Анатолий Папанов — биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Видео Все

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Клара Румянова и Анатолий Папанов Как озвучивали известные мультики

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Анатолий Папанов — отрывки из к/ф «Бриллиантовая рука»

«Так хочется пожить…» К 95-летию Анатолия Папанова.

Первые работы в театре и кино

Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. Его отец, Дмитрий Папанов, играл в самодеятельном театре. На сцену выходил и Анатолий, если находились роли для детей.

Анатолий Папанов 1

Анатолий Папанов в молодости. 1941. Фотография: diletant.media

Анатолий Папанов 1

Анатолий Папанов 1

Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители переехали в Москву. Папанов вспоминал, что в школе учился «плохо, читал мало», а кино и театр очень любил. Часто ходил в клуб «Каучук», который открыли недалеко от дома. Выпускной год Папанов провел в вечерней школе: чтобы помочь семье, ушел работать на 2-й Московский подшипниковый завод, в ремонтную мастерскую литейщиком.

При «Каучуке» тогда работала любительская театральная студия, а артистами в ней служили рабочие завода. Они ставили спектакли «Учитель», «Профессор Полежаев», «Укрощение строптивой», «Васса Железнова», водевили. Коллективом руководил актер Театра имени Евгения Вахтангова Василий Куза. Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных актеров технике речи, фехтованию и сценическим движениям. Вскоре и Папанов присоединился к труппе. Его первыми ролями стали Гортензио из «Укрощения строптивой» и Пятеркин из «Вассы Железновой».

В труппе часто беседовали о литературе. В такие моменты Папанов «опускал голову и изображал глубокомыслие» — и боялся, что его тоже спросят. Ему нечего было сказать: даже произведения школьной программы он освоил не все. Именно из-за этого страха он начал читать, а после не смог остановиться — литература стала его увлечением. В клубе Папанов также посещал хоровой класс, изостудию, учился играть на домре.

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

В 1937 году Папанов впервые появился на киноэкране — сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в Октябре». В качестве статиста он участвовал в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин».

Происшествие на заводе

Анатолий Папанов

В 1941 году в жизни Папанова произошло событие, едва не сломавшее ему судьбу. Когда Анатолий Дмитриевич работал литейщиком, кто-то из его напарников выкрал из шарикоподшипникового предприятия несколько деталей. В те годы за такое преступление можно было серьезно поплатиться. После обнаружения кражи прибыл наряд милиции. Арестована была вся рабочая бригада, в том числе и будущий артист. На время допроса все подозреваемые были закрыты в Бутырке. Только спустя девять суток следователи смогли убедиться в том, что наш герой не имеет к этому делу никакого отношения. Папанов был отпущен домой.

Папанов на фронте

В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Сначала он попал в военную часть в Саратове, потом — в Оренбурге. Весть о войне застала его там. Уже в июле их подразделение перебросили на 2-й Юго-Западный фронт — защищать Харьков. В первом же бою из 42 человек взвода в живых осталось лишь 14. Тогда же погиб близкий друг Папанова — студент ВГИКа Алик Рафаевич. Подразделение соединили с другим и снова отправили в бой.

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

В первую военную зиму Папанов получил тяжелое ранение. Блиндаж, в который они с однополчанами зашли погреться, разбомбили самолеты неприятеля. Все, кто были рядом, погибли. У Папанова была контузия и три ранения, самое сложное из них — в ногу. Первые операции провели во фронтовом госпитале, затем его поездом отправили в больницу в Буйнакске. Ногу удалось сохранить, но, несмотря на все протесты, будущего актера признали инвалидом и негодным к службе.

В 1942 году Анатолий Папанов вернулся в Москву. Инвалидность не позволила устроиться на работу на завод — он с трудом ходил, опираясь на палку. Ему доверили только пост охранника в Народном комиссариате целлюлозно-бумажной промышленности. «Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности», — вспоминал актер.

Учеба

Анатолий Папанов

Домой после службы актер вернулся в 1942 году с удостоверением инвалида третьей группы. Однако это не избавило его от мечты стать артистом. Недолго думая, Папанов подает документы в ГИТИС, правда, сделал он это уже после окончания вступительных экзаменов. Но несмотря на это, юноше, опирающемуся на палочку, все же позволили прочесть стихотворение. Комиссия настолько была удивлена актерским талантом Папанова, что не просто приняла его в ряды студентов ГИТИСа, а зачислила его сразу на второй курс.

С первых же дней занятий Анатолий Дмитриевич, несмотря на состояние своего здоровья, стал усердно работать. Преодолевая сильную боль в ноге и не давая себе поблажек, он наравне со всеми занимался танцами и гимнастикой. Проблемы со здоровьем начали понемногу уходить только к четвертому курсу. Только тогда Анатолий Дмитриевич смог отказаться от своей трости.

Помимо этого, у Папанова имелась и другая проблема – произношение. Из-за неправильного прикуса в речи актера было много шипящих звуков. Несмотря на все попытки преподавателей по технике речи исправить эту ситуацию, произношение Анатолия Дмитриевича так и не изменилось.

После окончания учебного заведения Папанова приглашают сразу в несколько театров – МХАТ, Малый театр, Театр им. Вахтангова. Но талантливому выпускнику пришлось отказаться от всех этих предложений. Все дело было в том, что возлюбленная Анатолия Дмитриевича получила распределение в город Клайпеду (Литва), и ему не хотелось оставлять ее там одну.

Возвращение на сцену

Однажды Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл до войны. Среди артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать перед рабочими. Новую труппу тепло принимали и на заводах, и на фронте. Тогда Папанов решил поступать в театральный.

На вступительном экзамене в ГИТИСе он прочитал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Взяли его сразу на второй курс: там нужны были мужчины. «На доске объявлений висел отпечатанный на машинке список принятых в институт еще в августе. И в этом списке карандашом была дописана моя фамилия», — вспоминал Анатолий Папанов.

Молодые артисты ГИТИСа ставили отрывки пьес и ездили с концертами в колхозы и на фронт.

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Из-за хромоты в студенческих спектаклях Папанов был всегда на вторых ролях. Научиться ходить заново, «как все», ему помог преподаватель сценического движения Иван Иванов. Однако на главные роли его не брали не только из-за хромоты: режиссерам не нравились его «вульгарные шипящие». Но прикус исправить не удалось. «Правильной до конца речь моя так и не стала… Не из-за нее ли я получал потом роли разных малосимпатичных типов? Да и мультипликационный Волк (из мультфильма «Ну, погоди!». — Прим. ред.) заговорил моим голосом тоже, наверное, поэтому», — говорил Папанов.

Роли в театре

После первого творческого прорыва Анатолий начал получать больше интересных и значимых ролей в театре. В 1966-м Плучек пригласил его на роль Василия Тёркина в постановке «Тёркин на том свете». В 72-м у того же Плучека Папанов играет Городничего по пьесе Гоголя «Ревизор». Компанию ему в том спектакле составил друг и партнёр по сцене Андрей Миронов в образе Хлестакова.

По телевидению в семидесятые и восьмидесятые неоднократно демонстрировался телеспектакль по пьесе Григория Горина и Аркадия Арканова «Маленькие комедии большого дома», состоящего из нескольких законченных по сюжету историй. В последней из них Папанов как всегда изумительно изобразил начальника ЖЭКа Шубина. Который мечтает из жильцов дома создать хор для смотра художественной самодеятельности.

В середине семидесятых актёра задействовал всё тот же режиссёр Плучек в роли Фамусова в постановке «Горе от ума» по одноимённой комедии Александра Грибоедова.

Спустя год состоялась премьера спектакля по пьесе Булгакова «Бег», где Папанову досталась роль Хлудова.

Среди прочих театральных работ:

  • «Гнездо глухаря» Розова в постановке Плучека – Судаков;
  • «Концерт для театра с оркестром» Горина и Ширвиндта (режиссёр Ширвиндт) – пожарный;
  • «Вишнёвый сад» Чехова (Плучек) – Гаев;
  • «Родненькие мои» Смирнова (Плучек) – тесть;
  • «Рыжая кобыла с колокольчиком» Друцэ (Плучек) – Гицэ.

В 1987 году Анатолий Папанов предпринял попытку самостоятельной постановки. На сцене родного театра он режиссировал спектакль «Последние» по пьесе Горького.

Детство и юность: Вязьма – Москва

Анатолий родился осенью 1922 года в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской из Вязьмы. Отец служил в военизированной охране железнодорожного узла, мама работала в швейном ателье, изготавливала шляпки, шила платья для местных модниц. Анатолий Папанов в детствеЛюбовь Елены Болеславовны к мужу была настолько сильной, что она, полячка-католичка, приняла православие, чтобы выйти замуж за Дмитрия Филипповича по всем канонам. В православных традициях они жили и воспитывали двоих детей: старшего Толика и младшую Ниночку. Мальчик обожал родителей, стремился быть похожим на отца. Анатолий Папанов с сестрой Ниной Папанов-старший с юности был увлечен театром, участвовал в самодеятельности вместе с женой. Толю и Нину родители тоже брали на репетиции, а когда дети подросли, их стали задействовать в спектаклях. Семья Анатолия Папанова: родители и младшая сестра (1928 г.)В начале тридцатых годов Папановы переехали в Москву. Толя пошел в школу, но учиться ему не нравилось. Он был влюблен в кинематограф и театр, и когда неподалеку от дома открыли драматическую студию в клубе «Каучук», стал большую часть времени проводить там. Позже, так как денег в семье не хватало, Толя перевелся в вечернюю школу, а сам устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод.

Когда Анатолию было пятнадцать, он попал на съемки картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», где сыграл свою первую эпизодическую роль (матрос из массовки). В самодеятельной студии тем временем ставили спектакли «Укрощение строптивой» (Папанов – Гортензио), «Васса Железнова» (Папанов – Пятеркин), репетировали водевили.

Кадр из фильма «Ленин в Октябре»Актер Вахтанговского театра Василий Куза руководил студией, приглашал своих коллег, которые учили артистов-любителей грамотной речи, танцам, фехтованию. Юный Анатолий очень стеснялся, когда в труппе начинались разговоры о литературе. Он даже школьную программу освоил кое-как и боялся, что его спросят о герое произведения, а он не сможет ответить. Анатолий Папанов в роли прохожего из фильма «Подкидыш» (1939) Чтобы побороть стыд, он стал захаживать в библиотеку, увлекся чтением, да так втянулся, что больше не представлял жизни без классики. Помимо того, в клубе юноша записался в изостудию, учился играть на домре, посещал класс хорового пения. И трудился на заводе, с которого однажды попал в следственный изолятор Бутырки.

Причиной тому стала кража деталей кем-то из рабочих. Те девять дней, проведенных в заточении, Папанов вспоминал до своих последних дней. Так, на съемках «Холодного лета…» он рассказывал коллегам:

…ощущение несвободы и беспомощности в сознании засело крепко…Ужасался, когда представлял себе, что чувствуют люди, проведшие в неволе гораздо больший срок.

Театральные работы Папанова

В 1946 году, после окончания ГИТИСа, Папанов играл в Клайпеде — в Литву их курс направили создавать русский драматический театр. Клайпеда была почти полностью разрушена. Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов. Здесь русский театр долго не продержался, труппу расформировали и Папанов вернулся в Москву.

Анатолий Папанов 3

Анатолий Папанов 3

Анатолий Папанов 3

В столице актера встретил наставник из ГИТИСа Андрей Гончаров и сразу пригласил в Театр сатиры, где служил режиссером. Этому театру Папанов посвятил всю жизнь, хотя его звали и во МХАТ, и в Малый театр.

Артисты Театра сатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто. К тому же сатировцы часто разыгрывали новичков — и не только за кулисами, но и на сцене. Однажды в театре ставили спектакль «Мешок соблазнов», где Папанов играл горожанина Джека Холидея. По сценарию актер должен был взвалить себе на плечи мешок, но не смог: коллеги прибили реквизит к полу. Папанов несколько раз пытался поднять его, пока под хохот в зале не оторвал от сцены. На подобные шутки Папанов реагировал с юмором, и вскоре они прекратились.

Готовясь к очередной роли, Папанов выходил на улицу — наблюдал за людьми, их движениями и манерами. «Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями», — говорил Папанов. Даже во время футбольных матчей он высматривал типажи среди болельщиков. Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.

Где похоронен Анатолий Папанов

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Рисунок 1. Могила на Новодевичьем

Похороны Анатолия Папанова прошли в узком кругу родных, близких и коллег, официально о смерти было сообщено позже. Могила великого актёра находится на Новодевичьем кладбище, на участке № 10. Спустя 5 лет был установлен памятник работы скульптора Давида Народицкого.

Театр, в котором работал Папанов, в это время был на гастролях, поэтому на похороны пришли немногие. Миронова попросили провести творческие вечера, заменившие спектакли, в которых играл Папанов. Тогда Андрей Александрович сказал: «Следящим буду я».

Так и произошло, Анатолий Папанов «забрал» своего напарника менее чем через 2 недели. 14 августа на гастролях в Риге во время спектакля Миронову стало плохо. В бессознательном состоянии его доставили в больницу, где диагностировали кровоизлияние в мозг. Спустя 1,5 суток, 16 августа 1987 г, Андрей Миронов умер, его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Последняя роль Папанова

В 1987 году Анатолий Папанов появился в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…»: он сыграл политического ссыльного Николая Старобогатова. По сюжету герой вместе с таким же осужденным Лузгой борется в одной северной деревне с группой уголовников, которые вышли по амнистии.

Анатолий Папанов 4

Кадр из художественного фильма Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)

Анатолий Папанов 4

Кадр из художественного фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966)

Анатолий Папанов 4

Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968)

Снимали фильм в селе Руга под Петрозаводском. Лето в этой местности короткое — нужно было успеть запечатлеть все сцены, поэтому актеры больше месяца работали без выходных. 5 августа Папанов приехал в свою московскую квартиру и в этот же день умер от сердечной недостаточности. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище.

Фильм вышел на экраны спустя год после смерти актера. В финале повторяется сцена гибели Старобогатова, а голос за кадром говорит, что это последняя работа Анатолия Папанова. В 1989 году за роль Николая Старобогатова ему присудили Государственную премию СССР посмертно.

Война

Анатолий Папанов

В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи. В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт. Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца. После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой.

Глядя на жизнерадостные фото с Анатолием Папановым и не скажешь, что этому человеку пришлось столько всего пройти.

Краткая биография Папанова

Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 г. в Вязьме Смоленской области. Популярность к актёру пришла лишь в сорокалетнем возрасте, до этого была Великая Отечественная, ранение и инвалидность, которую ради любимой работы он так долго скрывал.

Детство, юность, учеба

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Рисунок 2. 1941 год

Семья будущего народного актёра СССР переехала в столицу, когда Толе было 8 лет. Здесь он пошёл в школу, а в 17 лет стал посещать занятия драматического кружка при Доме Культуры завода «Каучук». Первые пробы в художественном кино пришлись на 1937 г. – исполнил малозаметного матроса в фильме «Ленин в Октябре» и открыл для себя дорогу в кинематограф. Как позже он вспоминал довоенные годы, снимался «много и удачно».

С начала Великой Отечественной войны вступил в ряды добровольцев. Получив звание старшего сержанта, стал командовать взводом зенитчиков. 22 марта 1942 г. неподалёку от Харькова тяжело ранен – сильное повреждение правой ноги и ампутация двух пальцев. Так, в 21 год Папанов стал инвалидом третьей группы и был комиссован.

Вернувшись с фронта, несмотря на то, что первые несколько лет вынужден ходить с тростью, поступает на второй курс ГИТИСа. В 1946 г. успешно завершает обучение, получая приглашение присоединиться к нескольким ведущим театрам столицы. Однако, не желая расставаться с женой, знакомство и свадьба с которой произошли во время обучения, уезжает вместе с ней в литовский город Клайпеду, основывать новый театр.

Популярность

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Рисунок 3. «У вас ус… Отклеился» (Бриллиантовая рука)

На театральной сцене артист Анатолий Папанов блистал в постановках любой сложности. Ему удалось сыграть даже сложнейшую роль Менгена в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца», что до этого удавалось немногим. С киноиндустрией наладить отношения не удавалось длительное время. Как вспоминали современники, Анатолий долго не мог полностью раскрепоститься под объективов камеры.

Актёр несколько раз принимал участие в съёмках, но ни одна из ролей не становилась известной. Лишь в 1963 г., после работы в «Живые и мёртвые» Папанов обрёл популярность.

Чуть позже появилось ещё несколько работ, закрепивших за Папановым славу гениального исполнителя комедийный ролей. Его Лёлик, Киса Воробьянинов, тесть Семицветова из «Берегись автомобиля» навсегда останутся в истории кинематографе.

Солидный баритон позволил построить замечательную карьеру в озвучивании героев советских мультиков. Анатолий Папанов занимался озвучиванием Волка из «Ну погоди!». В то время как голосом Георгия Вицина часто говорили зайчики, голосом Папанова говорили медведи, волки, львы и всевозможные отрицательные персонажи.

Друзья, знакомые

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Рисунок 4. «Я торгую кулубникой, выращенной у себя на даче». («Берегись автомобиля»)

Нельзя сказать, что Папанов и А. Миронов, были лучшими друзьями, но они часто общались. Артисты сыграли вместе в нескольких знаменитых фильмах, каждая из их ролей стала по-своему уникальной. Открытие дуэта – заслуга Эльдара Рязанова. Он рассмотрел в них что-то уникальное: один – молодой актёр с аристократическими формами лица, второй – видавший виды фронтовик, прямой и суровый.

Именно такими друзья впервые предстали на экране в фильме «Берегись автомобиля». Позже в комедии Гайдая они гонялись за контрабандными бриллиантами, спрятанными в гипсе, а в «12 стульях» охотились за стульями, в которых спрятаны богатства тещи Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

Кроме Миронова, артист был в хороших отношениях с М. Державиным, А. Ширвиндтом, Г. Вициным, Ю. Никулиным и многими другими выдающимися личностями золотой эпохи советского кинематографа.

Личная жизнь

Единственной женой Анатолия Папанова была заслуженная артистка РСФСР Н. Ю. Каратаева. Молодые познакомились в студенческие годы, в 1945 г. расписались, а спустя 9 лет родился единственный ребёнок: дочь Елена (1954 г/р), которая тоже стала актрисой.

Анатолий Папанов - биография, личная жизнь и причина смерти, фото

Рисунок 5. С женой на кухне

Фильмография

Фильмография Анатолия Папанова насчитывает 170 завершённых работ. Из всего огромного списка можно отметить несколько картин, внесённых в Золотой резерв советского кино.

Таблица 1. Избранная фильмография А. Д. Папанова
Название картины Год премьерного показа Сыгранные персонажи
Приходите завтра 1962 Скульптор
Живые и мёртвые 1964 Комбриг
Берегись автомобиля 1966 Тесть Семицветова
Служили два товарища 1968 Комполка
Бриллиантовая рука 1968 Лёлик
Белорусский вокзал 1970 Дубинский
12 стульев 1976 Киса
Инкогнито из Петербурга 1977 Городничий
Холодное лето пятьдесят третьего… 1987 Копалыч

О том, как проходили съемки последнего фильма с Анатолием Папановым:

Анатолия Папанова без всякого сомнения можно назвать великим актёром. Его знаменательные, запоминающиеся роли давно превратились в классику русского кино, а произнесённые героями фразы разобраны на цитаты, ушедшие в народ. Чего стоит одна только песня, исполненная в «Бриллиантовой руке»: «Я увстретил уас и усё былое…»

Кинематограф

Сложнее было с ролями в кино, где Папанов дебютировал почти в 40. Он появился вместе с Юрием Яковлевым и Сергеем Юрским в сатирической комедии начинающего еще Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», сыграв начальника экспедиции Аркадия Крохалева. Однако фильм лёг на полку – цензоры сочли его безыдейным и антихудожественным. Далее была роль художника-скульптора Николая в фильме «Приходите завтра!», но в нем вместо голоса Папанова звучал голос Евгения Ташкова. Анатолий Папанов в фильме «Человек ниоткуда»1964 год принес Папанову Государственную премию братьев Васильевых за роль комбрига Серпилина в драме Александра Столпера «Живые и мертвые», после чего актера стали приглашать в кино. «Живые и мертвые» – прорывная кинороль ПапановаЗа свою кинематографическую жизнь он сумел создать десятки запоминающихся образов. Это и тесть Семицветова в комедии «Берегись автомобиля», и Лёлик из «Бриллиантовой руки», и атаман Ангел из «Адъютанта его превосходительства», и Киса Воробьянинов из «12 стульев», и Николай Дубинский из «Белорусского вокзала», и Владимир Дмитриевич из «Времени желаний». Анатолий Папанов в роли Кисы ВоробьяниноваЕго голосом с неподражаемыми интонациями разговаривает почти сотня мультипликационных персонажей, главный из которых – Волк из многосерийной эпопеи «Ну, погоди!». Впоследствии Папанов возненавидел этот мультфильм: «Волк перегрыз всю мою актерскую биографию!». И действительно, видя его на улице, дети и взрослые тыкали пальцем с криками: «Волк!».

Клара Румянцева и Анатолий Папанов озвучивают «Ну, погоди!»

Популярность в принципе тяготила Папанова. Он никогда не афишировал известность, одевался неброско, а начитанность прятал за маской простоты, хотя из-под нее то и дело проглядывал настоящий Папанов.

Театр

С окончанием войны кончилась и учеба Анатолия. В 1946 году его вместе со всем курсом направили в Литву, создавать в Клайпеде русский драматический театр. Город был тихим и пустым. Выпускники ГИТИСа не сразу освоились в небольшом театре, на балконе которого их встретила надпись: «Здесь выступал Гитлер». Но Папанов спокойно пошутил: «Отвыступался», – и актеры начали репетировать. Анатолий Папанов в «литовский период»На сцене в Клайпеде Анатолий сыграл свои первые театральные роли. Он был Сергеем Тюлениным в «Молодой гвардии», Тристаном в «Собаке на сене», Леонидом Борисовичем в «Машеньке». Постановки шли поочередно: один вечер спектакли давала литовская труппа, второй – русская.

В 1948 году он с женой, актрисой Надеждой Каратаевой, приехал в Москву, в свой первый заслуженный отпуск. Там они встретили на прогулке Андрея Гончарова, своего преподавателя из ГИТИСа, который в прошлом высоко оценивал профессионализм Папанова. Он и пригласил актера в Театр сатиры, где как раз работал режиссером и ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр». Ему нужен был исполнитель роли матроса Ашота Мисьяна. Папанов согласился. Позже в этот же театр устроилась его жена, переехавшая из Клайпеды.

Анатолий Папанов на сцене театра (на фото: с Андреем Мироновым)Анатолий Дмитриевич прослужил в театре почти сорок лет, создав за это время более пятидесяти сценических образов. Наиболее яркими стали его роли боксера в «Дамокловом мече», Корейко в «Золотом теленке», Воробьянинов в «12 стульях», Манган в «Доме, где разбиваются сердца», Макарыч в «Ремонте», Фамусов в «Горе от ума». Молодой Анатолий ПапановОдин из первых спектаклей, «Мешок соблазнов», где Папанов играл Джека Холидея, запомнился ему надолго. Дело в том, что артисты труппы очень любили разыгрывать новичков, и однажды прибили к полу мешок, который он по сценарию должен был поднять. Папанов дернул раз, дернул два… А на третий раз просто оторвал реквизит вместе с гвоздем и куском доски под всеобщий хохот. Анатолий и сам любил пошутить, поэтому отнесся к розыгрышу коллег с юмором. Анатолий Папанов за кулисамиДля лучшего погружения в каждую роль у артиста всегда был в запасе арсенал деталей, которые он наблюдал, подмечал за другими людьми везде, даже на футбольных матчах. Газетка или кепочка, характерный жест или словцо – и вот уже персонаж Папанова на сцене кажется соседом, живущим рядом, или знакомым бюрократом, под чьими дверьми пришлось просидеть почти весь день. Анатолий Папанов в спектакле «Тёркин на том свете»В 1987 году Анатолий Дмитриевич впервые выступил в родном театре в качестве режиссера и поставил спектакль «Последние» по произведению Максима Горького.

Фильмы с участием Папанова

Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных. Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира. Всё бы ничего, но лента была снята с проката после доклада секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова, в котором в частности нещадно критиковался «Человек ниоткуда». Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году.

Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй. Московский адрес Фросе передал общий знакомый, с которым скульптор пересекался по работе в школе. Персонаж Папанова быстро проникся симпатией к молодой сибирячке и отечески принялся опекать её.

Довольно неприятного типа пришлось Папанову изобразить в фильме «Родная кровь». Где в главных ролях снялись Евгений Матвеев и Вия Артмане. Анатолию досталась небольшая, но запоминающаяся роль бывшего мужа паромщицы Сони.

В 1964 году актёр блистательно отобразил комбрига Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по произведению Константина Симонова. Эта работа стала одной из лучших в его послужном списке. Такого Папанова советский зритель до сей поры не видел. Здесь был представлен образ человека, никогда не сдающего свои позиции пусть и под угрозой неминуемой гибели.

В 1965 на экраны страны вышли две кинокартины с участием Папанова. Это «Дети Дон Кихота» и «Наш дом». В первой из них Анатолий Дмитриевич выступил в образе доброго, воспитанного и сердечного гинеколога Бондаренко, усыновляющего всех детей, которых бросали матери в том роддоме, где он работал. А во втором – главу большого семейства, простого, но справедливого мужчину.

Далее Папанов по старой памяти приглашался на съёмочную площадку к Рязанову. Сначала чтобы перевоплотиться в беспринципного метрдотеля Кутайцева («Дайте жалобную книгу»), а потом на мизерную, но очень эффектную роль отставника, тестя прощелыги Димы Семицветова, в любимой несколькими поколениями кинокомедии «Берегись автомобиля». Фразы с налётом солдафонского юмора быстро ушли в народ, а возглас: «Свободу Юрию Деточкину!» и вовсе стал нарицательным.

Наибольшую любовь и признание поклонников великому артисту принесли его комедийные роли, такие как:

  • контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке» (цитаты актёра: «Сядем все!», «Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты»),
  • юрисконсульт в «Семи стариках и одной девушке»,
  • шахматист в «Джентльменах удачи»,
  • Ипполит Матвеевич Воробьянинов в «12 стульях»,
  • пенсионер-нянька в фильме «По семейным обстоятельствам»,
  • городничий в «Инкогнито из Петербурга»,
  • Луков-старший в «Отцах и дедах».

Даже в совершенно несмешном фильме о временах гражданской войны «Адъютант его превосходительства» Папанов так своеобразно представил атамана Ангела, что без улыбки, а то и хохота, на этого персонажа смотреть невозможно.

Но, перефразируя одно высказывание, не комедиями едиными. Анатолий Папанов в «Бриллиантовой руке», конечно, уникален. Но он обладал таким даром перевоплощения, что был убедителен и в весёлых произведениях, и в совершенно серьёзных. Например, очень толково актёр сыграл бывшего фронтовика-десантника в кинодраме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Или, например, отца одного из главных героев фильма «Вся королевская рать». Если вы не знаете, какого чеховского доктора сыграл в кино Анатолий Папанов, то даём справку: это был доктор Самойленко в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», снятом по повести «Дуэль». Буквально вжился в образ Анатолий Папанов в роли лётчика АН-2 в ленте «Разрешите взлёт!».

Одной из последних работ в фильмографии исполнителя стала картина режиссёра Райзмана «Время желаний». В ней звезде экрана предоставили возможность в который раз перевоплотиться в мягкого, интеллигентного человека, коим являлся по сценарию Владимир Дмитриевич Лобанов. И с этой задачей гениальный артист прекрасно справился.

Папанов Анатолий

Фильмография

Анатолий Папанов

В кинематографе судьба нашего героя, как и на театральном поприще, складывалась не менее тяжело. Свою первую маленькую роль он сыграл в картине «Композитор Глинка» (1951). После этого Папанов не получал ролей аж четыре года. Только в 1955 году актера замечает Эльдар Рязанов и приглашает его пройти пробы на роль Огурцова («Карнавальная ночь»). Тогда Папанову не удалось впечатлить режиссера. Актер проваливает пробы и роль достается другому артисту – Игорю Ильинскому. Все это обернулось для нашего героя новой душевной травмой.

Спустя пять лет судьба снова сводит артиста с Эльдаром Рязановым. На тот момент Анатолий Дмитриевич уже полюбился театральному зрителю, особенно после роли боксера в спектакле «Дамоклов меч». После просмотра этой постановки Рязанов понял, что несколько лет назад допустил грубую ошибку, когда не взял Папанова на роль в своей киноленте. Режиссер долго уговаривал артиста сняться в его новой работе «Человек ниоткуда», однако тот, уже уверовавший в свою «некиногеничность», наотрез отказывался от этого предложения. К счастью, актера все же удалось убедить. С этого момента фильмография Анатолия Папанова начинает постепенно пополняться.

Стоит сказать, что первую совместную работу Эльдара Рязанова и Анатолия Дмитриевича зритель увидел не сразу. Фильм «Человек ниоткуда» вышел только спустя 28 лет, на тот момент актера уже не было в живых. Однако это была не последняя совместная работа двух гениев. В 1961 году Эльдар Рязанов снимает фильм «Как создавался Робинзон», где Папанову досталась роль редактора.

Настоящий успех настигает артиста в 1964 г., когда на экраны выходит картина «Живые и мертвые», в которой Анатолию Дмитриевичу досталась роль генерала. Никто не верил, что комедийный актер сможет справиться с такой серьезной ролью. Однако Анатолий Папанов настолько талантливо сыграл своего героя, что после премьеры «Живых и мертвых» актер стал просто нарасхват, ему приходит множество предложений от разных режиссеров.

За всю свою жизнь актеру удалось сыграть более чем в 60 кинокартинах, среди которых: «Порожний рейс», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Инженер Графтио», «Отцы и дети», «Белорусский вокзал», «Иван» и др.

Фильмы с Анатолием Папановым – это настоящее достояние. Благодаря его таланту мы имеем ряд уникальных кинокартин.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий