Георгий Бурков — биография, причина смерти актера, фото

Видео Все

Другая жизнь Георгия Буркова

Георгий Бурков - биография, причина смерти актера, фото

Георгий Бурков и Татьяна Ухарова. Больше, чем любовь

Георгий Бурков - биография, причина смерти актера, фото

«Георгий Бурков. Ироничный Дон Кихот». Документальный фильм

«Хроники сердца»

Георгий Бурков - биография, причина смерти актера, фото

Георгий Бурков не оставил после себя мемуаров, хотя всю жизнь он что-то писал, вел дневники. «Хроники сердца» — так он хотел их назвать, если бы решился издать. Незадолго до смерти он писал: «Иногда меня посещает беспричинный страх. Я думаю: а что, если я внезапно умру и не успею сделать запись о самом главном?! У меня нет уверенности, что после моей смерти записи попадут в чистые и бескорыстные руки. И все-таки я не снимаю с себя обязанности записать свои чувства, с которыми теперь уж не расстаюсь никогда. Они устойчиво поселились во мне, стали частью моего организма».

Записи все же попали в хорошие руки: его вдова Татьяна спустя несколько лет после смерти мужа подготовила к печати эти дневники, полные воспоминаний, надежд, размышлений о себе, своем месте в театре, жизни, глубоких мыслей об искусстве и нравственности.

Детство и юность актёра

Детство и юность актёра прошли как у самого обычного человека. Бурков был простым дворовым мальчуганом: играл с друзьями во дворе в футбол, бегал в догонялки и очень любил читать. В 6 лет маленького Жору положили в больницу, врачи подозревали, что у парнишки брюшной тиф. Специалисты сильно настаивали на проведении операции, и родители актёра ответили положительно. Однако что-то пошло не по сценарию и операция не принесла положительных результатов.

Мальчик стал переносить операции всё чаще. Он был под наблюдением лучших врачей города Пермь. Однако всё было нерезультативным. Ребёнка поместили в палату, которую за глаза прозвали «для смертников». Медики уже не давали родителям Буркова ни малейшей надежды на выздоровление Жоры. Родители решили забрать мальчика из больницы домой. Мать приглашала для терапии Жоры знахарок. Целительные травки и любовь родителей эффективно подействовали на мальчишку, и он быстро пошёл на поправку.

Бурков отлично учился в школе, много читал. Нравился Буркову и театр, куда они частенько заглядывали с матерью. Школьные годы закончились, а юноша никак не мог определиться, с чем он хочет связать своё будущее – пойти учиться на серьёзную профессию либо отдать свою жизнь искусству.

В 1952 году Георгий Бурков поступил на юрфак госуниверситета Перми. Но и увлечение театром не давало ему покоя. Юноша стал ходить в вечернюю студию при местном драмтеатре.

Через пару лет Бурков окончательно решил, что свяжет жизнь только с театром, поэтому он бросил юрфак и начал активно искать работу актёра. Практически сразу его взяли в театр в Березниках. С этой небольшой сцены началась карьера Георгия Буркова. Чуть позже артист перешёл в Кемеровский областной театр, дальше был Пермский.

Самые интересные события биографии Георгия Буркова

Профессиональный непрофессиональный актер

Георгий Бурков - биография, причина смерти актера, фото

О своем детстве Бурков пишет не так много. Родился он в Перми в 1933 году. В возрасте шести лет заболел брюшным тифом, что привело к заражению крови. Шесть операций не помогли, и доктора махнули на него рукой. Тогда мать забрала его домой и выходила, как писал Бурков, травами и любовью.

Образование Бурков получил там же, в Перми. Мечтая о фундаментальных знаниях, он поступил на юридический факультет. Одновременно занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре. Через пару лет он бросил институт и с головой ушел в театр. Несколько лет он играл на провинциальных сценах — в Березниках, в Перми, в Кемерове. О том, что не получил театрального образования, Бурков не жалел. Как он позднее писал: «Поймал себя на неприятной мысли о моем постепенном превращении в профессионального актера. Для других это привычная и нестрашная фраза — «профессиональный актер». Для меня эта фраза — приближение смерти, трупный запах. <…> Главным в его творчестве должна быть его жизнь, его творческое поведение, а не мастерство (понимаю этот термин как ловкость, умение пользоваться приемами театра, слова и пр.). Вот поэтому непрофессиональность — это главное в искусстве. Вот поэтому Габен и Смоктуновский, Щукин и Моисси и другие актеры гениальны и неповторимы».

Работа в театре

До 1965 года Бурков трудился в местных театрах, пока однажды к ним на спектакль не заехал известный театральный критик из Москвы. Он был восхищен игрой Георгия. По приезде в столицу критик посоветовал Борису Львову-Анохину обратить внимания на провинциального талантливого артиста. Знаменитый театральный режиссёр пригласил Буркова в столицу на просмотр. Георгий поразил руководство своим талантом и буквально сразу был включён в труппу.

У Буркова с детства были нарушения в речи. Он разговаривал невнятно и очень своеобразно. Не все понимали, что хотел сказать артист. Этот дефект всегда мучал актёра и он постоянно трудился над коррекцией своего говора.

После переезда в столицу в разное время актёр успел поработать в таких театрах, как «Современник», «МХАТ им. Горького», «Театр им. Пушкина». С 1988 года Георгий Иванович стал руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Самая яркая роль Буркова на театральных подмостках была в спектакле «Анна» в 1966 году.

Самые интересные события биографии Георгия Буркова

«Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным»

В Москву Буркова пригласил главный режиссер Театра имени Станиславского Борис Львов-Анохин. Ему рекомендовали актера знакомые критики, и он решил познакомиться с ним. Для показа столичному режиссеру Бурков выбрал роль Поприщина из «Записок сумасшедшего» Гоголя. После просмотра Львов-Анохин поинтересовался театральным образованием актера. Бурков запросто ответил: «Никакого. А разве по игре этого не видно?» Бурков был принят в труппу, получил роль в новой постановке. Накануне своей премьеры Бурков загулял со старым кемеровским приятелем, из-за чего спектакль отменили. Только личное заступничество режиссера позволило Буркову остаться в театре.

Бурков комедии

Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или C легким паром!»

Бурков комедии

Кадр из к/ф «Гараж»

«В работе актера значительно труднее добиваться утверждения своей творческой темы. Ведь не всегда играешь те роли, на материале которых можно изложить свои мысли и идеи. Но и в искусстве актера возможно создавать на любом материале свою тему. Для этого нужно остроумие». Буркову действительно давали не те роли, о которых он мечтал. Позже, работая в «Современнике», он сетовал: «Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным. Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность, и я стану рядовым комиком. Если «Вишневый сад», то я обязательно Яша, если «Мольер» — то Бутон и т. д.».

В кино ситуация была не лучше. Больших ролей Буркову не предлагали, хотя диапазон его актерских работ был довольно широк — от комедийных и характерных персонажей в картинах Рязанова («Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Гараж») до драматических ролей в фильмах «Они сражались за Родину» и «Подранки». Но для Буркова все это было не то: «В театре пора играть Дон Кихота, Гамлета, Федю Протасова, Галли, Тимона, Левшу, Ван Гога. В кино давно пора писать на меня сценарии. Пришла зрелость, и молодость не ушла еще. Могу всё! Хочу писать, ставить спектакли, играть роли. Всё! Но в театре всё рушится. В кино не находится режиссер, который бы поверил в меня и увидел бы меня».

Об искусстве

«Современный театр: люди ущербные хотят воспитать всех остальных на своей ущербности и сделать такими же ущербными. Кроме одного-единственного штампа ничего нет! И на всех ответственных постах в театре должны быть люди ущербные. Это закон. Искусство — это гладиаторская арена, на которую выходит художник, чтобы схватиться с так называемой Действительностью. Исход поединка предрешен: гибнет всегда художник. Зрители бурно приветствуют победителя — Действительность».

  • Анна Чиповская: «Я не думаю, что бывают идеальные зрители»
  • «Театр — это движение. И жизнь человека должна быть движением»
  • «Каждый артист думает, что у него никакой звездной болезни нет»

«Я встретил Человека»

В Буркова поверил Василий Шукшин, его единственный настоящий друг. Бурков снялся в шукшинских «Печках-лавочках» и «Калине красной», они вместе играли в картине «Они сражались за Родину» Бондарчука. Как вспоминает жена: «Трудно описать, что их связывало. Это как любовь, как выстрел. Однажды он пришел и сказал: «Я встретил Человека». Знакомых было много, но соратников по духу не было. Они могли молчать вдвоем, один начинал фразу, а другой уже заканчивал. Шукшин удивительно чутко воспринимал Жору. Он его понял — первый и единственный. Они вместе вынашивали идеи создания нового театра». Этот замысел Бурков воплотил уже самостоятельно, после смерти друга, основав Центр культуры имени Шукшина.

Бурков 2

Кадр из к/ф «Печки-лавочки»

Бурков 2

Кадр из к/ф «Они сражались за Родину»

Тогда же Бурков попробовал себя и в режиссуре — поставил в Московском областном театре спектакль «В стране лилипутов» по Джонатану Свифту, снял фильм «Байка», где сам сыграл главную роль. Фильм получился очень добрый, как его и задумывали, но в кинотеатрах он прошел незаметно.

В конце жизни главную роль ему предложил и Рязанов. Сценарий он прочел, когда уже лежал в больнице. Но эту роль он так и не сыграл — потом ее исполнил Валентин Гафт: предводителя нищих бомжей в «Небесах обетованных».

«Я артист. Я сжег себя. Почему об этом никто не должен знать? Я сжег себя — по призванию — ради людей. Болит сердце. И ничего-то поделать с собой не могу…»

Краткая биография

Дата рождения Георгия Ивановича – 31 мая 1933 г. Будущий актёр появился на свет в провинциальной уральской Перми.

Детство

Рисунок 2. Георгий с родителями

Он вырос в обычной семье, где отец трудился на заводе, мать занималась воспитанием ребёнка. Безоблачное детство Жоры закончилось в шестилетнем возрасте, когда у него был обнаружен тиф. Первая проведённая операция не помогла, понадобилась ещё одна.

Вторая тоже не принесла желаемого результата, за ней последовала третья, четвёртая. Всего ребёнок перенёс 6 операций, когда его перевели в отделение, которое сегодня называется паллиативное, родители забирают его домой.

Отчаявшись, они обращаются к бабушкам-знахаркам, лечащим больных травами и заговорами. Здесь происходит чудо, Георгий поправляется и вскоре вместе с ровесниками идёт в школу.

После окончания школы юноша находится на перепутье: получить высшее юридическое образование в юридическом или отдать предпочтение творческой профессии. В результате выбирает юриспруденцию, но, находясь на втором курсе, начинает дополнительно заниматься в вечерней школе Пермского Драматического театра.

Работа в театре

Рисунок 3. Одна из первых ролей в театре

В процессе обучения Бурков понимает, что театр – это его призвание. Предпринятые попытки найти работу заканчиваются успехом, Георгий попадает в штат театра города Березники.

В период с 1958 по 1965 гг. трудится на сценах нескольких уральских учреждений, периодически попадая в поле зрения столичных театралов. Так, в 1965 г. получает приглашение от московского режиссёра Львова-Анохина и приезжает в столичный театр имени Станиславского.

За более чем 30 лет театральной биографии меняет несколько московских театров и в 1988 г. назначается на пост художественного руководителя Центра культуры имени Шукшина.

С Василием Шукшиным Буркова связывали крепкие дружеские отношения. Они вместе снимались в картине «Они сражались за родину», во время которой Василий Макарович умер. Бурков был последним, кто видел Шукшина живым.

Согласно информации, предоставленной Википедией, Георгий Бурков принимал участие в постановках 19-ти спектаклей. На самом деле их было гораздо больше.

Таблица 1. Избранное театральное творчество
Наименование постановки Автор произведения Персонаж Год премьеры
Анна М. Ганина Рябой 1966
Маленький принц Сент-Экзюпери Лис 1967
Волки и овцы А. Н. Островский Аполлон Мурзавецкий 1975
Волоколамское шоссе Нет данных Генерал Панфилов 1981
Господа Головлёвы М. Е. Салтыков-Щедрин Степан Головлёв 1984

Несмотря на то, что Георгий Бурков обладал своеобразным дефектом речи, его целеустремлённость и талант позволили сделать блистательную карьеру не только артиста, но и режиссёра.

Фильмография Георгия Буркова

Рисунок 4. «Ирония судьбы, или С лёгким паром»

Первая проба в кино состоялась в 1966 году. Бурков исполняет роль в фильме «Хмырь», снятом по рассказу его друга В. М. Шукшина. Уже через год получает первую значительную роль в картине «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова – играет алкоголика Петю.

Карьера в кинематографе оказалась успешной. Его персонажи не были главными героями, но все роли Бурков сыграл с высокой самоотдачей, поэтому они запомнились зрителям.

Фраза алкоголика Пети из «Зигзага удачи», обладавшего феноменальными склонностями к вычислению, стала знаменитой: «На эти деньги можно купить 3 484 пол-литры и остаётся еще 92 копейки на закусь».

Всего в фильмографии Буркова насчитывается более 75 картин, в которых он предстаёт актёром, никогда не зацикливающимся на одном амплуа.

Таблица 2. Избранная фильмография Г. И. Буркова
Название картины Жанр Персонаж
Старики-разбойники Трагикомедия Ф. Ф. Федяев
Калина красная Драма Губошлёп
Они сражались за Родину Военная драма Саша Копытовский
Ирония судьбы, или С лёгким паром! Комедия Миша
Служебный роман Лирическая комедия Завхоз
Гараж Сатирическая трагикомедия Фетисов
Старый Новый год Сатирическая комедия Тесть
Гостья из будущего Приключенческий, научно-фантастический фильм Врач
Борис Годунов Историческая драма Варлаам
Убийство свидетеля Детектив Крайников

Одновременно с работой в театре и кино актёр занимается озвучкой мультфильмов. Его голосом с оригинальным произношением говорят следующие мультипликационные герои:

  • Бегемот Шоколад в приключениях поросёнка Фунтика;
  • Продавец в мультфильме про Чебурашку;
  • Медвежонок, подаривший своим друзьям Ёжику и Зайчонку вымышленную страну Тилимилитрямдию («Трям! Здравствуйте!»).

Еще он озвучивал фильмы, участвовал в телеспектаклях и стал автором сценария документальной ленты о Шукшине.

Личная жизнь

Рисунок 5. Бурков с женой и дочкой

В отличие от большинства коллег по цеху, Георгий Иванович считался однолюбом. В 1965 г. женился на Татьяне Ухаровой (он был выше нее почти на две головы, что хорошо заметно на фото), в следующем году у пары родилась дочь Мария. Мужчина обожал свою семью и был для них оплотом и защитой. Повзрослев, дочка пошла по стопам родителей, получила театральное образование и является актрисой театра и кино.

Василий Шукшин называл Жору «чудиком», непонятно как «зацепившимся» за театральную сцену. В юности Георгий не планировал стать актёром, и, даже попробовав себя в нескольких работах, был уверен, что надолго не задержится в профессии. Эти сведения можно найти в дневнике артиста, опубликованном после смерти женой и дочкой. В детстве он намеревался стать писателем…

Театр

Там, в Кемерово, Георгия и увидела известная московская театральная журналистка, а вернувшись в Москву, рассказала о самобытном актере своему знакомому — главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот проявил интерес и предложил Буркову приехать на прослушивание в Минск, где в то время гастролировал московский театр. Бурков приехал. В дневнике запись: «Я, как всегда, начинаю сдаваться. С Москвой ничего не вышло. Львов-Анохин молчит…»

Но худрук Театра имени Станиславского не забыл о самобытном актере. Пригласил в Москву на худсовет театра. После того как Бурков сыграл Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», его спросили:

— А какое у вас образование?

— Никакого. А разве по игре этого не видно?

На сцене театра

Восприняли как юмор. Тоже оценили. И 32-летнего артиста приняли в столичный театр, поселили в общежитии, дали роль в готовящейся постановке. И наступил день премьеры. После того как худсовет театра одобрил Жору, встал вопрос: а на какую ставку? Места все заняты, а на договор театр не мог принимать никого. И тогда Львов-Анохин сказал: «Ладно, пока я сам буду тебе платить, из своих…»

И платил из своего кармана, пока Георгий не был принят в штат.

Личная жизнь

В феврале 1965 года у доски объявлений стоял худой, сутулый, странный человек в очках, красном свитере с белыми крапинками (мухомор) и суконных брюках, — так описывает первую встречу с Георгием Татьяна Сергеевна. -Он совершенно не был похож на артиста. Я готовилась увидеть такого «картавого монстра из провинции, а увидела интеллигента, похожего на библиотекаря.

«Я — Бурков. Мы завтра вместе вызываемся на репетицию». Он смотрел на меня и хитровато улыбался. Позже мы играли вместе. Жора — Лис, я — Принц. Он пошел проводить меня до автобуса. Но я не уехала, мы не расстались до позднего вечера, говорили о «Маленьком принце»… Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице…»

С тех пор началась наша личная жизнь, больше они уже не расставались. А вскоре сыграли свадьбу. Георгий тогда снимал комнату в полуразвалившемся общежитии на Бауманской. Не лучше обстояло дело с жильем и у Татьяны, да и родители ее были против вселения нового жильца. В театре Бурков работал на разовых выходах, получал 1 рубль 50 копеек за спектакль, а играл только солдата в «Ученике дьявола».

Бурков с семьей

Когда не было пятаков на метро, ходили пешком. Вечером ели суп «из пакетика». Из общежития, которое было предоставлено Жоре, семейную пару «попросили». «Я была уже беременна, — вспоминает Татьяна. — Начались странствия по знакомым. Я взяла в реквизите матрас с кроватки из «Сейлемских ведьм», и мы с ним ездили…

Георгий Бурков с Татьяной Ухаровой в молодости

Поворотным моментом в судьбе актера стала роль Рябого из пьесы Майи Ганиной «Анна». Буркова заметили критики, отмечали комическое дарование, восторгались, Львов-Анохин же считал, что возможности Буркова этим не ограничиваются.

К сожалению, режиссер вскоре был вынужден покинуть театр. С его уходом в конце 60-х труппу начало трясти, пошла чехарда «главных», спектакли спускались театру сверху». «Помню, как сидели в оркестровой яме не самые последние артисты, изображая массовку, среди них был и Георгий. А он к этому времени стал уже очень популярен, и кроме как унижением это нельзя было назвать».

Фильмография

Фильмография у Буркова богатая. Дебютом в кино для Георгия Ивановича стала лента «Зося», которая была снята в 1966 году. Роль актёру досталась небольшая, эпизодическая. После этого Бурков сыграл главного героя в картине «Хмырь», которая была снята по рассказу Василия Шукшина.

Заметную роль Бурков получил в 1967 году, он сыграл алкоголика Петю в комедийном кино Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Режиссёр оценил талант актёра и вскоре пригласил Георгия на съёмки известных кинолент «Гараж» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

Далее последовало участие в таких работах как «Каратель», «Освобождение» и «Наши знакомые». В 1970-м году Бурков снялся в фильме «Случай с Полыниным» вместе с Вертинской, Ефремовым, Табаковым и Мордюковой.

Актёр принял участие в 1971 году в съёмках киноленты «Егор Булычев и другие», в которой прослеживается установление советской власти в маленьких русских городах. В этой картине актёр сыграл Алексея Достигаева.

Рязанов снова пригласил Буркова на съёмки комедии «Старики-разбойники» в этом же году . Актёру досталась роль милиционера Федяева. Одна фраза из картины стала впоследствии крылатой. После того как картина вышла на большие экраны, фраза «ерунда, бандитская пуля» навсегда засела в головах любителей советского кино.

Следующей картиной Буркова стала роль работника органов капитана Галушко.

Георгий Иванович был близким другом Шукшина. Последний часто приглашал Буркова в свои картины. Так актёр участвовал в съёмках таких картин Василия Макаровича, как «Печки-лавочки», «Беда», «Подранки» и «Калина красная». После выхода картин на широкие экраны, они быстро вошли в число любимых фильмов зрителей.

Бурков продолжает активно сниматься, он становится желанным гостем на многих съёмочных площадках. Практически все фильмы с актёром автоматически становились успешными и известными.

В середине 1970-х Буркова пригласили на роль первого плана в фильм «Они сражались за Родину». Рядовой Копытовский у актёра получился живой и естественный. Сергей Бондарчук был восхищен актёрской игрой Георгия Ивановича.

Спустя год, в 1976 году Георгию Буркову снова улыбнулась удача, его сняли в «Кадкина всякий знает» в главной роли. По сюжету герой артиста пришёл с фронта с маленьким ребёнком, которого он увидел и взял его с собой по дороге домой.

В 1977 году вышла кинолента «Хождение по мукам», где Бурков сыграл Сапожкова. Вместе с Георгием Ивановичем в ленте участвовали такие именитые артисты как Алфёрова, Пенкина, Соломин и Козаков.

Конец 1970-х стал очень плодотворным у актёра. Фильмы с участием Георгия Ивановича выходили один за одним. Самым успешным проектом стала кинолента «Так начиналась легенда», в которой Бурков сыграл отца легенды – первого космонавта Юрия Гагарина.

В 1980-е годы Буркова заваливали предложениями о съёмках. Самые известные работы тех лет – «Зимний вечер в Гаграх» и «Гостья из будущего». Последней работой в фильмографии актёра числится лента «Убийство свидетеля», вышедшая на экраны в 1990 году. Бурков сыграл главаря преступной банды Крайникова.

Творческий путь Георгия Ивановича оказался весьма продуктивным. В копилке актёра 80 кинокартин. Георгию Буркову одинаково хорошо удавались как комедийные и детективные роли, так и драматические персонажи.

Самые интересные события биографии Георгия Буркова


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий