Астрид Линдгрен — биография, жизнь писательницы и произведения

Видео Все

Гении и злодеи. Астрид Линдгрен. 2009

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

Мама Карлсона Астрид Линдгрен

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

Астрид Линдгрен. «Будьте как дети» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

С чего все началось

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведенияСемья Эрикссон с детьми. Астрид — третья слева

Астрид родилась в крестьянской семье в шведской провинции Смоланд. Ее родители воспитывали детей в лютеранских традициях, но при этом раз­решали им играть в свое удовольствие и давали полную свободу. Детство в Смоланде повлияло на многие книги Линдгрен: Эмиль из «Приключе­ний Эмиля из Лённеберги» — это старший брат Астрид Гуннар, Мадикен из Юни­баккена из одноименной книги — ее лучшая подруга, с которой они лазили по деревьям и крышам. Игры и приключения детской компании из Бюллербю («Мы все из Бюллербю») целиком основаны на событиях из детства писатель­ницы.

В 1924 году 17-летняя Астрид одной из первых поддерживает молодежный бунт, докатившийся до ее родного патриархального городка Виммербю: она делает короткую стрижку и ходит в мужских костюмах, вызывая резкое осужде­ние родителей. Затем становится стажером в местной газете «Вим­мербю тиднинг», где выполняет мелкие поручения и пишет короткие репортажи. Спустя некоторое время у нее начинается роман с владельцем газеты Райнхольдом Блумбергом: он на 30 лет старше, женат и имеет семе­рых детей от первого брака. В 1926 году у Астрид родился сын Ларс Долгое время Ларс считался сыном единст­венного мужа Астрид — Стуре Линдгрена. О том, кто его настоящий отец, станет известно только в 2014 году, спустя много лет после смерти писательницы, из документаль­ного фильма Кристины Линдстрём «Астрид» и биографии Йенса Андерсена «Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь»..

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

1 / 2

Астрид с сыном Ларсом. Конец

1920-х

— начало

1930-х

годов© astridlindgren.se

2 / 2

Астрид (крайняя справа) с подругами. 1924 год© astridlindgren.se

«Я выросла в чрезвычайно уважаемом доме. Мои родители очень религиозны. Никогда ни единого пятнышка не было на репутации нашего семейства — более того, всего нашего рода. Я до сих пор помню, как еще до рождения Лассе мама возмущалась, если у молодой женщины рождался так называемый вне­брач­ный ребенок. И тут это случается со мной», — писала потом Линдгрен в письме женщине, чей ребенок воспитывался в той же приемной семье, что и ее сын. До трех лет Ларс жил в приемной семье неподалеку от Копенгагена. Астрид часто навещала сына, но этот период ее жизни был самым мрачным и мучительным, а воспоминания о нем — очень болезненными вплоть до самой смерти.

Счастливое детство

Родина писательницы Астрид Линдгрен — окраина Виммербю, здесь на хуторе Нэс прошли ее детские годы. Кроме нее, в семье еще был старший брат и две младшие сестры. Детство детей было счастливым, проходило в обстановке безграничной родительской любви и тесном контакте с окружающей природой. Развлечения и игры на свежем воздухе чередовались с работой на хуторе. Им разрешалось все, рисовать на стенах, купаться, когда захочется. Позже в автобиографии Астрид напишет: «В Виммербю прошли мои самые счастливые годы, мое детство».

творчество астрид линдгрен

По вечерам родители рассказывали детям сказки, разные забавные истории, пробуждая фантазию детей. Часто бывая в доме у своей подруги Эдит, маленькая Астрид рано приобщилась к чтению книг, и часто в свободное время уносилась мыслями в удивительный мир сказок и приключений. По прошествии многих лет она вспоминала, что все ее книжные персонажи вышли родом из детства.

Едва приобщившись к чтению, Астрид сама начала пробовать писать рассказы, которые пользовались успехом у друзей. Первый рассказ «Жизнь в нашей усадьбе» был даже напечатан и вызвал восхищение читателей. После его публикации юную писательницу стали сравнивать с Сельмой Лагерлеф, с чем она была несогласна, считая это незаслуженной оценкой.

Девушка все так же дружила с ребятами, бегая по усадьбе, но однажды поняла, что «неожиданно и вдруг повзрослела».

Рождение сына

В то время в Швеции матери-одиночки были практически вне закона: мало того что им не была положена даже минимальная социальная защита, у них зачастую решением суда отбирали детей.

Дочь пастора, чтобы скрыть беременность вне брака от строгой протестантской паствы, по согласию с родителями уехала рожать в соседнюю Данию, в Копенгаген. Проживавшие там родственники помогли найти ей для родов клинику, а также приемную маму для появившегося на свет сына Ларса. Отдав ребенка на попечение чужим людям, о чем она потом всю жизнь жалела, сама мама уехала в Стокгольм в поиске работы, мечтая вернуть себе сына.

Обучаясь, а затем работая машинисткой и стенографисткой, едва накопив достаточную сумму, спешила поехать к Ларсу Астрид Линдгрен. Биография писательницы особенно непроста и трогательна. Мама душой ощущала беззащитность и одиночество ребенка, на выходные приезжая в Данию, она видела эти грустные глаза. Позже это впечатление найдет отображение в книге «Расмус–бродяга».

астрид линдгрен отзывы

Начало взрослой жизни и карьеры

Окончив обучение в школе, Астрид Линдгрен устроилась работать в периодическое издание в маленьком городе Виммерблю на должность младшего репортера. Но, проработав там всего пару лет, она отправилась в Стокгольм, чтобы укрыться в многомиллионной толпе от осуждающих взглядов своих односельчан, ведь Астрид была беременна, причем от женатого мужчины…

Несмотря на непростые жизненные обстоятельства, Астрид Линдгрен удалось не только получить новую специальность в столице Швеции, Стокгольме, но и устроиться в весьма престижную контору: пару месяцев она проработала в Королевском автоклубе секретарем. Что было потом?

Через пять лет из простой секретарши и матери-одиночки она превратилась в замужнюю даму, которая проживала в одной из столичных квартир и воспитывала двоих детей:

  • Старшего сына Ларса (рожденного в канун 1926 года).
  • Младшую дочку Карин (появилась на свет в 1934 году).

Со своим супругом Стуре Линдгреном Астрид познакомилась, будучи стенографисткой в Королевском автоклубе. После бракосочетания они живут на окраине Стокгольма около 15 лет, где на свет появляется их общая дочь.

Затем, в 1941 году, будущая писательница вместе с законным супругом и двумя детьми переезжает в новую квартиру в центре столицы, прямо возле Васа-парка, в которой будет отмечать каждое 14 ноября, свой день рождения, до самой смерти. После переезда Астрид Линдгрен еще некоторое время периодически подрабатывает секретарем, но уже планирует сделать написание книг и рассказов для детей своим основным занятием.

На заре своего творческого пути Астрид Линдгрен писала для небольших печатных изданий информационные статьи и простые детские рассказы. Но эта подработка была лишь удобной возможностью для Линдгрен оттачивать свое мастерство на пути к выдающимся произведениям детской литературы. А они были уже не за горами. Первым произведением Астрид Линдгрен стала приключенческая повесть о рыжеволосой проказнице, имя для которой выдумала дочь писательницы Катрин.

«Мио, мой Мио» и другие книги об одиночестве

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

1 / 2

Обложка первого издания повести Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио». 1954 год© Издательство Rabén & Sjögren

2 / 2

Ларс, сын Астрид Линдгрен.

1930-е

годы© astridlindgren.se

В начале 1950-х, возвращаясь вечером с работы через парк Тегнера, Астрид увидела одинокого мальчика, сидевшего на скамейке. Она незаметно просле­дила за ним до подъезда в доме 13В на улице Упландсгатан: так возник образ Буссе — нелюбимого ребенка в прием­ной семье, ставшего главным героем «Мио, мой Мио» (1954). Герой книги также живет на Упландсгатан В русском переводе номер дома — 13. , терпит ругань и придирки приемных родителей и мечтает о настоящем отце.

Тема одиночества и сиротства прослежи­вается почти во всех книгах Астрид — усыновленный Мио, осиротевшая Пеппи, Расмус из книги «Расмус-бродяга» (1956). Возможно, таким образом Астрид пережи­вала одиночество своего сына, который первые три года жизни провел в приемной семье.

Книга о Мио перевернула отношение к детской литературе в Швеции. Профес­сор Улле Хольмберг, пользовавшийся большим авторитетом в литературных кругах, в рецензии для газеты «Дагенс нюхетер» написал, что «детские книги заслуживают такого же серьезного отношения к себе, как и взрослые».

Старт в большую литературу

Хотя ее первые сказки публиковались в журналах и альманахах еще в 1930-е годы, сама шведка очерчивает начало своего творчества 1941 годом. Именно в это время болеющая пневмонией дочь Астрид Линдгрен Карен попросила маму рассказывать ей перед сном истории о выдуманной девочке Пеппи Длинныйчулок. Интересно, что имя своей героине придумала пребывающая в жару девочка. Каждый вечер заботливая мама рассказывала выздоравливающему ребенку новую историю о сказочной малышке. Та жила одна, была доброй и справедливой. Она любила приключения, и с ней они случались. Пеппи при субтильном сложении отличалась невероятной физической силой, у нее был сильный неунывающий характер…

Так был создан замечательный сборник, напечатанный новым издательством «Рабен и Шегрен». Он принес писательнице всемирную славу.

астрид линдгрен список

Цикл о Карлсоне: самая странная детская книга

1 / 3

Обложка первого издания повести «Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен. Иллюстрации Илон Викланд. 1955 год© Издательство Rabén & Sjögren

2 / 3

Обложка первого издания повести «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» Астрид Линдгрен. Иллюстрации Илон Викланд. 1962 год© Издательство Rabén & Sjögren

3 / 3

Обложка первого издания повести «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять» Астрид Линдгрен. Иллюстрации Илон Викланд. 1968 год© Издательство Rabén & Sjögren

Цикл о Карлсоне состоит из трех книг: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955), «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (1962) и «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять» (1968).

История появления Карлсона с каждым годом обрастает все новыми мифами. Шведские критики не раз отмечали, что Астрид списала своего персонажа с Мистера О’Мэлли из популярных в 1940-е годы комиксов американца Кро­кетта Джонсона. В них к мальчику по имени Барнаби Бакстер перед сном через окно неожиданно прилетает существо с розовыми стрекозьими крыльями, похо­жими на пропеллер. Мистер О’Мэлли был примерно 90 сантиметров ростом, состоял в Обществе эльфов, лепреконов, гномов и маленьких человеч­ков. Волшебной палочкой ему служила наполовину выкуренная гаванская сигара.

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведенияОбложка первого издания альбома комиксов о Мистере О’Мэлли «Барнаби» Крокетта Джонсона. 1944 год

По другой версии, прообразом Карлсона стал господин Лильонкваст, ангел смерти из рассказа Астрид Линдгрен «В Сумеречной стране», вошед­шего в сборник «Крошка Нильс Карлсон» (1949). Господин Лильонкваст — это шведский аналог Оле Лукойе из одноименной сказки Андерсена. В книге Линдгрен он является к больному мальчику Йорану и забирает его в Сумереч­ную страну, где «ничто более не имеет значения». Йоран и Лильонкваст летают над ночным Стокгольмом так же, как чуть позднее Малыш и Карлсон, только полет этот совсем не веселый. Кроме того, речь господина Лильонкваста напо­минает речь Карлсона (например, «это не имеет ни малейшего значения» — аналог фразы «пустяки, дело житейское»).

Линдгрен не скрывала, что у семьи Свантесон тот же адрес — Вулканусгатан, 12, — что и у ее собственной семьи, которая переехала туда в 1929 году.

Книги о Карлсоне проиллюстрировала шведская художница эстонского проис­хождения Илон Викланд. В Париже на рынке она увидела толстяка, игравшего на гармошке, очень напоминавшего героя книги: рыжие волосы, клетчатая рубашка, синие штаны на лямках. Илон сделала набросок и показала Астрид. Та подтвердила: именно так выглядит герой, которого она придумала.

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

1 / 2

Обложка книги «Три повести о Малыше и Карлсоне» Астрид Линдгрен в переводе Лилианны Лунгиной. Москва, 1975 годИздательство «Детская литература»

2 / 2

Обложка книги Астрид Линдгрен «Карлссон, который живет на крыше» в переводе Людмилы Брауде. Москва, 1997 годИздательство «Азбука»

В России своей популярностью «Карлсон» обязан блестящему переводу. Лилианна Лунгина, открывшая этот текст советским читателям, не знала, что Линдгрен уже была знаменита во всем мире, и в рецензии на книгу предрекала автору великое будущее. Благодаря Лунгиной в народ пошли знаменитые выражения «пустяки, дело житейское», «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил», «курощать» и многие другие. Ее перевод считается канони­ческим. Второй перевод был сделан в 1997 году Людмилой Брауде, которая хотела приблизить «Карлсона» к оригиналу. В фамилии Карлсона появилась еще одна «с», как в

шведском

, а «домомучительница» превратилась в «домо­козлючку». Перевод Брауде не прижился из-за сухости и буквализма, но поле­мика вокруг двух русских версий «Карлсона» не утихает до сих пор.

«Эмиль из Лённеберги»: книга о домашнем насилии

Летом 1962 года Астрид Линдгрен пыталась утихомирить своего внука Карла Юхана и неожиданно задала ему вопрос: «Угадай, что натворил однажды Эмиль из Лённеберги?» Так спонтанно возникла идея новой книги о приклю­чениях маленького мальчика, живущего со своей семьей на хуторе Катхульт в Смоланде (где выросла сама Астрид). Обо всех проделках Эмиля мы узнаем благодаря его домовитой матери, которая записывала все происшед­шее в си­нюю тетрадь.

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведенияОбложка повести Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги». 1963 год

Живой и любознательный Эмиль стал одним из самых любимых героев Астрид Линдгрен. Материалом для историй послужили не только детские выходки Гуннара, но и рассказы ее отца Самуэля Августа о детстве, а также фразы ее сына, племянника и многочисленных внуков. В «Приключениях Эмиля из Лён­не­берги» воссоздан образ беспечного детства на лоне природы, которого, как не раз замечала сама Астрид Линдгрен в письмах и интервью, так не хватает городским детям.

Датский исследователь Йенс Андерсен считает основным конфликтом трило­гии борьбу за власть между Эмилем и его отцом: «Эта борьба возникает либо из страха отца, что сын скоро его перерастет, либо из неукротимого желания сына повелевать своим отцом… Эта борьба разгорается, когда сын показывает себя умнее, сообразитель­нее, человеколюбивее и изобретательнее, чем отец». Всякий раз Эмиль избегает отцовской порки благодаря матери, которая прячет его от наказаний в сарае.

Бить детей Астрид Линдгрен считала совершенно недопустимым. В 1978 году ей должны были вручить престижную Премию мира немецких книготоргов­цев. В своей благодарственной речи писательница хотела сказать о насилии и тирании, в первую очередь о домашнем насилии, от которого страдают дети. Человек, которого в детстве били, с большей вероятностью станет тираном и будет нести эту агрессию дальше. Чтобы остановить войны и положить начало серьезным политическим изменениям в мире, необходимо начать с дет­ской. Однако организаторам показалось, что речь носит провокационный характер, и они попросили Астрид смягчить ее. В ответ писательница сказала, что в таком случае вообще не придет на церемонию вручения награды, после чего комитет изменил свое решение. В 1979 году в Швеции был принят закон, запрещающий телесные наказания детей.

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведенияАстрид Линдгрен на церемонии вручения Премии мира немецких книготорговцев. 1978 год

Астрид Линдгрен получала тысячи писем от детей и взрослых и старалась ответить каждому. В 1971 году ей написала 12-летняя девочка Сара. Письмо начиналось с вопроса «Хотите сделать меня СЧАСТЛИВОЙ?» и стало началом долгой тайной переписки, которая была опубликована в книге под названием «Ваши письма я храню под матрасом» через несколько лет после смерти писа­тельницы. Разница в 50 лет не помешала этой дружбе и откровенному разго­вору о любви, смерти, бунте, свободе и Боге.

После смерти Астрид Линдгрен шведское правительство почти сразу учредило мемориальную премию ее имени за заслуги в области детского чтения. Это первая по величине премия в мире детской литературы после Нобелевской: 5 миллионов крон, то есть около полумиллиона евро.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Герб дня

Курица в штанах

Балет дня

«Па-де-катр» (1845)

Танец дня

Кекуок

Архив

Искусство

Жизнь после творчества

К 1980-м годам Астрид завершила писательскую карьеру, но не ушла на покой. Её сын Ларс говорил, что мать не только в молодости предпочитала чинным беседам на лавочке в компании других родительниц шумные игры с ватагой малышни, но сохранила свои повадки и в преклонном возрасте. В один из дней озадаченные зеваки обнаружили Астрид на дереве, а та спокойно подметила, что нет официального запрета на такой вид досуга для стариков.

Парадокс перевода на русский книг о Карлсоне

Творчество писательницы по времени пришлось на хрущевское время «оттепели». Она показали советским детям, что вовсе не коллектив главнее личности, что сомневающийся ребенок, не отличник, также может быть симпатичным и притягательным.

В 1957 году в СССР издали «Приключения Карлсона», в 1963 году – «Расмуса–бродягу», а в 1965 — «Мио, мой Мио» и «Пеппи Длинныйчулок». Как известно, в СССР во времена железного занавеса публиковали тех иностранных писателей, которые либо давно умерли, став классиками, либо проявили себя как друзья СССР.

Совсем по-другому получилось с Астрид Линдгрен. И книги ее, и политическая позиция не подпадали под кальку советской официальной цензуры. Это была литература освободительная, помогающая нам принять самих себя такими, какими мы являемся. «Карлсон» помог лучше понять свою душу, стал палочкой–выручалочкой для миллионов советских ребят, связанных по рукам и ногам «кодексом хорошего мальчика».

Здесь роль сыграл талант переводчицы Лилианы Лунгиной. Ощутив в Карлсоне бьющий ключом дух свободы на фоне урбанистического одиночества Малыша, переводчица сотворила чудо: вместо отрицательного персонажа в Швеции в русском переводе предстал позитивный, веселый и динамичный персонаж. Шведская писательница сама недоумевала: почему ее жадного и наглого героя полюбили в России? Настоящей же причиной стал универсальный талант Астрид Линдгрен. Отзывы советских детей с благодарностями приходили не только в книжные издательства. В театрах с аншлагом шли детские постановки «Карлсона», в двух самых знаменитых из которых главного героя с успехом играл Спартак Мишулин, а Малыша — Алиса Фрейндлих.

, дочь астрид линдгрен

Необычайным успехом пользовался и мультфильм о Карлсоне. Его изюминкой стала роль Фрекен Бок в исполнении Раневской.

Как Астрид Линдгрен стала знаменитой

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

1 / 2

Астрид с сыном Ларсом. Конец

1920-х

— начало

1930-х

годов© astridlindgren.se

2 / 2

Астрид Линдгрен на Международном

Гран-при

в Сконе в роли секретаря Королевского общества автомобилистов. 1933 год© astridlindgren.se

В 1929 году Астрид поступила на должность секретаря Королевского общества автомобилистов в Стокгольме, а два года спустя вышла замуж за своего началь­ника Стуре Линдгрена. Осенью 1931 года Астрид и Стуре забрали Ларса к себе на Вулканусгатан: следующие несколько лет Астрид сидит с сыном дома и часто рассказывает ему истории, которые придумывает на ходу. Самые удачные она записывает, и в 1933 году Гуннар, чтобы помочь нуждав­шейся в деньгах сестре, помогает опубликовать эти рассказы в газете «Сток­гольм тиднинген» и журнале «Ландсбюгденс юль», где у него были знаком­ства. Сама Астрид позже назовет эти рассказы дурацкими, но писать продол­жит и будет рассылать свои рукописи по журналам.

В 1944 году Астрид предлагает свою первую серьезную рукопись под названием «Пеппи Длинныйчулок» в издательство «Бонниер», которое отвечает ей отка­зом, но в том же году небольшая повесть Линдгрен под названием «Бритт Мари изливает душу» получает вторую премию в 1200 крон на конкурсе книг для де­во­чек, объявленном небольшим новым издательством «Рабен и Шёгрен». Владелец издательства Ханс Рабен был страшно разочарован тем, что конкурс выиграла обычная домохозяйка. Впрочем, несмотря на это, спустя год он согла­­сился опубликовать «Пеппи»: книга пользуется невероятным успехом, и в 1946 году Астрид приглашают на должность редактора в то же издатель­ство. Там она проработает до выхода на пенсию в 1970 году.

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведенияАстрид Линдгрен и Ханс Рабен на его 60-летии

В «Рабен и Шёгрен» выходили и продолжают выходить все ее книги. На вопрос о том, какой должна быть детская книга, Линдгрен всегда отвечала: «Она должна быть хорошей. Уверяю вас, я посвятила этому вопросу много размыш­лений, но другого ответа не придумала: она должна быть хорошей».

В 1952 году умирает муж Астрид. Она тяжело переживала его смерть, хотя спустя много лет признавалась в письме своей немецкой подруге Луизе Хартунг: «Нет на свете такого мужчины, который мог бы прельстить меня новым браком. Возможность быть одной — это просто невероятное счастье: заниматься собой, иметь свое мнение, самостоятельно действовать, самой решать, самой устраивать свою жизнь, спать, думать, о-о-о-о!»

В 1950–60-е годы Астрид Линдгрен пишет самые известные книги: «Мио, мой Мио» (1954), трилогию о Карлсоне (1955–1968), «Расмус-бродяга» (1956), «Мадикен» (1960), «Эмиль из Лённеберги» (1963), «На острове Сальткрока» (1964), а в 1958 году получает самую престижную в мире детской литературы премию имени Ханса Кристиана Андерсена.

В

1970-е

годы Астрид участвует в общественных дебатах, пытается переубеж­дать скинхедов и ведет колонку в газете «Экспрессен». В 1976 году, заполняя декларацию о налогах, она обнаруживает, что ее налоги составляют 102 % от доходов. Тогда Астрид сочиняет свою знаменитую сатирическую сказку «Помперипосса из Монисмании», в которой высмеивает налоговую политику Швеции. Сказку опубликовала «Экспрессен», чем вызвала огромный резонанс по всей стране. Министр финансов Гуннар Стрэнг был глубоко возмущен, и это положило начало дискуссии о реформах шведской налоговой системы.

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведенияГуннар Стрэнг (министр финансов в то время) читает сказку «Помперипосса из Монисмании». 1976 год

В Америке и Европе книги Астрид Линдгрен публиковались практически сразу после выхода в Швеции, но воспринимались не всегда однозначно. Критико­вали ее в основном за книги о Пеппи — например, во Франции циклы о Пеппи и Эмиле из Лённеберги вышли в довольно консервативном пересказе, а позд­нее, в

1990-е

годы, Пеппи сочли образцом нетолерантности

из-за

анекдотов про аборигенов и бразильцев, которые разбивают яйца об голову.

Прощание с Виммербю

Возможно, мир никогда не узнал знаменитую писательницу, если бы не первая серьезная трагедия в ее жизни.

Астрид линдгрен кратко

Окончив школу, Астрид устроилась репортером в местную газету, где писала небольшие заметки и очерки. Здесь она встретила свою первую любовь, и в 18 лет забеременела. К сожалению, возлюбленный был женатым человеком, и на девушку обрушилось негодование маленького патриархального города. Понимая, что становится позором религиозной семьи, Астрид покинула Виммербю.

В Швеции родить ребенка вне брака в 20-е годы прошлого века было практически невозможно, Астрид потеряла бы его навсегда. Поэтому она была вынуждена уехать в Данию, где и родила своего первенца Ларса. Но из-за бедности и неустроенности юной мамы ребенок был определен в приемную семью недалеко от Копенгагена, где воспитывался в течение трех последующих лет. Это время стало самым мрачным периодом в жизни молодой мамы.

Все последующие годы Астрид делала все, чтобы вернуть своего сына. Неудивительно, что многие ее сказочные персонажи одиноки, в этом проявился ее печальный жизненный опыт:

  • Пеппи не помнит мать, а отца смыло высокой волной.
  • Малыш хоть и живет в благополучной семье, но чувствует себя совсем одиноким.
  • Расмус между жизнью в богатой семье без любви и бедной, но без одиночества, выбирает бедность.

Пытаясь заработать на жизнь, Астрид уехала в Стокгольм. Здесь она окончила курсы стенографисток и вскоре устроилась секретарем в обществе автомобилистов, руководителем которого был Стуре Линдгрен. Через два года знакомства влюбленные поженились.

Это позволило, наконец, вернуть маленького Ларса. Астрид была счастливой и целиком посвятила себя дому и семье.

Подарок дочери

Несмотря на замужний статус, писательница не хотела отказываться от любимого дела. Периодически она сочиняла сказки для семейных журналов, публиковалась в газетах и рождественских календарях. Также Линдгрен редактирует книги на дому, исполняет обязанности секретарши. Из-за своего живого и неугомонного характера женщина никогда не думала, что сможет стать полноценной литераторшей.

В 1944 г. Карин слегла из-за воспаления лёгких. Долгими и холодными стокгольмскими ночами мать сидела возле её кровати, рассказывая истории. Однажды девочка попросила сочинить сказку о Пеппи Длинный чулок. Астрид начала придумывать её на ходу, отталкиваясь от необычного имени героини. В течение нескольких месяцев женщина рассказывала дочери об увлекательных приключениях Пеппи и её друзей.

В марте 1944 г. литераторша сломала ногу. Она пролежала в постели несколько недель, стенографируя истории о рыжей девочке с косичками. Позже она подарила Карин на день рождения книжку, в которую вошли эти рассказы. Также сочинительница отправила рукопись с иллюстрациями в издательство «Боньер», но ей отказали в печати.

В этом же году Астрид участвует в конкурсе на лучшую книгу для девочек, проводимом издательством «Рабен и Шегрен». Благодаря этому она получает премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» и договор на публикацию. В 1945 г. именно это издательство и выпускает книгу о Пеппи Длинный чулок. Писательница устраивается туда на работу в качестве редактора детской литературы, там она оставалась до пенсии. В 1952 г. умирает Стуре, супруг писательницы. До конца своих дней она не выходила замуж, довольствуясь обществом детей и внуков.

Астрид Линдгрен

Творческая активность

В 1940-1950 гг. Линдгрен пишет сразу несколько книг, каждая из которых становится невероятно популярной среди читателей. В 1946 г. появляется повесть о сыщике Калле Блюмквисте, с её помощью писательница старалась заменить триллеры с обилием насилия. В 1954 г. литераторша затрагивает проблему одиноких детей в сказке «Мио, мой Мио».

Карин подсказала маме идею для ещё одного произведения. Однажды она поделилась с писательницей историей о маленьком пухлом человечке, влетающем в комнату, когда девочка остаётся одна. Он был весёлым, но прятался за картину, едва увидев взрослых. Так появилась книга о Карлсоне, живущем на крыше. В первоначальной версии рассказа мужчину звали Лильем Кварстен.

В 1968 г. в Московском театре сатиры состоялась премьера постановки о Карлсоне. В это же время на телевизионных экранах появляются мультики о забавном персонаже. В 1969 г. Королевский драматический театр Стокгольма запускает свою инсценировку бессмертного произведения Линдгрен, хотя это было нетипичным для того времени. После грандиозного успеха шведского спектакля театры по всему миру начали создавать свои версии «Карлсона».

Во всём мире литераторшу знали благодаря постановкам по мотивам её книг, но в родной Швеции популярностью пользовались фильмы и телесериалы. Ещё в 1947 году на Рождество состоялась премьера экранизации повести о Калле Блюмквисте. Спустя два года на экранах можно было увидеть первую киноленту о Пеппи Длинный чулок, впоследствии вышло ещё три картины. Режиссёр Улле Хельбум за 30 лет создал 17 фильмов, основанных на сюжетах книг Линдгрен.

Астрид Линдгрен

«Пеппи Длинныйчулок» и революция в детской литературе

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведения

1 / 2

Астрид Линдгрен с дочерью Карин. 1934 год© astridlindgren.se

2 / 2

Астрид Линдгрен с дочерью Карин.

1940-е

годы© astridlindgren.se

В 1934 году у Стуре и Астрид родилась дочка Карин. Когда ей было семь лет, она заболела воспалением легких и попросила маму

что-нибудь

рассказать. «Что именно?» — спросила та. «Расскажи о Пеппи Длинныйчулок!» — предло­жила Карин, на ходу сочинившая необычное имя. Несколько лет подряд Астрид продолжала придумывать истории о Пеппи, но записала их, только когда, поскользнувшись, вывихнула ногу и на некоторое время оказалась в постели Одновременно с Пеппи Астрид вела днев­ники, которые сама называла «военными». В них она описывала свою частную жизнь и размышляла о войне и политике — в част­ности, о том, стоит ли Швеции вмешиваться в войну России с Финляндией и опровергнут ли немцы обвинения в жестоком уничтоже­нии евреев.. Позднее она заметила, что лучше всего ей удается писать ранним утром. «Вся Швеция уже знает: я так ленива, что пишу, лежа в постели», — заметила она в одном интервью.

Когда Карин исполнилось десять, Астрид подарила ей законченную рукопись, а второй экземпляр, как уже говорилось, отправила в крупнейшее шведское издательство «Бонниер». Позднее владелец издательства Герард Бонниер с сожалением вспоминал о том, что не осмелился опубликовать книгу, показав­шуюся ему слишком радикальной и вызывающей из-за характера главной герои­ни — девочки, не подчиняющейся никаким условностям. Прежде чем показать текст «Рабен и Шёгрен», Астрид переработала рукопись, убрав самые резкие моменты и поправив стилистику. Первый (забрако­ван­ный) вариант был впервые опубликован в 2007 году.

Астрид Линдгрен - биография, жизнь писательницы и произведенияОригинальная рукопись о Пеппи Длинныйчулок, подаренная дочери Карин на ее десятый день рождения. На обложке — собственноручный рисунок Астрид Линдгрен.

В оригинале героиню зовут Пиппи: так оно звучит и в переводе Людмилы Брауде (1993). Однако более популярен перевод Лилианны Лунгиной, выпол­ненный в 1965 году. Полное имя рыжей девочки — Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимдоттер Длинныйчулок. Ее мать умерла, когда Пеппи была совсем маленькой, а отец — негритянский король В немецком переводе книги из соображений политкорректности его сделали королем каннибалов, а в Швеции в 2015 году «Пеппи» отредактировали, и негритянский король стал тихоокеанским., капитан дальнего плавания, которого смыло волной. Пеппи девять лет, она живет на старой вилле «Курица» вместе со своей лошадью и обезьянкой по имени Господин Нильсон и воплощает мечту ребенка о вседозволен­ности. Этот образ — полная противополож­ность идеала шведской девочки

1940-х

годов, послушной, добродетельной и трудолюбивой.

Пафос Линдгрен вовсе не сводится к переосмыс­лению гендерных ролей Пеппи обладает недюжинной силой, богатст­вом, неограниченной свободой. Пеппи сама отправляет себя в постель и дает себе наго­няй.. Линдгрен одна из первых стала изображать мир с позиции детей, исходя из их мотивов, желаний и потребностей. Ее юмор считывают и дети, и взрос­лые, а в книгах полностью отсутствуют поучения и мораль. Книги о Пеппи перечеркнули традицию изображения ребенка как существа, которому необходимо прививать различные добродетели.

Литературный расцвет

Начало 50-х годов омрачилось большим горем в семье писательницы. Скоропостижно скончался ее муж Струве. Астрид тяжело переживала утрату, но дети и любимая творческая работа помогли с ней справиться. Последующие двадцать лет жизни стали самым ярким периодом в ее литературной судьбе:

астрид линдгрен биография для детей кратко

астрид линдгрен биография для детей

  • Работая в молодости репортером, Астрид часто приходилось общаться с криминалистами, и этот опыт помог написать ей детективную трилогию «Приключения Калле Блюмквиста». В то время полки книжных лавок были заполнены дешевыми триллерами, и Астрид решила написать историю подростка, который мечтает о карьере сыщика. Презентация первой части трилогии состоялась в 1946 году, заключительная — в 1953 году. После издания книги в шведском языке появилось новое слово «блумквистаре», что означает «сыщик-самоучка».
  • Однажды, возвращаясь вечером с работы домой, Астрид проходила через парк и встретила маленького одинокого мальчика. Она решила проследить за ним и проводила его до подъезда. Так родился образ главного героя сказочной повести «Мио, мой Мио», усыновленного пожилыми родителями, но нелюбимого мальчика Боссе, спасшего от сил зла волшебную страну своего настоящего отца. Книга была издана в 1954 году и получила престижную Немецкую премию юношеской литературы.
  • В 1955 году вышла первая часть сказочной трилогии «Малыш и Карлсон» о дружбе маленького мальчика Сванте Свантесон и забавного существа с пропеллером на спине. Повесть так полюбилась маленьким читателям, что через несколько лет Астрид написала вторую, а затем и третью часть о новых приключениях героев. Иллюстратором книги стала шведская художница Илон Викланд, которая случайно на парижском рынке встретила толстяка, похожего на Карлсона, и сделала эскиз.
  • Летом 1962 года играя со своим непоседливым внуком Карлом, Астрид вдруг спросила у него: «Угадай, что натворил Эмиль из Леннеберги?» Так родилась идея написать «Приключения Эмиля из Леннеберги», которые включили в себя три повести, три рассказа и четыре книжки-картинки. История любознательного шестилетнего сорванца, постоянно попадающего в разные переделки, была навеяна воспоминаниями о счастливом детстве на хуторе в Виммербю.

Детство и юность

Астрид Анна Эмилия Эрикссон, так звучит полное имя писательницы до замужества, родилась в ноябре 1907 года в Швеции, на хуторе Нес. В фермерской усадьбе прошли детские годы будущего литератора. Близость к природе, размеренный век «лошади и кабриолета» способствовали душевной открытости и развитию творческого начала юной шведки.

Астрид ЛиндгренАстрид Линдгрен

В доме Эрикссонов царили любовь и согласие. Родители Астрид встретились на рынке, когда маме было 7, а отцу 13 лет. Детская дружба переросла в симпатию, а позже — в любовь. У Самуэля Августа и Ханны родилось четверо детей: первенец – сын Гуннар — и три дочери, старшей из которых была Астрид Анна Эмилия.

Астрид Линдгрен в детствеАстрид Линдгрен с родителями, братом и сестрами

Детей окружал крестьянский быт и первозданная природа. Ребята помогали родителям по хозяйству, а в свободное время носились по окрестностям хутора в поисках приключений. В семействе, по словам Астрид Линдгрен, царила удивительно добрая атмосфера: взрослые не стеснялись проявлять теплых чувств друг к другу и детям, что в крестьянских семьях было редкостью.

Астрид Линдгрен в детствеАстрид Линдгрен в детстве

Маленькая Астрид Линдгрен обожала слушать фольклор — предания и легенды, которые часто рассказывали детям на хуторе. Не научившаяся еще читать Астрид впервые услышала «книжную» сказку в доме у подруги. Ее детям читала на кухне мама. Впечатлительная девочка заслушалась, погрузилась в волшебный мир и долго возвращалась к действительности. Вскоре Линдгрен научилась грамоте, и чтение стало ее любимым занятием навсегда. Уже в начальных классах будущая писательница продемонстрировала литературные способности, за что ее в шутку называли Сельмой Лагерлеф (первый нобелевский лауреат по литературе).

Астрид Линдгрен в юностиАстрид Линдгрен в юности

После окончания средней школы 16-летняя девушка устроилась младшим репортером в местное периодическое издание. Спустя 2 года беременная от женатого мужчины Линдгрен покинула Виммерблю и отправилась в столицу, желая затеряться в миллионном городе, где ее никто не знает. В Стокгольме Астрид Линдгрен получила специальность секретарши и до рождения ребенка работала в Королевском автоклубе.

Первые победы

В 1944 году открылся издательский («Raben & Sjögren»). Его учредители сразу же заявили о конкурсе, для участия в котором принимались книги, адресованные читателям подросткового возраста. Начинающие издатели обещали лучшим авторам издать их произведения.

Жительница столицы Швеции Астрид решила не упускать такой отличной возможности и отнесла в «Raben & Sjögren» свое сочинение о переживаниях и любовных перипетиях юной девушки «Бритт-Мари изливает душу». Это произведение вошло в тройку лидеров и, как было обещано издательством, увидело свет в печатном виде.

Более того, представители «Raben & Sjögren» в 1945 году даже пригласили Астрид работать у них одним из редакторов. В каком году началась творческая карьера знаменитой сказочницы из Стокгольма? Пожалуй, именно в 1945-м, ведь будучи на должности редактора детской литературы, Астрид Линдгрен смогла радовать своих читателей новыми произведениями.

Так, в том же году впервые увидела свет книга о рыжеволосой девочке с торчащими в разные стороны косами – «Пеппи поселяется на вилле “Курица”». Cтоит заметить, что повесть пришлась по вкусу юным шведским читателям, что подтвердила мгновенная продажа всего тиража.

Еще через несколько месяцев детская книжка разошлась по планете, изданная миллионными тиражами на разных языках мира. Продолжения повести ждали дети и их родители по всему миру, и оно не заставило себя ждать. Уже в следующем, 1946 году вышла вторая часть трилогии, а еще через пару лет – завершающая, третья книга о приключениях девочки Пеппи.

Стоит заметить, что 1946 год стал знаменательным для Астрид Линдгрен не только в связи с выходом продолжения приключенческой повести для детей. В этом году издательство выпустило в свет еще одно произведение Астрид Линдгрен – ее книгу под названием «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист играет».

Вторая и третья части трилогии о приключениях юного сыщика по имени Калле были изданы в 1951 и 1953 годах соответственно. По мотивам этого произведения несколько лет спустя даже снимут двухсерийный кинофильм под названием «Приключения Калле-сыщика».

Вслед за серией книг о мальчике, с детства мечтающем стать сыщиком, начали издаваться все новые и новые произведения Астрид Линдгрен:

  • 1954 г. – печать 1-й части «Мио, мой Мио!» об осиротевшем мальчике, которому пришлось жить в послевоенные годы в сиротском доме.
  • 1955 г. – выход в свет первой книжки из серии «Карлсон, который живет на крыше».
  • 1962 г. – издание продолжения повести о приключениях чердачного обитателя Карлсона.
  • 1963-1986 гг. – продолжительная работа над серией повестей о 6-летнем мальчугане Эмиле Свенсоне.
  • 1968 г. – издание завершающей части из трилогии о Карлсоне.
  • 1981 г. – появление очередной доброй сказки о Рони, дочери атамана-разбойника.

По памятным местам

Творчество Астрид Линдгрен трудно переоценить. За свою долгую жизнь она написала более 80 книг, которые переведены на 100 языков, а тираж составляет 150 миллионов экземпляров. Биография Астрид Линдгрен для детей кратко издавалась на многих языках. И это непросто сухие цифры. Ее книги изменили отношение к ребенку, открыли по-новому его внутренний мир.

В Швеции есть места, которые навсегда сохранили доброе сердце и бунтарский дух ее героев.

Вот краткий список самых известных музеев и маршрутов:

астрид линдгрен сказочница

  • Квартира-музей в Стокгольме. Хотя писательница умерла в 2002 году, только в 2015 году ее стокгольмская квартира стала открыта для посещений. Именно здесь родились ее знаменитые сказочные герои.
  • Прогулки с Карлсоном. Говорят, на Рыцарском острове столицы, что в получасе ходьбы от домика Карлсона, можно погулять по крышам и встретить рыжеволосого «в меру упитанного мужчину в расцвете сил».
  • Музей Юнибаккен. Расположенный в исторической части столицы музей с 20-летней историей собрал персонажей всех известных скандинавских писателей.
  • «Мир Астрид Линдгрен», расположенный в Виммербю, — волшебный тематический парк, в котором царит атмосфера сказочных миров.

В 1996 году в Стокгольме, рядом с музеем сказок был установлен памятник Астрид Линдгрен, изображенной с книгой в руках, на страницах которой выгравирована цитата из сказки «Я вижу свет!».

Глядя на надпись, вспоминаются другие ее слова, которые о себе говорила Астрид: «Если мне удалось сделать светлее хоть чье-нибудь мрачное детство, то я довольна».

Личная жизнь

Когда юная Астрид решила жить отдельно от родителей она стала вести активный образ жизни. Занималась журналистикой, любила джаз, ей нравились современные танцы. Она даже сделала короткую стрижку, модную в те годы.

Как и все молодые девушки, она влюбилась и окунулась с головой в водоворот страсти. С молодым человеком они расстались. От этих отношений у нее родился сын.

Юной Астрид было очень тяжело. Денег не хватало, и она решилась на отчаянный шаг. Чтобы спасти своего ребенка от нищеты, она соглашается отдать его в приемную семью. Молодая мать очень тяжело переживая это расставание, но она знала, что это временно.

Чтобы скрыть позор, будущая знаменитость переезжает в Стокгольм. Там она встретила своего мужа Линдгрен. В этом браке у нее родилась дочь Карин. В 1931 г. она смогла забрать сына в свою новую семью.

Своей семье Астрид уделяла много внимания. Занималась детьми и рассказывала им очень много историй. Так, наверное, и рождались ее произведения с мировой известностью.

Астрид Линдгрен: биография (видео)

Смерть

В 1952 году скончался муж писательницы. В 1961 году не стало мамы, а через 8 лет и отца. Трагичным оказался для Астрид 1974 год: навсегда ушли брат и друзья детства. И настоящее горе обрушилось на женщину в 1986-м, когда умер ее сын.

Памятник Астрид ЛиндгренПамятник Астрид Линдгрен

Линдгрен часто размышляла о таинстве ухода в иной мир, но, в отличие от родителей-лютеран, веривших в вечную жизнь, Астрид была сторонницей агностицизма. Умерла Астрид Линдгрен в январе 2002 года в почтенном возрасте – в 94 года.

Память

  • В год смерти Астрид Линдгрен шведское правительство учредило премию памяти знаменитой писательницы в размере 5 миллионов крон, которую каждый год присуждают лучшему детскому писателю. В 2016 году ее вручили британке Мег Розофф.
  • Весной 2015 года шведский банк выпустил новую серию купюр достоинством в 20 крон, на которых изображена Астрид Линдгрен.

Банкнота с изображением Астрид ЛиндгренБанкнота с изображением Астрид Линдгрен

  • Шведы трепетно берегут квартиру в Стокгольме, где 60 лет жила и умерла знаменитая писательница. Музеем жилище стало зимой 2015 года, когда Швеция отметила 108-й день рождения Астрид Линдгрен.
  • В квартире-музее хранится сувенирное блюдо, которое в 1997 году вручил Астрид Борис Ельцин.

Библиография

  • 1945 – «Пеппи поселяется на вилле «Курица»
  • 1946 – «Пеппи отправляется в путь»
  • 1948 – «Пеппи в стране Веселии»
  • 1946 – «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист»
  • 1951 – «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует»
  • 1953 – «Калле Блюмквист и Расмус»
  • 1947 – «Мы все из Бюллербю»
  • 1949 – «Снова о детях из Бюллербю»
  • 1955 – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
  • 1962 – «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»
  • 1968 – «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
  • 1963 – «Эмиль из Леннеберги»
  • 1966 – «Новые проделки Эмиля из Леннеберги»
  • 1954 – «Мио, мой Мио»
  • 1981 – «Рони, дочь разбойника»

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий