Борис Андреев — биография, причина смерти актера, фото

Видео Все

Борис Андреев. Большая жизнь большого человека

Борис Андреев - биография, причина смерти актера, фото

Борис Андреев. Легенды мирового кино

Борис Андреев:»Я как бы прожил две жизни…»

комбайнов и 1 актер

Вообще-то он собирался поступать в сельскохозяйственный техникум. Именно с этой целью статный волжанин Борис Андреев прибыл в Саратов, предварительно окончив 7 классов школы в маленьком городке Аткарске. Но случай привел его на Саратовский завод по производству комбайнов, где в должности слесаря-электромонтера Андреев принялся поднимать советскую индустрию.

Борис Андреев.

Борис Андреев. Фото: Commons.wikimedia.org

В то время заводские драмкружки давали путевку в жизнь многим ныне известным артистам. Не стал исключением и Борис Андреев. Именно на занятиях кружка заметил его руководитель местного драмтеатра Иван Слонов и посоветовал поступать в Саратовский театральный техникум. Не желая бросать завод, Андреев учился и работал одновременно. Уставал жутко, но могучий организм выдюживал. К тому же заводское руководство с пониманием отнеслось к его творческим амбициям. В ночные смены старались не ставить, а вскоре вообще освободили от работы, да еще и платили стипендию. Когда после выпускных экзаменов, сверкая начищенными ботинками и крахмальной сорочкой, радостный Андреев явился в свой цех, работяги встречали его как героя-победителя. «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актера», — сказал старый рабочий, поздравляя молодого артиста.

О работе Андреева в Саратовском драмтеатре им. К. Маркса известно немного. Правда, сохранилась в народных преданиях история, как, играя Тараса Бульбу, Андреев стал «соавтором» Гоголя. В сцене убийства сына-предателя после фразы Андреева «Я тебя породил, я тебя и убью!» ружье не выстрелило (шумовик напортачил!). Андреев повторил реплику — выстрела нет. Тогда обозленный актер отбросил ружье и, выхватив саблю, от души «зарубил» своего партнера, который от страха сыграл смерть Андрия очень натурально.

Немая поэзия Александра Довженко

Первая встреча с кино оказалась неудачной. Андреев пробовался в картину «Щорс», но не понравился классику советского кино Александру Довженко. Солидную роль с длинным монологом у него отобрали, а дали крохотный эпизодик ухода на фронт с текстом «Прощайте, тату!». Мелькнув с этими словами на экране, артист вернулся на саратовскую сцену. Однако судьба дала ему второй киношанс. Театр приехал на гастроли в Москву, и ассистент из группы режиссера Пырьева притащил Андреева на «Мосфильм», где шли пробы к фильму «Трактористы». Сам Андреев вспоминал, что пырьевские пробы напоминали конную ярмарку: «Пройдись! Повернись! А ну-ка, бегом!» Покуражившись, режиссер приказал пробовать Андреева на роль непутевого бузотера Назара Думы. На робкое замечание ассистента, дескать, актер мог бы сыграть главного героя, Пырьев разразился витиеватой трехэтажной тирадой, суть которой была в том, что «с такой шалопутной физиономией героев-любовников не играют!»

Обидный по форме режиссерский диагноз оказался верным по сути. В фильме «Трактористы» Андреев нашел своих будущих героев — непокорных и могучих богатырей с буйным характером, широкой душой и добрым сердцем. Там же, на съемочной площадке, нашел актер и главного друга своей жизни, Петра Мартыновича Алейникова.

Петр Алейников в фильме «Трактористы» (1939)

Петр Алейников в фильме «Трактористы» (1939) Кадр из фильма

Из колонии — в кино

Петя Алейников, уроженец села Кривень Могилевской области, осиротел в 20-м году. Отец погиб, сплавляя лес по Днепру, следом ушла из жизни мать. С 10 лет начал Петруха свою беспризорную одиссею. Бродяжил, воровал, сбегал из-под арестов. В колониях и детприемниках долго не задерживался. В Шкловской школе-интернате подружился с киномехаником. Обучаясь его ремеслу, не на шутку полюбил кино и рванул в Москву, «поступать на артиста». Пришлось, правда, сделать остановку в трудовой коммуне им. Десятилетия Октября, где будущий актер блистал в самодеятельных постановках им же организованного драмкружка. Там его и приметил режиссер В. Кумельский, хотя красивая легенда и утверждает, что совет о театральной карьере подал Алейникову сам Киров.

В 1930 году 16-летний Петр Мартынович объявился в Ленинграде. Предъявив в Институте сценических искусств рекомендательное письмо из колонии, он поступает на отделение кино, где преподавал молодой Сергей Герасимов. Уже тогда этот режиссер помогал ученикам, задействуя их в своих кинокартинах. И так случилось, что на съемках одного из ранних фильмов Алейников без памяти влюбился в свою партнершу, 17-летнюю Тамару Макарову. Правда, чувств своих открыть не решился, молча страдал и… дострадался. «Первая любовь» стала супругой Герасимова. С горя Алейников круто запил и даже покинул съемочную группу.

Первый настоящий успех принес ему фильм того же Герасимова «Семеро смелых» (1935), где его партнершей вновь стала Макарова. Роль «полярного зайца» с чудной фамилией Молибога, контрабандой проникшего на зимовку, принесла Алейникову не просто известность, а настоящую зрительскую любовь. А уж когда в 1939 году на экран вышли «Трактористы», закадычная парочка Андреев — Алейников стала предметом безудержного и всенародного обожания.

Идет молва народная…

Легенды об их похождениях передавались из уст в уста, как сказания о народных героях. Рассказывали, как, хорошенько «отдохнув» в киевском ресторане, Андреев и Алейников двигались по Крещатику в сторону гостиницы, но, почувствовав непреодолимую усталость, заночевали на широкой кровати… в витрине мебельного магазина. Причем Андреев со словами: «Петя, была команда «отбой!» — прошел прямо через витринное стекло. Очнулись оба в милицейской КПЗ. Дежурный, видя перед собой известных артистов, извинился, но начал составлять протокол. «А вот и не составишь!», — заявил Андреев и одним махом выпил всю чернильницу. Пока искали новые чернила, в КПЗ срочно прибыл начальник со всей семьей, родственниками и друзьями. Начался импровизированный творческий вечер, который плавно перешел в продолжение банкета. Савка-тракторист (персонаж Алейникова) оказался любимым героем начальника, и вскоре вся компания распевала «Здравствуй, милая моя!», напрочь забыв и о витрине, и о чернилах, и о протоколе.

Петр Алейников и Борис Андреев в фильме «Большая жизнь» (1939)

Петр Алейников и Борис Андреев в фильме «Большая жизнь» (1939) Кадр из фильма

Борис Андреев на болтовню был обычно скуповат, а вот Алейников за словами в карман не лез. На одном из кинофестивалей он и Николай Крючков встречали зарубежную делегацию.

«Хороший, хороших играет». Как Николай Крючков все советские эпохи пережил

— Петь, смотри, какая корейка хорошенькая! — кивнул Крючков на симпатичную раскосую актрису.

— Да брось, Коль! Корейка-то она ничего, да только грудинки никакой.

Смех смехом, а благодаря алейниковским шуткам состоялась супружеская жизнь самого Бориса Андреева. Как-то в троллейбусе Петр стал подначивать приятеля, заговорившего о женитьбе: «Да кто за тебя, Борька, пойдет, за глыбу такую, за лаптя деревенского!» Андреев закусил удила и заявил, что назло возьмет и женится на первой девушке, вошедшей в троллейбус. На остановке вошла симпатичная особа. Андреев познакомился, вызвался проводить и вскоре… женился и прожил с супругой Галиной Васильевной многие счастливые годы.

С друзьями Алейников шутил по-доброму, но если кто-то его доставал, то бывший беспризорник спуску не давал. На фильме «Случай в вулкане» режиссер оказался полной бездарностью. Актера такой явный непрофессионализм сильно раздражал. И вот в ответ на очередной истеричный вопль «Я режиссер!» Алейников спустил штаны, повернулся к нему задом и со словами: «Вот ты кто, а не режиссер!» — покинул съемочную площадку.

Петр Алейников в фильме «Конёк-Горбунок» (1941)

Петр Алейников в фильме «Конёк-Горбунок» (1941) Кадр из фильма

Любовь — это как тиф!

Любому другому советскому гражданину хватило бы сотой доли таких приключений, чтобы попасть под суровую раздачу за пьянку и аморалку. Но друзьям-приятелям все сходило с рук. Спасала их бешеная популярность, которая после новой картины Л. Лукова «Большая жизнь» (1940) превратилась в безмерную и всепрощающую народную любовь. Вся страна распевала песню про донецких шахтеров «Спят курганы темные». Люди с упоением цитировали смачные монологи героя Андреева: «Да ты знаешь, что такое любовь? Любовь — это как тиф!» А Петра Алейникова после «Большой жизни» иначе как Ваней Курским и не называли. Даже на афишах его творческих встреч иногда писали имя героя вместо имени актера.

Петр Алейников в фильме «Большая жизнь» (1939)

Петр Алейников в фильме «Большая жизнь» (1939) Кадр из фильма

Но был случай, когда любовь зрителя спасла Бориса Андреева от смерти. Обедая в ресторане «Москва», актер оказался за одним столом с каким-то начальником и его подчиненным. Дело было в июне 1941-го. Подвыпивший сосед ляпнул что-то про «актеров, отсиживающихся в тылу», за что тут же получил от Андреева по морде и рухнул под стол. Следом, отведав андреевского кулака, последовал верный адъютант. Все бы ничего, да вот беда — в нокауте оказались генерал НКВД и его порученец. 26 июля Андреев был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации плюс умысел на теракт и приговорен… к расстрелу. Кто-то догадался доложить Сталину, ведь все знали, что Андреев — его любимый артист. «Пусть еще погуляет», — милостиво вынес решение вождь народов.

Детство и юность

Илья Муромец советского кинематографа родился в семье саратовских рабочих 9 февраля 1915 года. В детском возрасте, когда мальчику исполнилось пять лет, семья перебралась в небольшой городок Приволжья – Ангарск. Там Борис Андреев окончил семилетку и отправился в Саратов, чтобы поступить в сельскохозяйственный техникум.

Актер Борис АндреевАктер Борис Андреев

Если бы во времена стахановцев кто-то сказал родителям Бориса, что сын станет звездой кино, то они, скорее всего, не поверили бы. Вместе с друзьями-мальчишками маленький Боря любил показывать сценки рабочим завода. Но дальше этого дело не заходило.

Добравшись до Саратова, молодой человек познакомился со строителями Волжского комбайнового завода. Молодые, работящие, дружные рабочие уговорили Бориса Федоровича присоединиться к коллективу. После краткосрочных курсов Андреев устроился на производство слесарем-электромонтером.

Борис Андреев в молодостиБорис Андреев в молодости

В советские годы руководство заводов заботилось еще и о досуге сотрудников. Поэтому Борис Федорович пришел на репетицию драмкружка, где молодого колоритного мужчину заметил и оценил преподаватель, а также талантливый актер и режиссер Иван Артемьевич Слонов.

Именно Слонов предложил Андрееву поступить в Саратовское театральное училище. Поначалу молодой рабочий сомневался, потому что совмещать занятия и работу на заводе казалось задачей не из легких. Тогда руководство пошло навстречу творческому таланту Бориса и снизило загруженность на сменах. В 1937 году актер прошел курс и окончил училище.

Сразу же после получения образования Андреев сменил рабочие будни на Саратовский драматический театр им. К. Маркса (с 2003 года театру присвоено имя И. А. Слонова). Правда, играть на сцене новоиспеченному артисту долго не пришлось. Вскоре в биографии Андреева появляется кинематограф.

Подарок другу

Правда, в 1946 году Алейников попытался резко сменить амплуа и в фильме Льва Арнштама «Глинка» сыграл… Пушкина. Эту роль сам Петр Мартынович считал своей лучшей работой. Но зритель, видя привычного Ваню Курского в бакенбардах и фраке, смеялся и возмущался. Кончилось тем, что Алейников снял свою фамилию с титров, чтобы не нервировать публику.

Неудача с Пушкиным только усугубила ситуацию. Пьяные скандалы и драки лишали его немногих возможностей появиться на экране. Так, он вылетел из «Адмирала Нахимова», где должен был сыграть легендарного матроса Кошку.

Петр Алейников в фильме «Глинка» (1946)

Петр Алейников в фильме «Глинка» (1946) Кадр из фильма

Более-менее стабильный заработок приносили поездки с творческими бригадами по стране. Причем на афишах писали крупно: «Участвуют: Петр Алейников…», а дальше мелким шрифтом фамилии остальных. Весь концерт публика смотрела вполглаза, но когда в конце конферансье объявлял: «А теперь — Петр…», в зале гремели аплодисменты. Люди буквально ревели от восторга, лезли на сцену с букетами, подарками и фотоаппаратами.

Правда, популярность эта имела и обратную сторону. Регулярно поднимая стопки с каждым встречным-поперечным, Алейников безоглядно губил свое здоровье. Хронический алкоголизм спровоцировал обострение других болезней. Артист перенес тяжелую операцию ног, затем было удалено легкое. Однако не пить Алейников уже не мог, алкоголь стал необходимой составляющей его жизни. Без своей «нормы» он начинал задыхаться и мучиться дикими болями.

Петр Алейников в фильме «Отчий дом» (1959)

Петр Алейников в фильме «Отчий дом» (1959) Кадр из фильма

Последней его работой стал фильм «Утоление жажды». 9 июня 1965 года Петр Алейников умер, не дожив месяца до 51 года. А в 1968-м за «Утоление жажды» стал лауреатом Всесоюзного фестиваля в номинации «Лучшая актерская работа» (посмертно). Других наград, званий и регалий за всю жизнь любимец советского народа так и не получил. Поэтому, когда встал вопрос о захоронении, престижное Новодевичье кладбище оказалось для тела Алейникова закрытым. Тогда Борис Андреев надел все свои ордена, явился к «хозяину Москвы» Промыслову и, жахнув кулаком по столу, спросил: «Мне положено место на Новодевичьем?» — «Вам, как народному артисту СССР и лауреату Госпремии, безусловно…» — «Тогда кладите Петьку в мою могилу, а меня уж хоть за забором!»

Путь к причалу

Может, природное здоровье, может, актерская удача помогали Андрееву, но на рубеже пятидесятых — шестидесятых отдыху он себе не давал. Сыграл былинного богатыря Илью Муромца, в паре с молодым Юматовым великолепно отработал в «Жестокости». И хотя за три дня до конца съемок получил инфаркт, доснялся в своих сценах, закончил дело и только потом лег в больницу.

Борис Андреев в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)

Борис Андреев в фильме «Встреча на Эльбе» (1949) Кадр из фильма

Будучи уже не мальчиком, но солидным мужчиной, разменявшим пятый десяток, Андреев в душе оставался лихим и заводным, как в юности, и иногда позволял себе пошалить. Так, на съемках «Ильи Муромца», проходивших в Ялте, какой-то здоровяк-милиционер из оцепления громко усомнился в силах Андреева. Борис Федорович тут же подошел к наглецу, перехватил поперек туловища и швырнул в морской прибой.

Борис Андреев в фильме «Илья Муромец»

Борис Андреев в роли Ильи Муромца. Кадр из фильма

Вообще, с морской темой у актера сложились особые отношения. В списке его ролей чуть ли не половина — моряки. «Малахов курган», «Я — черноморец», «Сказание о земле Сибирской», «Максимка», «Хмурое утро». В 1962 году в картине «Путь к причалу» сочно сыграл старого морского волка — боцмана Росомаху. А уже будучи народным артистом СССР, создал два запоминающихся «морских» образа с явным криминальным уклоном. Один — главарь матросов-анархистов в экранизации «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. А второй — знаменитый пират Джон Сильвер по прозвищу Окорок в фильме «Остров сокровищ» по роману Стивенсона. Этого колоритного персонажа за всю историю кино переиграли многие звезды (Уоллес Бири, Чарлтон Хестон, Осип Абдулов, Олег Борисов), но одноногий морской разбойник в исполнении Андреева остается непревзойденным и по сей день.

Борис Андреев в фильме «Повесть пламенных лет» (1960)

Борис Андреев в фильме «Повесть пламенных лет» (1960) Кадр из фильма

В свою последнюю гавань Борис Андреев отправился, сыграв 51-ю роль в фильме Георгия Данелия «Слезы капали». Ложась в больницу с несерьезным диагнозом «общее переутомление», артист невесело пошутил: «Кончились пироги да пышки, пошли синяки и шишки». 24 апреля 1982 года великого актера не стало. Похоронили его на Ваганьковском кладбище, ведь «свою» могилу на Новодевичьем он когда-то подарил другу.

Фильмы

К слову сказать, первая попытка сняться в кино закончилась для артиста провалом. Борис Андреев отличался брутальной могучей фигурой, внешностью истинно русского простого рабочего, выходца из народа. Такой типаж пользовался огромным спросом у советских кинематографистов. А.П. Довженко пригласил актера на роль Петра Чижа в киноленте «Щорс». Однако пробы Борис Федорович не прошел, хотя и сыграл в картине крохотную эпизодическую роль.

Борис Андреев в фильме «Трактористы»Борис Андреев в фильме «Трактористы»

Триумф настиг артиста в 1939 году после выхода на экраны картины Ивана Пырьева «Трактористы». Случайно получив приглашение на пробы в 1938 году во время гастролей Саратовского театра в Москве, громогласный прямолинейный Андреев сразу понравился режиссеру. Роль лихого Назара Думы, одной левой поднимающего трактор, на многие годы определила амплуа актера.

В 1939 году актер сыграл шахтера Харитона Балуна в драме Леонида Лукова «Большая жизнь». Картина стала лидером проката, а персонаж Андреева – символом простого рабочего с широким сердцем и открытой душой.

Борис Андреев в фильме «Большая жизнь»Борис Андреев в фильме «Большая жизнь»

Персонажи Андреева оставались близки народу, впрочем, как и сам артист. За годы жизни великий талант советского кино сыграл более чем в 50 фильмах. Среди них военная драма «Однажды ночью», «Два бойца», «Большая жизнь», уже послесталинские картины «Первый рейс», «Годы молодые».

Образ русского богатыря Ильи Муромца, как никому другому, соответствовал амплуа Андреева. Неудивительно, что именно он сыграл былинного героя в одноименном фильме Александра Птушко в 1956 году.

Борис Андреев в фильме «Илья Муромец»Борис Андреев в фильме «Илья Муромец»

Наиболее удачной в советские годы считалась роль актера «Оптимистической трагедии», где с уже легендарным Андреевым появился молодой Вячеслав Тихонов. Современники рассказывали, что по сюжету персонаж Тихонова должен плюнуть в лицо герою Андреева.

Молодой актер тушевался, и сцена не получалась. Тогда мудрый Борис Федорович с присущей ему прямотой посоветовал коллеге найти на его лице самое противное место и туда и плюнуть.

Борис Андреев в фильме «Оптимистическая трагедия»Борис Андреев в фильме «Оптимистическая трагедия»

Съемки в кинематографе продолжались для БэФэ, как его называли близкие друзья до конца жизни. Конечно, количество ролей поубавилось. Но даже когда здоровье стало подводить актера, он все равно продолжал упорно трудиться на площадке.

Так, во время работы над фильмом «Жестокость» (1959 год) артиста настиг инфаркт. Из последних сил, собрав волю в кулак, Борис Федорович доигрывает сцены и только после этого отправляется в больницу. Во время работы над драмой «Мое дело» (1976) у артиста часто открываются носовые кровотечения. Отлеживаясь во время приступов в гримерке, Андреев не прерывает работу.

Личная жизнь

Во время съемок прославившей артиста картины «Трактористы» Андреев познакомился с Петром Алейниковым, который стал лучшим другом на всю жизнь. Вместе закадычные товарищи коротали досуг и шли бок о бок по творческому пути.

Борис Андреев и Петр АлейниковБорис Андреев и Петр Алейников

С женой Галиной Васильевной Андреев познакомился тоже благодаря Алейникову. Товарищ подшучивал над БэФэ, что за такого простодушного грубого увальня, как он, замуж никто не пойдет. Вспылив, Андреев ответил, что женится на первой же девушке, вошедшей в общественный транспорт, в котором ехали приятели. Ею оказалась Галина, сразу же приглянувшаяся Борису Федоровичу.

Правда, завоевать сердце девушки оказалось только половиной дела. Отцом Галины оказался комиссар милиции, который категорически воспротивился браку. По-мнению будущего тестя, счастливая совместная жизнь дочери невозможна с алкашом актером, как называл его строгий комиссар.

Борис Андреев и его жена ГалинаБорис Андреев и его жена Галина

Справедливости ради стоить отметить, что актеры и правда любили «победокурить» и о приключениях приятелей ходили легенды. Поговаривали, что они то заснут в витрине магазина, то заявятся в одном белье, вымазавшись чернилами, на банкет кинематографистов, не получив туда приглашение. Что из рассказов истина, а что миф – до сих пор не известно.

Туманной остается история о благосклонности Сталина к актеру. В 1940, приняв на грудь, Андреев якобы позволил нелицеприятно высказываться о вожде народов, за что загремел в тюрьму и даже попал в расстрельный список. Однако, по легенде, Сталин собственноручно вычеркнул фамилию артиста, заметив, что «этот может еще побегать, а расстрелять всегда успеется».

Сын Бориса АндрееваСын Бориса Андреева

Неоспоримым стало только то, что с Галиной Васильевной, которая все-таки стала супругой актера, звезда советского кино прожил всю жизнь. В 1952 году у пары родился сын, которого также, как отца, назвали Борисом.

Несмотря на образ простодушного русского мужика, Андреев оставался начитанным и эрудированным человеком. В течение жизни писал афористичный роман, в котором собирал хлесткие и точные сатирические высказывания, пословицы и поговорки собственного сочинения. Сам БэФэ называл их «охренизмами». А мечтой жизни стала роль Короля Лира, которую артисту, к сожалению, сыграть так и не удалось.

Смерть

Весной 1982 года, вернувшись с гастролей, актер неожиданно почувствовал себя плохо. Как вспоминал сын артиста, медики в больнице сослались на переутомление. Жена Андреева переживала, что супруг много спит и заговаривается. На самом же деле великий артист предчувствовал скорый уход из жизни.

Могила Бориса АндрееваМогила Бориса Андреева

Когда близкие навестили его в больнице в последний раз, он задумчиво спросил, почему видел себя на площади, лежащим в цветах, и много людей вокруг. Однако, отмахнувшись, заметил, что, видимо, увидел дурной сон.

В тот же вечер легенда советского кино ушел из жизни. Причиной смерти назвали обширный инфаркт.

«Играл по самому большому счету»: фильмы с участием актера

Борис Андреев 1

Борис Андреев (справа) в роли Харитона Балуна и Петр Алейников в роли Ивана Курского в художественном фильме Леонида Лукова «Большая жизнь» (1939)

Борис Андреев 1

Кадр из художественного фильма Ивана Пырьева «Трактористы» (1939)

Борис Андреев 1

Борис Андреев в роли Назара Думы в художественном фильме Ивана Пырьева «Трактористы» (1939)

В 1937 году, через несколько месяцев после вручения дипломов, Бориса Андреева взяли на работу в Саратовский драматический театр имени Карла Маркса. Первым спектаклем молодого актера стал «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова, в котором ему досталась эпизодическая роль — он озвучивал собаку.

Я исполнял эту роль в течение сезона. Делал я ее со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке.

В 1938 году Борис Андреев вместе с Саратовским театром отправился на гастроли в Москву. После одного из спектаклей к актеру подошли ассистенты известного режиссера Ивана Пырьева: они искали артистов для музыкального фильма «Трактористы». Андреев вспоминал: «Я стоял за кулисами и курил. В это время ко мне подошли двое и поинтересовались, я ли актер Саратовского театра Андреев. «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку», — сказал я. А в ответ получил приглашение прийти на киностудию». На следующий день актер получил роль Назара Думы — грубоватого и порывистого колхозника. По сюжету герой Андреева притворялся женихом ударницы Марьяны Бажан и этим чуть не помешал ей найти настоящую любовь. Исполнитель главной роли Николай Крючков писал: «Это была первая его роль в кино, а сыграл он ее очень уверенно, профессионально, с чувством меры, нигде не «пережимая», хорошо взаимодействуя с партнерами. В нем сразу же обнаружился недюжинный актерский талант».

На съемках картины Борис Андреев подружился с актером Петром Алейниковым. После выхода на большой экран «Трактористов» в 1939 году Алейников предложил другу переехать в Москву и найти работу в кино. Андреев согласился. Уже через несколько месяцев они вместе сыграли лейтенантов в картине Эдуарда Пенцлина «Истребители». В это же время режиссер Леонид Луков одобрил Бориса Андреева на эпизодическую роль шахтера Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь». Обе ленты стали лидерами кинопроката в 1940 году: «Истребителей» посмотрели 27 миллионов советских зрителей, «Большую жизнь» — почти 19 миллионов. Андреев стал знаменитым.

Началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 года всех сотрудников киностудии «Мосфильм» эвакуировали в Среднюю Азию. Перед режиссерами того времени стояла задача снимать кино, которое поднимало бы боевой дух солдат. В 1942 году Леонид Луков приступил к съемкам картины «Два бойца». Сценарий фильма о фронтовой дружбе написали по повести Льва Славина «Мои земляки». Режиссер объяснял: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг».

На главную роль Саши Свинцова Бориса Андреева одобрили сразу. Критик Татьяна Иванова писала: «В этом фильме Андреев доказал, что способен играть по самому большому счету. Не только умножать варианты своих упрямых парней, но и превращать их в выразителей народного характера, народной души, всполыхнутой войной, потрясенной, но непоколебимой». Режиссер снимал днем и ночью: картину нужно было закончить как можно скорее. Специально для картины композитор Никита Богословский сочинил знаменитые военные песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали». В октябре 1943 года ленту показали солдатам на передовой.

«Лакировка действительности»: актер сталинских музыкальных комедий

Борис Андреев 2

Борис Андреев в роли Якова Бурмака и Вера Васильева в роли Анастасии Гусенковой в художественном фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1947)

Борис Андреев 2

Борис Андреев 2

Борис Андреев (слева) в роли Феди Груши и Андрей Петров в роли Васи Тузова в художественном фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949)

В 1945 году Борис Андреев вернулся в Москву и устроился в Государственный театр киноактера. Туда приходили артисты «Мосфильма», временно оставшиеся без работы в кино: сразу после войны государство выделяло мало денег на кинопроизводство. В 1947 году режиссер Иван Пырьев пригласил актера на съемки музыкального фильма «Сказание о земле Сибирской». По сюжету талантливый пианист повредил руку на войне и лишился возможности играть. Тогда музыкант решил изменить жизнь и отправился в Сибирь. Борис Андреев исполнил в картине эпизодическую роль влюбленного шофера Якова Бурмака. В 1948 году творческую группу фильма наградили Сталинской премией первой степени.

В 1949 году Борис Андреев снова снялся у Пырьева: режиссер работал над фильмом «Кубанские казаки». Музыкальную комедию о социалистическом соревновании между колхозами отметил Иосиф Сталин. Посмотрев фильм, он сказал: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством».

Вскоре Бориса Андреева пригласили на главную роль в киноэпопее «Падение Берлина» Михаила Чиаурели. Отказаться от роли он не мог: идея картины принадлежала самому Сталину. История сталевара, которого дважды благодарит за трудовые и военные подвиги лично глава государства, стала третьей по популярности в прокате 1950 года. После выхода фильма съемочную группу наградили Сталинской премией I степени. Киновед Ростислав Юренев вспоминал: «Официальный успех в «Падении Берлина» меня от Андреева оттолкнул, и надолго. Понимаю и понимал, что актер не во всем виноват. Но в помпезном фильме Чиаурели Андрееву довелось олицетворять русский народ». В 1950 году Борису Андрееву присвоили звание народного артиста РСФСР.

Отношение к фильмам изменилось сразу после смерти Сталина. На ХХ съезде КПСС Никита Хрущев назвал фильм «Кубанские казаки» «лакировкой действительности» и постановил снять картину с показа. Ту же судьбу разделила лента «Падение Берлина»: по сюжету Иосиф Сталин единолично командовал советской армией и прибыл в Берлин поздравить бойцов с окончанием войны (чего не было в действительности) — фильм обвинили в мифологизации лидера.

Женитьба на первой встречной: личная жизнь Андреева

Борис Андреев 3

Борис Андреев (слева) в роли Харитона Балуна и Петр Алейников в роли Ивана Курского в художественном фильме Леонида Лукова «Большая жизнь» (1939)

Борис Андреев 3

Борис Андреев 3

Борис Андреев (слева) в роли Федосеенко в художественном фильме Вадима Ильенко и Игоря Болгарина «Над нами Южный Крест» (1965)

Со своей женой Борис Андреев познакомился в троллейбусе, когда актер вместе с другом Петром Алейниковым ехал со студии. Алейников вспоминал: «Я ему в шутку говорю: «Какая дура за тебя пойдет, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!» Тогда Борис Андреев поспорил с другом, что женится на первой девушке, которая войдет на следующей остановке. Ей оказалась студентка Российской академии музыки имени Гнесиных Галина. Актер проводил девушку до дома. Вскоре они поженились. Галина Андреева отказалась от занятий пением и посвятила себя семье.

В 1952 году у пары родился сын Борис. Он стал профессором Московского государственного университета культуры и искусств.

Интересные факты

Борис Андреев - биография, причина смерти актера, фото

1. Борис Андреев вел тетрадь, куда каждый день записывал афоризмы. Актер называл это «афористическим романом». В книге «Вертикаль. Место встречи изменить нельзя» режиссер Станислав Говорухин описал вечер в гостях у Андреева. Актер читал отрывки из своего произведения ему и Владимиру Высоцкому: «Читал он, не педалируя ни одно слово, ровно, даже скучно — словно выполнял неприятную обязанность. <…> Через несколько минут мы уже не смеялись, а только стонали и корчились от душивших нас спазм». Закончить свой «афористический роман» Андреев не успел.

2. В 1940 году Борис Андреев разбил витрину мебельного магазина, чтобы переночевать внутри на выставочной кровати. Он шел с друзьями после ресторана и захотел поспать. Актер Олег Хомяков вспоминал: «До гостиницы еще топать и топать. <…> Вдруг Андреев видит — стоит кровать. Заправлена. На подушках украинская вышивка, на стуле рядом — рушник, тоже расшитый. <…> «Петя, была команда: отбой!» И — к кровати». Однако отдохнуть в магазине удалось недолго: остаток ночи актер провел в отделении милиции.

3. После фильма «Илья Муромец» Борис Андреев дал себе обещание больше никогда не приезжать в Ялту. Во время съемок одного из эпизодов на площадку пришел милиционер. Он немного понаблюдал за процессом и сказал: «Вот ты такой здоровый, Муромца играешь, а на самом деле наверняка слабак. Например, меня побороть не сможешь». Актер предложил померяться силой. Андреев выиграл «поединок»: он схватил милиционера и бросил его в море. Однако на следующий день в местной газете появился фельетон «Распоясавшийся артист». Свое обещание Борис Андреев сдержал.

4. Когда в 1965 году умер актер Петр Алейников, Борис Андреев отдал под погребение свое место на престижном Новодевичьем кладбище. Там хоронили только народных артистов — у Алейникова же звания не было. Тогда Андреев позвонил в Центральный Дом актера и попросил отдать артисту участок земли, зарезервированный для него самого.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий