коллега Александра Сокурова.

Александр хотел работать на «Мосфильме», но его категорически не устраивали там условия работы. А по рекомендации Тарковского в 1980 году режиссера зачислили на киностудию «Ленфильм». Там то Сокуров и снял свои первые игровые фильмы. Одновременно режиссер сотрудничал со студией документальных картин в Ленинграде. И в разное время там выпустил все свои документальные ленты.

Первые картины, которые снял Александр Сокуров в Ленинграде, кстати, вызвали негативную реакцию в Госкино и от партийных органов. Мужчина много раз заявлял, что ему предназначили место в сыктывкарском лагере. И в течение довольно долгого времени, до конца 1980 года, ни одного фильма Сокурова не допустили к прокату.

Даже в самые тяжелые времена, когда режиссер был на грани физической гибели, Тарковский два раза организовывал Александру выезд за рубеж. Но Сокуров, по собственным словам, не смог покинуть страну из-за русского языка и духовных сокровищ Эрмитажа. Со всем этим ему не хотелось расставаться.

Александр Сокуров на видео

В конце 80-х годов прошлого века фильмы, которые были ранее сняты Сокуровым, вышли в прокат. Более того, ленты с большим успехом представляли Россию на международных кинофестивалях. Такие победы воодушевили режиссера и начал активно работать. В 80-х и 90-х годах Сокуров снимал сразу по несколько картин в год. И у него остается время на благотворительные программы на радио для молодежи. Одновременно с этим занимался с группой молодых режиссеров при «Ленфильме». Накануне наступления нового века он вел на питерском телевидении передачи «Остров Сокурова». В телепередачах обсуждали вопросы места кинематографа в культуре.

Кстати, с середины 90-х Александр Сокуров вместе со своими коллегами осваивал технологии видео. Этим он продолжает заниматься до сих пор.

Группа Сокурова сняла несколько документальных фильмов, некоторые были сделаны по заказу японских телеканалов, при поддержке японских друзей.

Режиссер снял порядка 20 художественных картин, среди которых «Дни затмения», «Мать и сын», «Молох», «Телец». А так же документальные фильмы, которых значительно больше, к примеру, «Московская элегия», «Петербургская элегия», «Советская элегия».

Личная жизнь

Жизнь Александра Сокурова подобна книге за семью печатями. Поговаривают, что на 2017 год режиссер остается завидным холостяком, ибо для него карьера на кинопоприще стоит на первом месте, нежели супруга и дети. Однако не стоит исключать тот факт, что создатель картины «Русский ковчег», возможно, обзавелся любимым человеком, но скрывает амурные отношения от журналистов, жаждущих сенсаций.

Александр Сокуров не женатАлександр Сокуров не женат

Известно, что запретный плод сладок. Поэтому личное пространство Сокурова – это лакомый кусочек для средств массовой информации, многие новости пестрят заголовками, что якобы Сокуров тайно встречается с женами других режиссеров и богатых финансистов. Но этим слухам желтой прессы нет достоверного подтверждения.

Также Александр Николаевич имеет ярко выраженную общественную позицию, в многочисленных интервью он готов рассуждать как о любимом деле, так и о политике или российском и зарубежном обществах. Поговаривают, что этот режиссер – один из немногих людей, кто не побоится высказать критическое мнение по поводу устройства страны лично Владимиру Путину.

«Я верю, что положение в России можно изменить и сверху. И хорошо бы начать сверху, если во главе государства становится человек с абсолютно гуманитарной программой, абсолютно гуманитарным сознанием», – говорил Сокуров корреспонденту «Фонтанки».

Помимо этого, Александр Николаевич высказался по поводу конфликта с Украиной: по его мнению, украинцы – это самобытный народ, имеющий право претендовать на отдельное государство.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий