Григорий Александров — биография режиссера и личная жизнь

Видео Все

Григорий Александров - биография режиссера и личная жизнь

Григорий Александров. Легенды мирового кино

Григорий Александров - биография режиссера и личная жизнь

Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь

Григорий Александров - биография режиссера и личная жизнь

Почему режиссер Григорий Александров женился на жене своего сына

«Какая женщина! Убиться можно!»: режиссер и его муза

Отношения с Любовью Орловой вообще называют одними из главных в жизни режиссера. Ради нее он ушел из семьи. Молодая актриса работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Александров, к тому времени уже известный режиссер, собирался снимать «Веселых ребят». Он размышлял над тем, кому отдать роль главной героини Анюты, и ему предложили сходить в театр на оперетту Оффенбаха «Перикола», где играла Орлова.

Агент влияния Орлова. Легенды и мифы первого секс-символа СССР

Он влюбился в нее с первого взгляда, и после спектакля побежал за кулисы пригласить актрису на банкет в Большой театр. После они гуляли всю ночь напролет, и Александров уговорил Орлову сняться в его фильме. На съемки в Гагры они поехали вместе, а вскоре официально зарегистрировали свои отношения. У Александрова на момент их встречи были жена и сын. У Орловой брак тоже не стал первым — ее мужа, работника Наркозема Андрея Берзина сослали в Сибирь. Был у нее и гражданский муж — австрийский инженер, в ту пору работавший в России. Он поощрял актерскую карьеру Орловой, даже одобрил ее желание поехать на съемки «Веселых ребят». Приехав поддержать актрису в Гаграх, он сразу почувствовал, что между ней и режиссером есть чувства. Уехал он тихо, и больше в жизни Орловой не появлялся.

Фильм имел необыкновенный успех, и союз Александрова и Орловой стал еще прочнее. Совместные работы пары в последующих фильмах «Цирк» и «Волга-Волга» закрепили за Орловой статус народной любимицы, а за Александровым — мастера музыкально комедии и «объекта гордости» Сталина. Последний настолько обожал творения режиссера, что очень обиделся на Риббентропа (министра иностранных дел Германии) за то, что тот не стал смотреть его любимую «Волгу-Волгу».

Александров пережил свою жену на восемь с половиной лет. «Мы прожили с Любочкой 42 года. Это было сорок два года счастья» — сказал он после смерти Орловой на одном из концертов.

Григорий Александров и Любовь Орлова.

Григорий Александров и Любовь Орлова. Фото: РИА Новости

Главные киноработы

Самые знаменитые в народе картины Александрова — «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» — снимались режиссером с подачи Иосифа Виссарионовича. Предполагалось заложить в эти картины советско-пропагандистский посыл, и первая по счету работа «Веселые ребята» вызвала шквал зрительского недовольства и даже была запрещена Наркоматом просвещения РСФСР за недостаток «революционного» пафоса. Однако «главному зрителю» картина понравилась, и после одобрения ее Сталиным режиссер прослыл «неприкасаемым». Фильм произвел фурор и за рубежом. Под названием «Москва смеется» он был удостоен не только приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году, но и похвалы самого Чарли Чаплина. «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа» — отозвался Чаплин об этом фильме. В финальных титрах режиссер решил шутки ради перечислить как «не участвующих в фильме» Гарольда Ллойда, Бастера Китона и Чарли Чаплина.

«Весна». История одного фильма

1936 год для Александрова стал годом «Цирка». В основу картины лег сценарий Ильфа, Петрова и Катаева (советский драматург и поэт), а в финале прозвучала «Песня о Родине», ставшая общенародным шлягером на многие года вперед. Фильм стал кинолегендой, цитаты из фильма стали крылатыми, вспомним хотя бы некоторые:

«Спят медведи и слоны, Дяди спят и тёти. Все вокруг спать должны… Но не на работе!»

или

«— Что она там поёт?

— Поёт, что на Луне хорошо.

— С такой зарплатой везде хорошо!».

Музыкальная «Волга-Волга» вышла в 1938 году и сразу же возымела оглушительный успех. Этоа эпическая картина (работа над фильмом велась с перерывами в течение четырех лет) символично отражала достижения Советского Союза и очень полюбилась Сталину. Фильм был удостоен высшей премии на Международной выставке в Париже в 1937 году. Интересно, что над фильмом работал сценарист Николай Эрдман, вернувшийся из политической ссылки, а оператора, снявшего большую часть фильма, арестовали по обвинению в шпионаже и расстреляли еще до окончания съемок.

Детство и юность

Григорий Мормоненко (настоящая фамилия режиссера) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Сведения о семье будущего актера и режиссера разнятся. Есть версия, что отец Григория работал разнорабочим, другие источники утверждают, что Александров – сын владельца гостиницы и вырос в роскоши.

Григорий Александров в молодостиГригорий Александров в молодости

Доподлинно известно, что к работе в театре Григорий приступил в 12 лет. Начав карьеру в оперном театре на должности разнорабочего, Александров добрался по карьерной лестнице до должности помощника режиссера. Параллельно с изнуряющей службой юноша окончил музыкальную школу и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.

Актерская биография

Здесь Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Сергей был на несколько лет старше Григория и казался ему мудрым наставником. Именно в его постановках Григорий впервые вышел на сцену: начинал он как актер. С 1924 года снимался в первых киноработах Эйзенштейна.

В 1927-м, когда должна была состояться премьера кинофильма «Октябрь», где соавтором был Григорий Александров, в монтажной раздался телефонный звонок. На том конце провода сообщили: «Ждите, едет товарищ Сталин!» Новость шокировала всех, а Эйзенштейн предпочел поскорее ретировался.

В роли офицера в картине Эйзенштейна

Александрову пришлось принимать высокопоставленного гостя в одиночку. Он продемонстрировал тому несколько отрывков из фильма, после чего Иосиф Виссарионович заявил: «Фильм с Троцким показывать нельзя!» Неодобренные кадры тут же были вырезаны из кинопленки.

На фото: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней,и кинооператор Тиссэ

Режиссера Сталин запомнил. Через два года благодаря его протекции Эйзенштейну и Александрову дали добро на рабочую поездку по Европе и Америке. Цель ее звучала следующим образом: обучение созданию звукового кино. В поездке коллеги еще больше сблизились. Поползли слухи: между ними явно нечто большее, чем творческий союз. Ни тот, ни другой никогда не комментировали эту тему.

Режиссер

На родину Александров вернулся новым человеком. Он осознал: быть в кадре -это не для него, куда интереснее создавать фильмы. Будучи неглупым человеком, Григорий понимал: успех в кинопрофессии возможен, если дружить с «правильными» людьми. И когда к нему по старой памяти обратился сам товарищ Сталин, режиссер ему не отказал. В 1932 году он снял для вождя киноработу «Интернационал», прославляющую саму фигуру Иосифа Виссарионовича и его политику в частности. Сталину картина понравилась.

В том же году Григорий Александров взялся за съемки «Веселых ребят». Это должна была быть музыкальная комедия, которая продемонстрировала бы все, чему он научился в Голливуде. В ней планировались сложные трюки, элементы мюзик-холла и оперетты. Все задуманное получилось — по крайней мере, так казалось самому Григорию, — однако кино запретили за неимением революционных идей.

Эпизод из картины

Зритель смог увидеть картину только после того, как Максим Горький обратился к членам Политбюро с просьбой хотя бы одним глазком взглянуть на работу. Информация дошла до Сталина. После просмотра он оценил «Веселых ребят»: «Хорошая картина! Я как будто месяц в отпуске побывал!» После столь высокой оценки Александрова больше не трогали.

На съемках «Веселых ребят» Григорий Васильевич встретил и свою будущую жену (вторую по счету) — актрису Любовь Орлову. Впоследствии он называл ее главной любовью своей жизни.

Александров и Орлова

За «Веселых ребят» Александров в 1934 году получил приз Венецианского кинофестиваля. Награда величайшая! Фильм поддержали зрители, творчеству режиссера симпатизировал сам Сталин — твори не хочу! И Григорий взялся за дело. Через два года он выпустил киноленту «Цирк». Только слепой не разглядел в ней неприкрытую идеологию: режиссер поставил цель представить советский образ жизни в самом выгодном свете. В 1938 году на экраны вышла «Волга, Волга», в 1940-м — «Светлый путь», а в 1947-м — музыкальная комедия «Весна». И каждый фильм имел успех!

Работы Александрова стали образцами для подражания: легкая вдохновляющая музыка, добрый юмор, простые герои. Но несмотря на зрительскую любовь в кулуарах поговаривали: Григорий Александров творит, пока у него есть покровители. И действительно, когда главный из них в марте 1953 года отправился в мир иной, для режиссера начались не лучшие времена. Несколько лет после смерти вождя он ничего не снимал. А когда решился представить публике свою новую работу — картину «Русский сувенир» (1960 г.), общественность взбунтовалась: «Позор! Халтура!» Впав в уныние и депрессию, Александров взял таймаут на неопределенный срок.

Последние годы

Свою последнюю режиссерскую работу в своей биографии — фильм «Скворец и лира» — Григорий Васильевич завершил в 1974 году. Но на экраны ее так и не выпустили. Следом за творческой неудачей посыпались личные. Через несколько лет стало известно о страшном диагнозе любимой жены: рак. После ухода супруги Александров стал готовить документальный фильм о ней, но его показали уже после смерти самого режиссера.

С сыном Дугласом и внуком Гришей на даче

Вслед за супругой покинул этот мир и его сын от первого брака — Дуглас. Инфаркт. Григорий Васильевич в буквальном смысле обезумел от горя. Обращался к невестке Галине с одним только вопросом: «Где Дуглас?» Та отвечала: «За хлебом пошел», и только тогда Александров успокаивался.

Позже, неожиданно для всех, он оформил брак с вдовой сына. Сама Галина, несмотря на обвинения в меркантильности и расчете, объясняла это тем, что ухаживает за пожилым свекром. Впрочем, у самого Александрова были на этот счет свои мотивы. Режиссер боялся, что все нажитое непосильным трудом — его архив, бумаги, книги, — перейдет в руки непутевого внука Григория-младшего. Не лучше ли все сразу переписать на Галину, человека куда более надежного?

Фильмы

Переезд в Москву состоялся благодаря актерам художественного театра, приехавшим в Екатеринбург на гастроли. Александров настолько был впечатлен работой коллег, что отправился в столицу повышать квалификацию.

В 1921 году Григория принимают в Первый рабочий театр. В новом коллективе молодой человек знакомится с Сергеем Эйзенштейном – режиссером, которому Александров поможет в создании театральных спектаклей и фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».

Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»

Григорий, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, отправляется в Голливуд. Официальной причиной командировки значилось продвижение советского кинематографа, но Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел Чарли Чаплин.

После возвращения из поездки биография режиссера разительно меняется. Тесный творческий тандем с Эйзенштейном (столь тесный, что среди киношников ходили непристойные слухи) распадается. Причина – Григорию захотелось больше творческой свободы. К тому же режиссер получил предложение от Сталина снять фильм о революции.

Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»

Кинокартина получила название «Интернационал» и прошла в кинотеатрах с заметным успехом. Следующим заказом от правительства стала комедия «Веселые ребята», во время работы над которой режиссер познакомился с Любовью Орловой. После завершения проката фильм был удостоен специальной премии Венецианского кинофестиваля.

Впрочем, успехом картины Александров обязан Максиму Горькому. Комедия, созданная режиссером, не получила одобрения у Наркомата просвещения и должна была оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Влиятельный политик одобрил комедию, несмотря на отсутствие партийной пропаганды.

Фильм Григория Александрова «Цирк»Фильм Григория Александрова «Цирк»

Закрепить успех у советского народа и представителей власти Григорию помог фильм «Цирк». Изначально авторами сценария значились Илья Ильф и Евгений Петров. Но Александров, недовольный текстом, переработал идею настолько, что писатели отказались от авторства. Чтобы угодить Сталину, режиссер заметно усилил сюжетную линию, связанную с идеологией советского человека.

Первые годы Великой Отечественной войны Григорий провел в Алма-Ате (ныне Алматы), куда переправили всех сотрудников «Мосфильма» с семьями. Но уже в 1943 году режиссер возвращается в столицу. В Москве мужчину ждала новая должность.

Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»

С поста среднестатистического режиссера Александров перемещается в кресло руководителя киностудии. С этого момента Григорий Васильевич практически не снимает кино, больше времени отдавая организационным вопросам.

В 1951 году Александрову предлагают должность преподавателя ВГИКа. Мужчина 6 лет вел курс по режиссуре, параллельно изучая новые сценарии и участвуя в международных киноконкурсах в качестве приглашенной звезды.

Личная жизнь

Первой женой Александрова стала актриса Ольга Иванова. Артистка прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд молодого актера и влюбилась. В 1925 году у супругов родился ребенок — сына назвали Дуглас. Брак распался после поездки Александрова в Америку. Пока режиссер находился в командировке, Иванова завела любовника.

Григорий Александров и Любовь ОрловаГригорий Александров и Любовь Орлова

Второй супругой Александрова стала еще неизвестная актриса Любовь Орлова. Именно Григорий сделал из супруги звезду, отдав ей главные роли в большинстве собственных фильмов. Для обоих артистов брак стал вторым по счету.

Григорий Александров с сыном и внукомГригорий Александров с сыном и внуком

Окружающие удивлялись странным взаимоотношениям. Супруги спали в разных кроватях и дома общались только записками. На подобных условиях настояла Орлова по личным причинам. Завистники сплетничали, что брак фиктивный, но дневники и записки супругов, сохранившиеся в их имении (так загородный дом называл режиссер), подтверждают обратное. Александров прожил с Орловой до самой смерти возлюбленной.

Фильмография

Актер:

  • 1923 – «Дневник Глумова», Глумов
  • 1925 – «Броненосец «Потемкин», старший офицер Гиляровский
  • 1929 – «Старое и новое», водитель трактора
  • 1938 – «Волга-волга», капитан спасательного буксира
  • 1970 – «Скворец и лира», генерал

Режиссер:

  • 1924 – «Стачки»
  • 1927 – «Октябрь»
  • 1930 – «Спящая красавица»
  • 1932 – «Да здравствует Мексика!»
  • 1934 – «Веселые ребята»
  • 1936 – «Цирк»
  • 1938 – «Первое мая»
  • 1947 – «Весна»
  • 1953 – «Великое прощание»
  • 1967 – «Десять дней, которые потрясли мир»

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий