Лиля Брик — биография, личная жизнь и история

Видео Все

Документальное расследование. Лиля Брик — история судьбы

Последний день. Лилия Брик

Правила привлекательности от Лили Брик

Детство и юность

Лиля Юрьевна (Уриевна) Брик родилась в Москве 11 ноября 1891 года. Родители назвали ее в честь Лили Шенеман – возлюбленной известного немецкого писателя Иоганна Гёте. Возможно, имя повлияло на дальнейшую судьбу девушки. Лиля Шенеман была музой для одного, Лиля Брик служила многим.

Лиля (справа) с сестрой Эльзой

Лиля (справа) с сестрой Эльзой

В девичестве Лиля носила фамилию Каган. Ее отец, Урий Александрович Каган был успешным юристом. Будучи юрисконсультом австрийского посольства, он помогал организовывать в Москве гастроли зарубежных артистов. Выступал активным защитником прав евреев.

Елена Юльевна Каган (девичья фамилия Берман), мать девушки, появилась на свет в Риге. Рождение двух дочерей (Лили и Эльзы) не позволило Елене Юрьевне закончить обучение в Московской консерватории, но любовь к музыке и поэзии она сохранила и передала детям.

Обе дочери семейства Каган с детства были обучены искусству игры на рояле, свободно изъяснялись на русском, французском и немецком языках.

Лиля Брик в молодости

Биография

  • В 1905 году Лиля приступила к обучению в гимназии, где проявила особую склонность к математике. Вследствие этого в 1908 году девушка продолжила обучение на Высших женских курсах, выбрав математический факультет.
  • Увлеченность математикой быстро прошла, уступив место занятиям архитектурой и искусством. Лиля оставила Высшие курсы ради поступления в Московский архитектурный институт. Эта область науки пришлась ей больше по душе, в 1911 году уже в Мюнхене она продолжила обучение скульптуре.
  • В 1912 году Лиля Каган становится Лилей Брик, выйдя замуж за Осипа Брика и взяв его фамилию. Молодые люди были знакомы с детства, но встречались нечасто. Осип сделал предложение после того, как его будущая жена вернулась из Мюнхена. Сыграв свадьбу, молодые люди поселились в Москве.
  • В 1914 году Брики переезжают в Петербург, бывший тогда столичным городом. В их петербургской квартире Лиля основала литературный салон. Среди его постоянных посетителей были поэты, балерины, литературоведы, финансисты и другая творческая интеллигенция города.
  • В 1915 году в отцовском доме Лиля впервые повстречала Владимира Маяковского. Тогда поэт ухаживал за ее младшей сестрой Эльзой. Впечатления на будущую возлюбленную он поначалу не произвел. Сам Владимир Владимирович в автобиографии называет их первую встречу «радостной датой». Лиля утверждала, что именно в этом году прекратились их брачные отношения с Осипом. Хотя они навсегда оставались близкими людьми.
  • В этом же году в салоне у Бриков состоялась премьера поэмы «Облако в штанах». Произведение молодой поэт посвятил Лиле, однако он долго не мог его опубликовать. В итоге поэма была издана за счет Осипа Брика и вышла с пометкой «Тебе, Лиля». А Маяковский в это время переехал жить в Петроград, т.к. уже не мыслил своего существования вдалеке от любимой женщины.
  • В 1918 году Лиля переехала в Москву вслед за Маяковским, который отправился туда годом ранее, чтобы работать в кинематографе. Специально для своей музы Маяковский написал сценарий фильма «Закованная фильмой», где обе главные роли сыграли они с Лилей. После этого в Петроград они вернулись уже вместе и поселились в одной квартире с Осипом. Так возник их «тройственный союз». Явление хоть и не рядовое, но не уникальное среди представителей богемы того времени.
  • С этих пор Лиля становится не только музой для Маяковского, она активно продвигает его творчество в России и за границей. В 1919 Лиля и оба ее мужчины возвращаются в Москву, а через два года она отправляется в Ригу, где публикует две статьи в газете «Новый путь» с целью найти издателей для новых творений Маяковского и других футуристов.
  • Утомившись «стареньким бытиком», Брик предлагает Владимиру Владимировичу расстаться на два месяца. До февраля 1923 года они живут в разлуке и не видятся. Для Маяковского это расставание стало каторгой. Он постоянно гулял под окнами возлюбленной и передавал ей письма. Она это время пережила легко.
  • В 20-е годы Лиля много путешествует, как в сопровождении Осипа и Маяковского, так и самостоятельно. В Англии, навещая Елену Юльевну Каган, она признавалась, что очень рада отдохнуть здесь от общества футуристов.
  • В 1928 году по просьбе Лили Маяковский отправляет ей из Парижа автомобиль Рено. Лиля исполнила свою мечту, стала водить автомобиль. Кроме нее в Москве в то время была всего одна женщина, которую можно было увидеть за рулем, жена посла Франции.
  • В 1930 году Осип с Лилей отправились в путешествие по Европе. Новость о самоубийстве Маяковского нашла их в Берлине. Лиля тут же попросила подождать с похоронами до их приезда. Брики вылетели в Москву.
  • Лиля была объявлена одной из наследниц Маяковского. Помимо прочего ей были завещаны все начатые и неопубликованные произведения поэта. Она принялась готовить их к публикации настолько рьяно, что в 1931 году даже осмелилась попросить Сталина написать пару слов о поэте, но ответа не получила.
  • В 1935 году Лиля снова обращается к Сталину в поисках содействия. Она хочет издать посмертный сборник сочинений, планирует открыть дом-музей Владимира Маяковского, но всюду встречает препятствия. В этот раз ответ пришел быстро, все бюрократические препоны были устранены одной короткой запиской от вождя нации.
  • В 1975 году Лиля познакомилась с легендарным Ив Сен Лораном и произвела на него неизгладимое впечатление. В 1976 году он представил свою русскую коллекцию, а в день 85-летнего юбилея Лили организовал в ее честь роскошный обед и подарил специально созданное для Лили великолепное платье.
  • В 1978 году Брик лишилась возможности жить привычной активной жизнью из-за перелома шейки бедра. Привыкшая быть музой, а не обузой, Лиля покончила с жизнью с помощью снотворных таблеток.

Лиля Брик в старости

Союз с Маяковским

Первое знакомство поэта с семьей Брик состоялось отнюдь не с Лилей. Еще до встречи с ней он находился в отношениях с ее младшей сестрой Эльзой Триопе, впоследствии ставшей известной поэтессой. Их роман продолжался два года и мог длиться еще дольше, если бы не та роковая встреча. В июле 1915 года Эльза решила познакомить Маяковского с родителями и пригласила к себе в дом, где была и Лилия. Увидев прекрасную незнакомку, поэт влюбился с первого взгляда и даже прочитал ей еще неопубликованную поэму «Облако в штанах». Несмотря на такой поворот событий, Эльза сохранит с Владимиром хорошие отношения до конца его дней.

Лиля Брик

Роман Брик и Маяковского развивался стремительно. Попав в любовные сети, поэт ухаживал бурно и страстно. Он был в восторге от воспитанной и начитанной девушки, которая превосходила, по его мнению, в этом плане даже самого Бурлюка. У нее как раз в это время наступил кризис в отношениях с мужем, о котором позже Лиля скажет: «Наша личная жизнь как-то расползлась». Вскоре их встречи стали проходить каждый день, и они стали практически неразлучны. Маяковский даже переехал на Надеждинскую улицу, чтобы быть поближе к любимой. В отличие от экспрессивного поэта, Брик всегда умела держать дистанцию, не поддаваясь на безумные эмоции. Она долго называла его на «вы» и запрещала распространяться о свиданиях.

Вскоре Маяковский станет частью семьи Бриков, и они будут жить втроем. О роли каждого в этом любовном треугольнике всегда возникало много вопросов. Ответить на них пыталась сама Лилия, характеризуя Осипа как любимого ей человека «больше чем брата, мужа и сына». Очевидно, что он оказался со временем в странной роли при очень независимой и характерной супруге. Скорее всего, на этом примере мы можем наблюдать взаимоотношения трех не очень счастливых людей. Осип Брик не любил свою супругу, а она не испытывала взаимной страсти к Маяковскому.

Брик никогда не хотела иметь детей — ни от Осипа, ни от Маяковского. Позднее она говорила, что не хотела подвергать своего ребенка мучениям, которые испытывала сама. Зато к чужим детям она всегда относилась с особым трепетом.

Интересно, что даже в этот период странной семейной жизни Брик удавалось заводить отношения на стороне. К примеру, в 1922 году она увлеклась А. Краснощековым, работавшим в нескольких советских госструктурах.

Муза поэта

В посвящении к поэме «Облако в штанах» Маяковский напишет короткое, но многозначное: «Тебе, Лиля». На своем собрании сочинений он отметит по «маяковски» — «Л.Ю.Б». С таким же трехбуквенным обозначением поэт подарит любимой памятное кольцо. В 1928 году он посвятит ей и все свои произведения, написанные до момента их знакомства.

В 1916 году издается поэма «Флейта-Позвоночник» и стихотворение «Лиличка», проникнутые глубочайшим чувством любви к Брик. Через два года она вместе с поэтом снимется в картине «Закованная фильмой», но кинопленка сгорела, и на память осталось только несколько фотографий и большой плакат. В 1922 году поэт закончил поэму «Люблю», в которой выразил все чувства к любимой, терзавшие его на тот момент.

Лиля Брик

После смерти Маяковского Брик сумела добиться того, чтобы его продолжали печатать. По слухам, она сумела выйти на самого Сталина и убедила его, что такого поэта забывать нельзя. Генеральный секретарь внял просьбам женщины и потребовал «восстановить упущенное», тем самым посодействовав созданию музея Маяковского.

Творческая деятельность

После появления в жизни Брик Маяковского она познакомилась со многими представителями культурной богемы — М. Горьким, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и многими другими.

В конце 20-х годов Лилия Юрьевна обращается к кинематографу — работала ассистентом во время съемок фильма «Еврей и земля» и стала соавтором сценария картины «Стеклянный глаз». Также она занялась переводами немецких авторов и издательскими делами Маяковского. Авторству Брик принадлежит несколько литературных теоретических трудов, к примеру, о творчестве Ф. Достоевского. Увлечение скульптурой вылилось в создание любительских произведений, посвященных В. Маяковскому, О. Брику, В. Катаняну.

В 60-е годы ее квартира на Кутузовском была хорошо известна как центр культурной жизни, альтернативной официальной идеологии. Среди ее знакомых были звезды первой величины — М. Плисецкая, Р. Щедрин, Л. Утесов, Ф. Раневская, Р.Зеленая, Л. Орлова, А. Миронов и многие другие.

Лиля Брик

Личная жизнь

В жизни Лили Брик было много мужчин. Она никогда не стеснялась рассказывать о своих многочисленных любовниках. Но наибольшую роль в ее жизни сыграли пять мужчин.

Осип Брик стал ее первым официальным супругом. И хотя их брак закончился разводом, когда Осип встретил другую женщину, они оставались близкими людьми до конца жизни.

Лиля и Осип

Лиля и Осип

Владимир Маяковский никогда не был официальным мужем Лили, но роман с ним был самым ярким и самым заметным. Подаренное им золотое кольцо она носила на цепочке до конца жизни.

С Владимиром Маяковским

С Владимиром Маяковским

Отношения с революционером Александром Краснощековым едва не привели к разрыву с Маяковским. Брики приютили у себя дочь Краснощекова, когда тот угодил за решетку, а жена его оставила.

Александр Краснощеков

Александр Краснощеков

Следующим мужем Лили стал Виталий Примаков, который был расстрелян в 1936 году. Лилю от того, чтобы разделить участь мужа, спасло письмо Сталина. Он встал на защиту «жены Маяковского».

Виталий Примаков

Виталий Примаков

Третий официальный брак Лиля заключила с издателем Василием Катаняном. Совместно они занялись изданием книг Маяковского. В своей предсмертной записке Лиля написала мужу, что боготворит его.

С Василием Катаняном

С Василием Катаняном

Наследие

Лиля Брик основала дом-музей Владимира Маяковского и выступила редактором его посмертного собрания сочинений. Но ее главная заслуга в том, что она вдохновила многих мужчин на создание великих произведений.

Маяковский посвятил ей несколько стихов и поэм. Ив Сен Лоран познакомил мир с Россией в одной из своих коллекций. Пабло Пикассо нарисовал иллюстрацию к стихотворению Маяковского «Лиличка!» и гравюру, подписанную Lili и Wolodia.

По одной из версий Лиля первой из московских женщин надела брюки и ввела тем самым в столице моду на этот предмет гардероба.

Примечательно, что будучи роскошной светской львицей, часто позируя обнаженной фотографам и художникам, больше всего Лиля Брик узнаваема по рекламному плакату издательства Ленгиз, в котором представлена в образе представительницы пролетариата.


Литературный салон

С тех пор, как в квартире Брик появился Маяковский, судьба подарила Лиле встречи с выдающимися литераторами: Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком и Николаем Асеевым. Во многом этому способствовало неотразимое обаяние незаурядной личности музы Владимира Владимировича.

Лиля Брик в молодостиЛиля Брик в молодости

Их дом был неким аналогом прошлых литературных салонов, хозяйкой которых неизменно была Лиля, а главной фигурой – Маяковский. Помимо писателей, на литературных вечерах часто появлялись деятели культуры и искусства Майя Плисецкая, Родион Щедрин.

Мода и русский авангард

Лиля была не только одной из самых скандальных фигур советской действительности, но и иконой стиля. Интерес к миру моды был страстью, которой она жила. Это Брик выкрасила стены своей комнаты в синий цвет, чтобы оттенить белизну кожи и ржавое золото волос. Это Брик одевалась в парижские наряды в то время, когда все остальные носили мешковатую продукцию фабрики «Большевичка». Это Брик разъезжала по улицам на собственном автомобиле, являясь второй после жены французского посла женщиной-водителем в столице.

Лиля Брик и Эльза ТриолеЛиля Брик и Эльза Триоле

С Францией Лилю связывал брак сестры: Эльза Триоле после замужества жила в Париже и постоянно высылала в Россию платья, сшитые на заказ французскими портнихами, модные аксессуары, шелковое белье и духи. Любимая женщина Маяковского обожала «Guerlain». Лиля знала толк в ароматах: в последний путь ее проводили, окутав волной дурманящего «Опиума» от «Yves Saint Laurent».

Кстати, с именитым французским модельером Лиля Брик случайно познакомилась в Шереметьево в 84 года. Ожидая посадки на парижский рейс, Ив Сен-Лоран в толпе неказистых женщин обратил внимание на стильную незнакомку в зеленой шубке от Диора. Знакомство переросло в тесную дружбу.

Лиля Брик на плакатеЛиля Брик на рекламном плакате

В гардеробе Лили появились наряды, сконструированные мэтром мировой моды именно для нее: блузы с рукавами буфф, брюки из фиолетового бархата, серебряно-синий казакин, пальто из бордового сукна. А в честь 85-летия доброй приятельницы кутюрье устроил обед в парижском ресторане, для которого сшил Лиле Юрьевне шикарное платье из бархата и тафты.

Женщина пристально следила за тенденциями моды и постоянно обновляла гардероб. Лиля не боялась экспериментов с одеждой и внешностью, сама придумывала наряды и всегда попадала в яблочко. Она ненавидела скуку и пошлость, поэтому ее нарды отличались смелостью. Яркая от природы, барышня любила блестящие ткани и геометрические рисунки, горизонтальную асимметрию, шлейф, фестоны.

Смерть

В 86 лет Лилия сломала шейку бедра и, чтобы не мучиться самой и не быть в тягость окружающим, покончила жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу снотворного. Это случилось 4 августа 1978 года.

Прах Брик развеяли под Звенигородом (село Бушарино, Одинцовский район Московской области), а на месте совершения обряда прощания установили могильный камень с надписью «Л. Ю. Б.» (Лилия Юрьевна Брик). Эти же три буквы Маяковский выгравировал на кольце, с которым муза авангарда не расставалась ни на секунду.

Лиля Брик в старостиЛиля Брик в старости

Стоит отметить, что за два года до трагедии Брик уже пыталась совершить самоубийство. Правда, тогда ее попытка уйти из жизни больше напоминала отрепетированный спектакль. «Скорая», прибывшая в день премьеры на представление, обнаружила на столе прощальную записку, в которой Лиля просила никого не винить в ее смерти. После душещипательных речей была подпись и название препарата, который она приняла, чтобы покинуть этот бренный мир. В тот день врачи в буквальном смысле вытащили Брик с того света, промыв ей желудок и назначив постельный режим.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий