Федор Шаляпин — биография певца, жизнь и смерть

Видео Все

Федор Шаляпин - биография певца, жизнь и смерть

Фёдор Шаляпин. Жизнь Замечательных Людей.

Федор Шаляпин и Иола Торнаги. Больше, чем любовь

Гении и злодеи. Федор Шаляпин. 2000

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Федор Шаляпин

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ ПЕВЦА ФЕДОРА ШАЛЯПИНА

Театральная карьера Шаляпина пока складывалась непросто. Правда, Федор уже дорос до главного статиста в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали руки и ноги. Он долго объяснял младшим статистам их обязанности, предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.

— Следуйте за мной и делайте все так же, как я, — приказал свите Шаляпин и вышел на сцену.

Но едва он сделал несколько шагов по сцене, как наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул на пол. Сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала. Шаляпин героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой кардинальской мантии, но безуспешно. Он так и прополз на четвереньках через всю сцену. За ним так же на четвереньках проползла и свита. Публика хохотала до колик. Едва Шаляпин приполз за кулисы, как его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав пинка под зад, и вдогонку сказал, чтобы статист больше и близко не смел подходить к театру.

Дебют Шаляпина, как оперного певца, состоялся 18 декабря 1890 года. Он спел партию Стольника в опере Монюшко «Галька» на сцене городского театра в Уфе.

Певец Федор Шаляпин с другом писателем Максимом Горьким Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-fedor-shalyapin.html

Певец Федор Шаляпин с другом писателем Максимом Горьким

«По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой молгиле». Успех окончательно укрепил во мне решение посвятить себя театру».

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Фёдор Шаляпин

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

Фёдор Шаляпин

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Фёдор Шаляпин

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Травля в Советах

В 1922 году Федор Шаляпин с согласия советского правительства вместе семьей выехал на гастроли. Он заверил советских руководителей, что не будет за границей давать журналистам интервью и делать заявлений политического характера. Его гастроли затягивались, и большевистское руководство стало предпринимать попытки по возвращению артиста на родину. Под разными предлогами он отказывался.

Крепостной, белогвардеец, царепоклонник. Популярные мифы о Фёдоре Шаляпине

Первый серьезный конфликт певца с советской властью случился, когда он в Париже, движимый гуманными соображениями, через православного священника оказал материальную помощь бедным русским эмигрантам. Этот поступок в Москве восприняли, как контрреволюционную вылазку, направленную на поддержку Белой эмиграции. В июле 1927 года в главном рупоре ВКП(б) — газете «Правда» — знаменитый журналист Михаил Кольцов написал статью, в которой шельмовал Шаляпина за этот поступок. В частности, он писал: «В советские годы Шаляпин не смог стать тем, чем ему полагалось: просто большим артистом, для которого открыты были все художественные и театральные возможности. Ему, десятипудовой хрипнущей птичке, показалось тошно на русской равнине…». Эта статья появилась не без указания высших партийных инстанций. В различных общественных театральных организациях были инициированы собрания, на которых их участники требовали лишить Шаляпина звания «Народного Артиста СССР».

В 1927 году Совет Народных Комиссаров принимает постановление, в котором Шаляпин «как белогвардеец и контрреволюционер лишается звания Первого Народного Артиста Республики». В это же время ЦИК принимает постановление о признании контрреволюционерами граждан СССР, отказывающихся возвратиться из заграничной командировки. По нему указанные лица подлежали расстрелу на месте. Певец весьма болезненно воспринял травлю. Ни о каком возвращении на родину не могло быть и речи.

Горький в 1928 году.

Его университеты. Как Горький в Казани перепел Шаляпина Подробнее

Из церковного хора к Мариинскому театру

«Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» — говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором. Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Иванович много рисовал, занимался живописью, лепил.

Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку.

Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.

«Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».

И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса. Пел Шаляпин с детства — красивым дискантом. Выходец из крестьянской семьи еще в родной Казани занимался в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке. Постигал сапожное, токарное, столярное, переплетное искусство, но манило его только искусство оперное. Хоть с 14 лет и работал Шаляпин в земской управе Казанского уезда писарем, все свободное время он отдавал театру, выходя на сцену в статистах.

Страсть к музыке повела Федора Шаляпина с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Один из баритонов накануне спектакля заболел, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась хористу Шаляпину. Хоть дебютант и сел мимо стула во время представления, антрепренер Семенов-Самарский был растроган самим исполнением. Появились новые партии и окрепла уверенность в театральном будущем.

«Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого», — говорил впоследствии Федор Иванович.

В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», — говорил Шаляпин. Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского. «Одним великим художником стало больше», — писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов.

Фёдор Шаляпин: робкий великан, ставивший в тупик королей. Галерея 2

Фёдор Шаляпин: робкий великан, ставивший в тупик королей. Галерея 2

Фёдор Шаляпин: робкий великан, ставивший в тупик королей. Галерея 2

Без прикрас

Завершающим аккордом в этом противостоянии явился выход в свет в 1932 году в Париже книги «Маска и душа». В ней певец в жесткой форме высказал свое негативное отношение к идеологии большевизма, к советским вождям и в частности к Сталину. 12 декабря 1932 года в газете «Правда» вышла очередная статья Михаила Кольцова, в которой против певца было выдвинуто обвинение в контрреволюции. Книга «Маска и Душа» в СССР была запрещена и находилась на специальном хранении. Впервые полностью она была напечатана в России только в 90-е годы (хотя отдельные главы публиковались и в 60-е).

Шаляпин нередко говорил, что так и остался крестьянином, и часто, живя в париже, тосковал по самой простой русской пище

«Кулинарная» ностальгия. Почему Шаляпин предпочитал деликатесам щи и воблу Подробнее

Спецоперация

Известно, какими методами Сталин расправлялся со своими врагами. Я уверен, что им было принято решение о физическом устранении Шаляпина. При этом он понимал, что демонстративное убийство политически нецелесообразно. Нужно было сделать так, чтобы смерть певца выглядела как естественная. Для этого при НКВД имелась токсикологическая лаборатория, занимавшаяся разработкой ядов, в том числе и в аэрозольной форме.

«Это было семейной тайной». Что известно о праправнучке Шаляпина из США?

В последние годы жизни Шаляпин проявлял осторожность и подозрительных лиц к себе в квартиру не пускал. Об этом вспоминал и писатель И. Бабель, который по поручению Сталина приезжал к Шаляпину. По-видимому, необходимо было вывезти певца в те места, где его можно было бы ликвидировать. На этом специализировалась группа НКВД «Яша», возглавляемая Яковом Серебрянским – террористом с дореволюционным стажем, и, кстати, куратором токсикологической лаборатории.

В 1935 году певец неожиданно получает предложение об организации гастролей в Китае и Японии. Предложение поступило от импресарио Авсея Строка. А тот в свою очередь выполнил просьбу своего учителя — американского импресарио Юрока. Одно время Юрок работал с Шаляпиным. У него был конфликт с певцом, когда при решении финансовых вопросов, он пытался его шантажировать. Вначале 30-х годов Юрок побывал в Москве и имел встречу со Сталиным, который интересовался у него Шаляпиным. Уверен, Юрок имел беседы не только со Сталиным.

Во время гастролей в Китае неожиданно для Шаляпина ему предложили выступить в Харбине, хотя поездка туда не планировалась. В Харбине певца сопровождал доктор Витензон, которого в газете «Харбинское время» называли бывшим комиссаром в Благовещенске и агентом НКВД. Почему был выбран Харбин? Именно там находилась резидентура НКВД, руководимая Кукиным. Как следует из биографических данных, в 1935-1936 годах в Харбин и Японию со спецзаданием выезжал Яков Серебрянский и Кукин поступил в его распоряжение. Думаю, что именно там врачу Витензону был передан аэрозольный баллон с отравляющим веществом.

Шаляпин у отчего дома в Казани, 1905 год.

От статиста до звезды. Жизнь Федора Шаляпина в вещах и фотографиях Подробнее

Как утверждал аккомпаниатор Шаляпина Жорж де Годзинский, перед одним из концертов Витензон осмотрел горло певца, нашел его вполне удовлетворительным, «однако побрызгал ментолом». Характерно, что в своих воспоминаниях Годзинский особый акцент сделал на этом факте. Уверен неспроста. Скорее всего он подозревал, что Шаляпина отравили. Годзинский утверждал, что дальнейшие гастроли певца прошли на фоне ухудшающего состояния здоровья. При этом описываемые им симптомы характерны для болезни, вызванной радиоактивным заражением.

В медицинской литературе острый миелобластный лейкоз развивается, когда возникает дефект ДНК в незрелых клетках костного мозга. Точная причина ОМЛ неизвестна, но есть основания связывать с заболеванием с воздействием радиации и отравлением бензолом.

Рожденный быть звездой. Взлеты и падения Федора Шаляпина

Необычная шишка на лбу тоже получила объяснение. За зеленоватый цвет, вызванный повышенной активностью лейкоцитарного фермента специалисты назвали эту опухоль хлоромой (от греческого chloros — «зеленый»). Она образуется при скоплении под кожей патологически измененных клеток крови. Хлорома служит первым признаком лейкоза. В мае 1937 года Шаляпин вернулся с гастролей больным и с шишкой на лбу. Ему сделали переливание крови, но 12 апреля 1938 года он скончался.

Перед уходом из жизни певец впал в забытье и настойчиво требовал: «Давайте мне воды! Горло совсем сухое. Надо выпить воды. Ведь публика ждет. Надо петь. Публику нельзя обманывать! Они же заплатили…» Много лет спустя доктор Жандрон признался: «Никогда… я не видел более прекрасной смерти».

Ps. После возвращения из дальневосточной командировки Яков Серебрянский «За беспощадную борьбу с контрреволюцией», был награжден орденом. Что характерно: о многих его подвигах написано немало, то об этой «борьбе» — ни слова.

Смерть

В последнее турне по странам Дальнего Востока Шаляпин отправился в середине 30-х годов. Он дает свыше 50 сольных концертов в городах Китая и Японии. После этого, вернувшись в Париж, артист почувствовал себя нехорошо.

В 1937 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови: Шаляпину остается год жизни.

Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. Долгое время его прах был захоронен на французской земле, и только в 1984 году по ходатайству сына Шаляпина его останки перенесли в могилу на Новодевичьем кладбище Москвы.

Могила Федора ШаляпинаМогила Федора Шаляпина

Правда, многие историки считают кончину Федора Шаляпина довольно странной. Да и доктора в один голос твердили, что лейкемия с таким богатырским телосложением и в таком возрасте встречается крайне редко. Также существуют свидетельства, что после гастролей по Дальнему Востоку оперный певец в Париж вернулся в болезненном состоянии и со странным «украшением» на лбу – шишкой зеленоватого цвета. Доктора утверждают, что подобные новообразования возникают при отравлении радиоактивным изотопом или фенолом. Вопросом, что же случилось с Шаляпиным на гастролях, и задался краевед из Казани Ровель Кашапов.

Мужчина считает, что Шаляпина «убрала» советская власть как неугодного. В свое время он отказался вернуться на родину, плюс ко всему, через православного священника оказывал материальную помощь бедным русским эмигрантам. В Москве его поступок назвали контрреволюционным, направленным на поддержку Белой эмиграции. После такого обвинения о возвращении уже не шло и речи.

Федор ШаляпинФедор Шаляпин

Вскоре певец вступил с властью в конфликт. Его книга «История моей жизни» была напечатана иностранными издательствами, а разрешение на печать они получили у советской организации «Международная книга». Шаляпина возмутило столь бесцеремонное распоряжение авторскими правами, и он подал в суд, который обязал СССР выплатить ему денежную компенсацию. Разумеется, в Москве это расценили как враждебные действия певца против советского государства.

А в 1932 году он написал книгу «Маска и душа» и издал ее в Париже. В ней Федор Иванович в жесткой форме высказался по отношению к идеологии большевизма, к советской власти и в частности к Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Певец Федор ШаляпинАртист и певец Федор Шаляпин

В последние годы жизни Шаляпин проявлял максимальную осторожность и подозрительных лиц к себе в квартиру не пускал. Но в 1935 году певец получил предложение об организации гастрольного тура в Японии и Китае. А во время гастролей в Китае неожиданно для Федора Ивановича ему предлагают дать концерт в Харбине, хотя изначально выступление там не планировалось. Краевед Ровель Кашапов уверен, что как раз там доктору Витензону, сопровождавшему Шаляпина в этом туре, был вручен аэрозольный баллон с отравляющим веществом.

Аккомпаниатор Федора Ивановича, Жорж де Годзинский, в своих воспоминаниях утверждает, что перед выступлением Витензон осмотрел горло певца и, несмотря на то, что нашел его вполне удовлетворительным, «побрызгал ментолом». Годзинский рассказывал, что дальнейшие гастроли проходила на фоне ухудшающегося здоровья Шаляпина.

Константин Коровин. Портрет Федора ШаляпинаКонстантин Коровин. Портрет Федора Шаляпина

В феврале 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского оперного певца. В доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, где жил Федор Иванович с семьей с 1910 года, почитатели творчества широко отметили его юбилей.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий