Алла Ларионова — биография, личная жизнь актрисы, фото

Алла Ларионова впервые снялась в кино в 15 лет, а в 22 года покорила Международный кинофестиваль в Венеции в образе Любавы в фильме «Садко». Ларионову приглашали сниматься в Голливуде, и даже Чарли Чаплин звал ее на главные роли в своих фильмах. В опасных сценах она обходилась без дублерш, играла в легкой одежде в 30-градусный мороз, а ради красивых дублей могла репетировать сутки.

Детские годы

Природа не была к ней жадной, одарив ее, казалось, более, нежели остальных. Ее волосы всегда лежали на плечах роскошной гривой, стан был чудо, как хорош, очи блестели всегда, в любой ситуации, даже губы были сплошным целованьем, как писала когда-то Марина Цветаева. Но актриса всегда иронизировала по поводу своей внешности. Мнение же мужчин было совершенно иным: стоило ей только взмахнуть длинными ресницами, как они, соревнуясь друг с другом в скорости, укладывались у ее красивых ног. Казалось, что жизнь такой удивительной женщины должна напоминать волшебный сон.

Алла Ларионова в молодости

Биография Аллы Ларионовой началась в феврале 1931 года. Папа работал директором районного пищеторга и был самым настоящим коммунистом. Мама училась только четыре года, поэтому работала в детском саду завхозом. Когда началась Великая Отечественная война, папа уходит в ополчение. Алла с мамой эвакуируются в Татарию. Мама переживала, чтобы у дочки не было вшей, поэтому часто водила ее в знаменитые Мензелинские бани, где очень больно терла ее мочалкой.

Первые зрители и детские мечты

Маме приходилось работать день и ночь в госпитале, а маленькая Аллочка бродила по его коридорам, не зная, чем заняться. Понемножку она начала общаться с ранеными солдатами. Именно они и стали ее первыми зрителями, когда она читала им стихи. Такие импровизированные концерты в исполнение девочки очень нравились солдатам и медсестрам, которые устали от тяжелой и изматывающей войны.

Алла Ларионова в фильме

После победы папа вернулся домой, и вся семья опять стала жить в Москве.

Уже будучи известной актрисой, Алла Ларионова, биография, фото которой в советское время очень часто появлялось на страницах периодических изданий, рассказывала, что будучи ребенком, очень хотела работать дворником. Девочке казалось романтичным вставать круглый год так рано, когда остальные еще спят, чтобы по осени подметать желтые листья, а зимой убирать лопатой снег.

Фильм «Анна на шее»

Кадр из художественного фильма Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)

Кадр из художественного фильма Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)

Кадр из художественного фильма Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)

Кадр из художественного фильма Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)

Кадр из художественного фильма Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)

Кадр из художественного фильма Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)

В 1953 году Алла Ларионова снялась в кинолентах «Вихри враждебные» и «Команда с нашей улицы». В том же году — защитила диплом во ВГИКе, не по учебным коротким метрам, как было принято, а по работам в большом кино.

Вскоре ее утвердили на главную роль в картине «Анна на шее». На том, чтобы Анну сыграла именно Ларионова, настаивал режиссер фильма Исидор Анненский. В картине снимались популярные в то время артисты — Михаил Жаров и Александр Вертинский. Вертинский относился к выбору Анненского скептически: он хотел, чтобы роль досталась опытной артистке. «Было много возражений, но ее кандидатуру мне удалось отстоять. <…> Постепенно Ларионову Аллу приняли все члены съемочной группы. <…> Выбор Аллы Ларионовой на главную роль играл в известной степени принципиальное значение: я всегда стремился привлекать на экран актерскую молодежь», — писал Исидор Анненский в книге «В театре и кино».

Сцена, когда изнеженная героиня просыпается в своем будуаре после бала, снималась в гараже «Мосфильма». На улице было минус 30 градусов по Цельсию, на площадке — чуть выше. Алла Ларионова играла в одном пеньюаре. Как только объявляли перерыв, актриса тут же закутывалась в теплое одеяло. После этих экстремальных съемок отношение Александра Вертинского к Ларионовой изменилось: он увидел в ней профессионала.

Сцены на балу снимали и ночью: артисты оперетты, которые играли в массовке, днем были заняты в своих театрах. От изнурительных танцевальных репетиций у Ларионовой отекали ноги, она уставала настолько, что не могла вытащить шпильки из волос перед сном. В таком режиме работали целый месяц.

Фильм вышел на экраны в 1954 году и стал лидером кинопроката — картину «Анна на шее» посмотрели 32 миллиона человек. Зрители ходили на сеансы по несколько раз, скупали фотокарточки с изображениями актеров. Однако критики работу Анненского не оценили. «В фильме, говорили критики, мало что есть от Чехова, в главной героине — тоже. Обстановка в зале была накалена. По наивности я думал, что верх должны одержать кинозрители, всей душой принявшие «Анну на шее» и высоко ее оценившие. Но нет — победили критики. В прессе о фильме отзывались прохладно», — вспоминал близкий друг актрисы Николай Ларин. Тем не менее картина собирала полные кинозалы не только в СССР, но и в Южной Америке, куда вскоре с гастролями отправилась творческая группа фильма.

Тамара — добрая фея

После школы у девушки сформировалась твердая уверенность, что она станет актрисой. ГИТИС ей не поддался, а вот со ВГИКом повезло. Сергею Герасимову ее внешность не понравилась категорически, а вот его жена — Тамара Макарова была более лояльна в высказываниях. Она и убедила мэтра дать девушке шанс. И этот шанс Ларионова оправдала. Очень скоро она превратилась в прекрасного лебедя, на которого засматривались не только на курсе Герасимова.

Алла Ларионова в фильме

А потом пришло и вознаграждение за тяжелый труд: биография Аллы Ларионовой — актрисы на тот момент начинающей — начала превращаться в биографию самой настоящей звезды. Ее утвердили на первую серьезную роль в картине «Садко». Аллы сыграла Любаву. Причем Герасимов отпускать ее на съемки не хотел. На помощь опять пришла Макарова.

Венецианский кинофестиваль 1953-го

У фильма был ошеломляющий успех. Он даже был включен в программу Венецианского фестиваля, куда поехали все актеры, занятые в нем. В Европе все были просто потрясены красотой Ларионовой. Именно ей и досталась главная награда фестиваля — «Золотой лев».

Биография Аллы Ларионовой навсегда связана с этими днями, проведенными за границей. Она была не только рада награде, но и получила настоящий культурный шок от того, что там увидела. Например, она поражалась даже изящным чулкам горничных в отеле, где она жила, или тому, что в ванну в номере можно набрать не обычную, а морскую воду.

Алла Ларионова

О солнце Венеции в волосах Аллы не писал в то время только самый ленивый журналист. Местные режиссеры наперебой предлагали ей сниматься в их фильмах. Вместо нее отвечали специально обученные лица, что актриса не может согласиться, у нее все расписано до 2000 года. Конечно, такого на Родине не было. Восходящей звезде было до слез обидно, но ей пришлось вернуться в Москву. Единственное, что утешило в тот период, что девушку утвердили на главную роль в фильме «Анна на шее» (1954 г.) Благодаря этой картине Ларионова стала самой популярной актрисой тех лет, сыграв очень красивую, но бедную Анюту, которая осознала, что предметом торга стала ее красота, и единственное, что она может сделать, — продать ее подороже. Князя в этой постановке сыграл Александр Вертинский. Они замечательно смотрелись в паре.

Алла Ларионова в фильме

Биография Аллы Ларионовой в части ее личной жизни поначалу не была безоблачной (но об этом потом). При всей ее популярности невозможно сказать, что кинематографическая карьера Ларионовой была такой блестящей. Как ни странно, но получив столько признания, у нее больше не было главных ролей.

Сниматься она продолжала, но больше в эпизодах. Оказалось, что актрисе под силу характерные, непростые роли, которые надо было играть не только лицом, но и глубокими эмоциями.

Ее актерская карьера практически окончилась в семидесятых, когда в кинематографе появились новые молодые лица. Зрителю хотелось чего-то совершенно иного. Тяжело это перенесла Алла Ларионова, биография, личная, фото которой было на тот момент уже хорошо знакомы миллионам российских зрителей. Она же мечтала продолжать сниматься всю жизнь…

Два знакомства, два романа

Актриса Алла Ларионова (биография, личная жизнь, дети этой красивой женщины с самого начала карьеры интересовали обывателей) однажды получила неожиданный подарок судьбы. Но обо всем по порядку.

Их роман достоин того, чтобы говорить о нем, как о самом трогательном из прошлого века. Они — это Алла Ларионова и Николай Рыбников. И пусть в их совместной жизни она больше позволяла себя любить, пара от этого менее счастливой не стала. Но не все в этой истории было просто и легко.

Николай Рыбников, Алла Ларионова и Иван Переверзев

Николай ей понравился, еще когда она была студенткой. Но молодой человек тогда взаимностью ей не ответил: у него были другие отношения. Вскоре начались съемки «Садко», где Ларионова познакомилась с актером-красавцем Иваном Переверзевым. Тот уже был успешен, интересен внешне. Что еще надо для того, чтобы вспыхнула любовь? Этот роман продолжался долго, но предлагать Алле зарегистрировать отношения Переверзев не хотел.

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Рыбников вскоре понял, что он любит только Аллу, но та уже была несвободна. Несмотря на это, Николай всеми силами пытался вернуть ее любовь. Но пока это не получалось. К тому же, актеру приходилось быть свидетелем теплых отношений Аллы с ее приятелем — Вадимом Захарченко. Однажды Вадим нахамил Рыбникову, намекнув ему, что их отношения с Аллой выходят далеко за рамки приятельских. Николай бросился в драку. Потом много лет об этом дне ему напоминал сломанный тогда и неправильно сросшийся палец.

Детство

Родители будущей артистки встретились в дивизии Котовского, где воевали во время Гражданской войны. Отец Аллы был директором райпищеторга и идеологическим коммунистом, мама же работала завхозом в детсаду и окончила всего четыре класса.

Во время войны Дмитрий Ларионов ушел в ополчение, а мама эвакуировалась в город Мензелинск, где стала воспитывать 9-летнюю Аллу. Всю жизнь актриса вспоминала, как мама боялась вшей, постоянно водила дочку в Мензелинские бани и больно терла мочалкой. Мама трудилась день и ночь, а маленькая Алла в этой время выступала перед ранеными в госпитале и читала стихи. Кстати, в этом госпитале лежал Зиновий Гердт, с которым Алла Ларионова встретилась во время съемок картины «Фокусник».

Папа Аллы чудом вернулся с войны. Он был в окружении и его спасла в одном из селений пожилая женщина, которая бросилась к немцам с просьбой отдать брата – папу Аллы. Почему-то вернули…

Уже став звездой, Алла Ларионова призналась, что мечтала быть дворником. Профессия ей представлялась очень романтичной: вставать на рассвете и мести двор пока все спят.

Настоящая красавица Алла Ларионова Но стать актрисой Алла была обречена. Вместе с маминым детским садом Алла ездила летом на дачу. Однажды к ним приехал ассистент режиссера в поисках детей для съемок. Женщина долго упрашивала Аллину маму отпустить дочь в кино, но безуспешно.

Крепкий семейный союз

Они расписались в Минске 2 января 1957 года. Их брак в ЗАГСе был под номером 1 в Новом году. И он оставался счастливым на протяжении всех 33 лет их супружеской жизни.

Николай Рыбников с дочками

Первая дочь Аллы — Алена — была от Переверзева. Но ни разу Николай не попрекнул этим романом любимую жену. Да и девочка получала от него не меньше заботы, нежели родная, их общая с Аллой дочь, родившаяся позже. Младшую дочь назвали Ариной. Дочки росли дружными, все время радуя родителей. Дети Аллы Ларионовой, биография которой стала предметом зависти многих женщин, не пошли в профессию родителей: одна работала на телевидении, другая получила диплом полиграфического техникума.

Как они жили все это время? Ссорились? Да, конечно, как и другие супруги. Была ли ревность со стороны Николая? Скорее всего, была, но знал о ней только он.

Рыбников был однолюбом и всегда гордился тем, что жизнь, которую он проживает, можно уложить в простую, но очень важную для него схему: любимая женщина, любимый дом, любимая работа. Алла была для него не просто любимой женой — она была его божеством, его жизнью, его воздухом. Она всегда, даже в домашнем халате, была для Коли самой лучшей. Рыбников все годы их супружества был прекрасным мужем, любящим и заботливым папой, хорошим хозяином.

Алла всегда была за Николаем, как за каменной стеной. Именно он взял на себя все заботы по дому, отремонтировал их огромную квартиру. Этим мужчиной невозможно было не восхищаться. Их отношения были настоящим примером для всех огромной страны, все знали их романтическую историю воссоединения.

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Алла Ларионова (биография, личная жизнь, дети, муж — все это находилось под прицелом фотокамер) была очень счастлива со своим Колей. Очень больно ей было, когда его не стало…

Умер Рыбников внезапно — просто уснул и не проснулся. Это случилось 22 октября 1990 года. Он как раз готовился к съемкам в новом фильме и учил роль на английском языке.

Алла пережила мужа на 10 лет. Ее не стало 25 апреля 2000 года, перед Пасхой. Все произошло так же, как и с ее любимым мужем — она просто не проснулась, умерев от обширного инфаркта. Ей было всего 69 лет…

Русская сказка в Венеции

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Садко» (1952)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Садко» (1952)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Садко» (1952)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Садко» (1952)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Садко» (1952)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Садко» (1952)

В учебных спектаклях Ларионова воплощала разноплановые образы: она играла и девочку из рабочей семьи, и графиню. На втором курсе актрису снова пригласили в кинематограф. На этот раз — на главную роль.

Актеров к фильму-сказке «Садко» Александра Птушко подбирал Георгий Натансон. Главного персонажа должен был сыграть известный в те годы артист Сергей Столяров. А вот с ролью Любавы возникла проблема: ни одну из 200 претенденток режиссер не одобрил. Тогда Натансон предложил Ларионову. «Когда на «Мосфильме» появилась Алла Ларионова, Птушко воскликнул: «Есть Любава! Иди, девочка, в соседнюю комнату, читай сценарий, готовься к съемкам», — вспоминал Георгий Натансон. В ноябре 1951 года актриса уехала на съемки в Ялту.

Фильм «Садко» вышел на экраны в 1952 году. Сказку высоко оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики — творческую группу из СССР пригласили на Венецианский международный кинофестиваль. В 1953 году Алла Ларионова впервые выехала за рубеж.

Картина Птушко первой в истории советского кинематографа была удостоена «Серебряного льва». Сказку о купце из Новгорода и его Любаве хвалили за режиссерскую работу и за игру артистов. Сергея Столярова, исполнителя роли Садко, включили в список 50 лучших актеров по версии фестиваля. Об Алле Ларионовой писала мировая пресса, зарубежные режиссеры и продюсеры приглашали в Голливуд. Однако советским актерам сниматься за рубежом не разрешали, и каждый раз официальный представитель делегации выдавал заранее подготовленный ответ: у актрисы расписан план съемок на долгие годы, работать с западными проектами она не может.

Алла Ларионова часто вспоминала поездку в Венецию. Жизнь в этом городе отличалась от московской даже в мелочах: воду в ванну можно было набрать морскую, в магазинах продавались наряды на любой вкус, а горничные в отеле носили кружевные чулки, каких было не достать в СССР.

Смерть

Алла Ларионова угасала на протяжении 10 лет после смерти мужа. Её не стало 25 апреля 2000 года. Знаменитая актриса умерла тихо, во сне. Её нашли через 6 часов после смерти. Оказалось, она скончалась от обширного инфаркта. Ларионова не дожила до своего 70-летия один год.

Могила Аллы ЛарионовойМогила Аллы Ларионовой

Похоронили артистку рядом с мужем на Троекуровском кладбище. Через год умерла их дочь Ариша, пристрастившаяся к алкоголю.

Роман с Николаем Рыбниковым

Роман Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой был одним из самых трогательных в двадцатом веке. Пара познакомилась в институте, Николай бывал в гостях у Аллы и был знаком с родителями. Но на Ларионову смотрел равнодушно. Актриса же из-за этого сильно переживала, а когда успокоилась, то загорелся Николай…. Алла Ларионова и Николай РыбниковОн грезил о ней шесть лет. Однажды даже дело чуть до самоубийства не дошло. Из петли Рыбникова вытащил сокурсник, который, якобы, встречался с Аллой.

После этого Николай Рыбников начал завоевывать актрису. Она постоянно получала от него короткие телеграммы, где бы ни была. В результате Ларионова уступила. Влюбленные расписались в Минске, в 1957 году, когда Алла Ларионова снималась в фильме «Полесская легенда». Они зарегистрировали брак 2 января.

Вместе Ларионова и Рыбников прожили 33 года. Вырастили двух дочерей – Арину и Алену. Ни одна не стала актрисой.

Актриса попала на экраны в то время, который критики называют «малокартиньем». Поэтому то у Аллы Ларионовой киноработ достаточно мало. Но ее роли – в фильмах классического репертуара – стали настоящим событием в истории кино. Однако в 60-е актриса больше не получила главных ролей в костюмных фильмах.

Царственная роль Поэтому Ларионова снималась даже в эпизодических ролях. Оказалось, что девушке под силу характерные роли, ради которых надо кардинально менять внешность. К примеру, в 1966 году в фильме «Дикий мед» из актрисы сделали дурнушку. По лицу Аллы буквально размазывали грязь из лужи.

В 70-е годы карьера и Ларионовой и Рыбникова пошла на спад. На смену им пришли молодые актеры, но профессионалы не теряли надежду вернуться на экраны. Работы в картинах у супругов, конечно, были, но они оставались незамеченными. Алла практически ушла из кино.

Единственное о чем жалела Ларионова, что ей так и не дали сняться в картинах Чарли Чаплина. Помешала этому косность чиновников-кинематографистов.

Две стороны славы

Кадр из художественного фильма Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964)

Кадр из художественного фильма Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964)

Кадр из художественного фильма Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964)

Кадр из художественного фильма Александра Абрамова «Ведьма» (1958)

Кадр из художественного фильма Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964)

Кадр из художественного фильма Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964)

В 1955 году актриса снялась в фильме «Двенадцатая ночь», где сыграла графиню Оливию. В один из съемочных дней площадку посетил министр культуры Георгий Александров. Он оказывал ей знаки внимания и пригласил на ужин. «Говорили, что у него был гарем из артисток, — вспоминала Ларионова. — К этому гарему приписали и меня». Из-за этих слухов актрису перестали звать сниматься, она лишилась роли в новой кинокартине Птушко «Илья Муромец».

Когда Александрова сняли с должности, актриса написала письмо новому министру: изложила факты и попросила разобраться в происходящем. Через неделю в газете появилась заметка о предстоящем визите советских кинематографистов во Францию. Среди делегатов числилась и Ларионова.

В Париже, во время этого визита, актриса познакомилась со звездами французского театра и кино — Жераром Филипом и Дани Робен и поэтом Луи Арагоном. На прощальном приеме Жерар Филип написал актрисе стих на ресторанном меню: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».

Вскоре Ларионовой предложили сыграть роль Одинцовой в фильме «Отцы и дети» Адольфа Бергункера, затем — жены дьячка Савелия в короткометражке «Ведьма». Пригласили Ларионову и в драму Семена Туманова «Ко мне, Мухтар». В сцене, в которой на ее героиню — Машу Колесову — нападает Мухтар, актриса отказалась от дублерши. Сняли четыре дубля, но во всех дрессировщик слишком рано отзывал собаку, жалел Ларионову. Тогда Туманов попросил рабочих подержать кинолога, пока эпизод не получится достаточно достоверным. Собака повалила актрису на снег и разорвала на ней шубу. Именно этот дубль и вошел в фильм.

Интересные факты из жизни актрисы

Алла Ларионова и Николай Рыбников. Фотография: goodhouse.ru

Алла Ларионова и Николай Рыбников. Фотография: goodhouse.ru

Алла Ларионова и Николай Рыбников. Фотография: goodhouse.ru

1. Чарли Чаплин пригласил Ларионову сниматься в его фильмах, но она вынуждена была отказаться — такое распоряжение дало руководство страны.

2. С актером Михаилом Жаровым Алла встретилась до совместной работы над картиной «Анна на шее». Еще в детстве Ларионова вместе с подругами ходила на концерт во Дворец культуры. «В фойе меня кто-то толкнул в плечо. Оборачиваюсь — батюшки! Это же сам Жаров! Он погладил меня по голове и спросил: «Я тебя не сильно ушиб, деточка?» — вспоминала Алла.

3. «Москва. Ларионовой» — письма от поклонников с такой подписью шли со всего Советского Союза и доходили до актрисы даже без адреса на конверте.

4. После показа «Садко» в Аргентине к Ларионовой подошла легенда немого кино и обладательница премии «Оскар» Мэри Пикфорд: «Я подошла, чтобы выразить свой восторг вашей красотой! Вас нельзя не заметить! Я — Мэри Пикфорд».

5. Несмотря на свою славу, актриса Алла Ларионова жила скромно: «Ванна — прямо на кухне. Мы прорубили два окна на улицу, чтобы было посветлее, но пришлось их держать все время зашторенными. На меня лезли в окна посмотреть с улицы поклонники. Когда весной сошел снег, у наших окон мы нашли калоши, сигареты, носовые платки и прочие потерянные вещи».


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий