Валерий Брюсов — биография, жизнь и творчество поэта

Видео Все

Валерий Брюсов. «Блудный сын» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Валерий Брюсов Urbi et orbi, 1903

Валерий Брюсов - биография, жизнь и творчество поэта

Брюсов. «Творчество». Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»

Детские годы

Будущий поэт увидел этот мир в декабре 1873-го. Один дед мальчика прежде был крепостным, однако в середине девятнадцатого столетия сумел выкупиться и занялся торговлей; второй дед был не чужд делам литературным – он писал басни и даже выпустил собственный сборник, не исключено, что именно от него унаследовал свой талант Валерий Брюсов, биография которого интересна всем поклонникам его творчества.

С книжками мальчик познакомился рано – он научился читать в четыре года и, разумеется, жаждал применять новый навык как можно больше и чаще. В доме была огромная библиотека, и маленькому Валерику не возбранялось ею пользоваться. Однако ни сказок, ни какой-либо другой детской литературы там не водилось. Как позже вспоминал сам Брюсов, родители усиленно оберегали его от «всякой чертовщины», а потому со сказками он знаком не был. Как и с классикой – из художественной литературы в доме водился лишь Некрасов, стихотворения которого маленький Брюсов знал наизусть. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Толстого он не читал, но в избытке знакомился с книгами по материализму, происхождению видов, атеизму, в очень раннем возрасте узнал о теории Дарвина. Все потому, что данными темами интересовался его отец, Яков, следовательно, посвященных им книг в домашней библиотеке было с лихвой.

Брюсов в детстве и юности

Впрочем, раннее знакомство с естественно-научными трудами не склонило Валерика к увлечению данными науками. Гуманитарный профиль довлел над ним больше, тяга к литературе была сильнее, и, еще будучи крохотным дошколенком, мальчик написал свою первую пьесу в комедийном жанре – «Лягушка». С восьми Валерик начал писать стихи, а в 13 лет, еще учась в гимназии (кстати, гимназий в жизни Брюсова было две – гимназия Креймана, откуда его отчислили за пропаганду атеизма, и гимназия Поливанова, который оказал на юного Брюсова немалое влияние), он уже точно знал, что свяжет свою судьбу исключительно с поэзией и только с ней.

Первые литературные опыты

Первые годы жизни Валерия проходили в отдалении от остальных детей. Он рос уединенно, без товарищей, никаких игр не знал и потому, поступив в гимназию в одиннадцатилетнем возрасте, испытывал немало затруднений. Однако вскоре в гимназии нашлись такие же книжные любители, как и он сам. Мальчики сблизились и даже стали вместе издавать рукописный журнал под названием «Начало». Именно к этому времени относятся первые более-менее основательные и сознательные пробы пера Валерия – как в поэзии, так и в прозе.

Он упражнялся помимо прочего еще и в переводах – переводил античных авторов, тренируя таким образом свой ритм, стилистику, черпая всевозможные приемы. Позже Брюсов рассказывал, что литература так захватила его, что он не мог остановиться – писал все время, в его голове постоянно возникали темы новых произведений, он начинал следующее, не закончив предыдущего, и вскоре исписал толстую тетрадь, специально подаренную ему для сочинений. Дошло до того, что по вечерам, вернувшись из гимназии, он не учил уроки, а сочинял либо для себя, либо для выпускаемого с товарищами журнала. Впрочем, редакционно-издательскую деятельность в подростковом возрасте Брюсов оставил, полностью сосредоточившись на создании произведений.

Валерий Брюсов

В 15-16 лет у Валерия появились первые кумиры – Александр Сергеевич Пушкин и французские символисты. Он увлекся Бодлером, Верленом, Малларме, увлекся настолько, что даже написал Верлену письмо, в котором скромно представил себя как основоположника русского символизма. Он старательно подражал французам, и те его стихотворения, что впервые были опубликованы (это произошло вскорости), написаны именно под влиянием французских поэтов, особенно Верлена. Последним Брюсов восхищался так сильно, что посвятил ему поэму «Декаденты (Конец столетия)» (написана в 1890-х годах) – в ней шла речь о любви Верлена и Матильды Моте, а также об отношениях Верлена с Рембо.

Биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более — печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.

Портрет Валерия БрюсоваПортрет Валерия Брюсова

В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Первые самостоятельные сборники

Очередное крупное событие в биографии Брюсова В. Я. – выход в свет первых самостоятельных стихотворных сборников – произошло в 1895 году. Тогда увидел свет сборник под названием «Шедевры» (Chefs d’oeuvre), в котором прослеживалась характерная черта начинающего поэта – немалая самовлюбленность (это же очевидно из дневника, который Брюсов вел в те годы; он писал, что его юность – это юность гения, а его жизнь и поступки оправдываются исключительно великими делами). Самовлюбленность же видна и в двух других сборниках Валерия, вышедших сразу вслед за первым. Это книги под названиями «Это я» и «Третья стража» (последняя посвящена Константину Бальмонту).

Константин Бальмонт

В те же годы Валерий Брюсов работал в одном из московских издательств, занимался переводами. После окончания университета трудился в журнале «Русский архив» в течение нескольких лет.

Основные черты творчества Брюсова

Для ранней поэзии Брюсова характерны две вещи, отличающие его произведения от других: борьба с отжившим свое (по мнению поэта) купеческим миром и стремление оторваться от серых будней. Последнее нередко выражалось в теме самоубийства. Отрешенность от внешнего мира, концентрация на личном пространстве – те мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество символиста, начиная с самых ранних, самых первых его стихотворений. Кроме того, он, как уже было сказано, не скрывал своей самовлюбленности, а еще стремился оставить след в литературе созданием новых форм и жанров и поиском их все время занимался, пытаясь нарисовать в стихотворении необычный образ, поразить читателя эксцентричной рифмой или сложить новое слово.

Брюсов и Белый

В более поздних произведениях Валерия Яковлевича появились урбанистические мотивы, пропал некий характерный для предыдущих работ мифологизм. Если первые стихотворения были больше посвящены личному, то здесь Брюсов, напротив, больше и охотнее говорит о «мире людей», куда словно бы вернулся после добровольного уединения-заточения. Считается, что именно Брюсов первым в нашей стране в полной мере раскрыл урбанистическую тему в литературе. В стихотворениях поэта появляются экспериментаторские нотки, он сам признается, что стал ценить все жанры, что ему хочется охватить и то, и другое, и третье, от каждого любимого им автора взять по чуть-чуть. Потому Валерий активно занимался стилизацией всевозможных поэтических манер и, в общем, был в этом деле неплох.

В начале двадцатого века в творчестве Брюсова появляются темы одиночества, презрения к человечеству, предчувствия гибели урбанистики.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Символизм

Валерий Яковлевич Брюсов, биография которого представлена в статье, называл себя основоположником русского символизма, и, как бы это ни было нескромно, но делал он это недаром: он действительно немало сил вложил в развитие этого направления в нашей стране и сегодня причисляется к так называемым старшим символистам наряду с Бальмонтом.

Разрабатывать символистские теории Брюсов начинал еще в юношестве, однако наиболее сильное выражение данное увлечение нашло после знакомства Брюсова с Бальмонтом, которое произошло в начале 1890-х годов. Сблизившись с Бальмонтом и другими поэтами-символистами, Брюсов начал заниматься концепциями символизма уже вплотную. Он очень много сделал именно как организатор, оказал огромное влияние на молодых поэтов – о нем отзывались как о человеке, повлиявшем на целое поколение.

Поэт Валерий Брюсов

Первый совместный альманах символистов (Брюсова, Мережковского, Гиппиуса и других) вышел в свет в 1901 году. Он назывался «Северные цветы». Именно с того года символизм начал функционировать в нашей стране как отдельное самобытное направление.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны в биографии В. Я. Брюсова открылась новая страница. Как и многие другие, он был очень патриотически настроен и не мог остаться в стороне от происходящего. Конечно, он не отправился на фронт, в гущу событий, однако хоть и косвенно, но участвовал в происходящем: работал корреспондентом от газеты «Русские ведомости».

Брюсов с семьей

Впрочем, его патриотизм держался недолго – по воспоминаниям супруги Брюсова, с войны поэт возвратился в большом разочаровании. Возможно, именно это послужило причиной некоего творческого ослабления литератора – многие критики отмечают, что как раз в данный промежуток времени стихотворения Брюсова объективно слабее, передают усталость и духовную опустошенность символиста.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. <…> Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть». Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка».

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана — после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

«Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы — сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы… Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал… У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Творчество Брюсова

В середине 90-х годов 19-го века, Брюсову удалось написать множество произведений. Тогда же он задался целью распространить идеи символизма по всей России.

Valeriy-Bryusov-3

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

После этого Валерия Брюсова начали считать не только основателем символизма, но и его популяризатором.

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как Александр Блок (см. интересные факты о Блоке), Сергей Соловьев и Андрей Белый.

В 1912 г. Валерий Брюсов опубликовал «Зеркало теней», где были представлены стихи, написанные в более простой, чем обычно, форме.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых городах.

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как Бальмонт, Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Valeriy-Bryusov-4

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

В этом издании ему удалось опубликовать множество рецензий и критических статей относительно русских поэтов.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» — она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам — иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть». Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после — стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.

Валерий Брюсов с женой

Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева

Валерий Брюсов с женой

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов с женой

Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м — сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет — мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е – 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность – юность гения». Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Валерий Брюсов - биография, жизнь и творчество поэта

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Валерий Брюсов - биография, жизнь и творчество поэта

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Советский период (1917-1924)

Валерий Брюсов - биография, жизнь и творчество поэта

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.

9 октября 1924 года поэт умер из-за воспаления легких. Похоронен в Москве.

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был Владимир Ленин, Брюсов принял власть большевиков.

Valeriy-Bryusov-1

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.

Поэт Валерий БрюсовПоэт Валерий Брюсов

У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной Александром II, – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.

Валерий Брюсов в детстве и юностиВалерий Брюсов в детстве и юности

Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.

Валерий Брюсов в молодостиВалерий Брюсов в молодости

Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», Жюль Верн и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.

Валерий БрюсовВалерий Брюсов

Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова – учился на историко-филологическом факультете.

Интересные факты

  • В отроческие годы Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.
  • Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился еще в университетские годы.
  • В 24 года Брюсов женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до конца жизни.
  • Краткая биография Брюсова была бы незавершенной без упоминания его заслуг переводчика. Валерий Яковлевич открыл отечественным читателям Э. Верхарна, занимался переводами П. Верлена, Э. По, М. Метерлинка, Байрона, В. Гюго, О. Уальда и многих других.
  • За сборник переводов армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Брюсова

Личная жизнь Валерия Брюсова

Первой любовью молодого Валерия была девушка по имени Елена Краскова; доподлинно неизвестно, что представляли собой их отношения, на какой стадии находились и как долго длились. Однако Елена скоропостижно скончалась в 1893 году от черной оспы, Валерий посвятил ей немало стихотворений, а затем увлекся другой девушкой – актрисой Натальей Дарузес. Долго эти отношения не продлились. Уже в 1897 году Брюсов женился. Его избранницей стала девушка чешского происхождения, Иоанна Рунт, занимавшаяся переводами с французского языка. Она была верным другом, музой и помощницей Валерия всю жизнь – до самой его смерти. Интересен тот факт, что познакомились молодые люди, когда Иоанна пришла в семью Брюсовых… работать гувернанткой для младших сестер поэта. Поначалу ни о какой женитьбе литератор и не помышлял, но потом словно что-то щелкнуло у него в голове – и вот он уже стал женатым человеком. Тем не менее брак у Валерия с Иоанной оказался счастливым, о чем он писал в собственном дневнике. Детей у Брюсовых не было.

Брюсов с супругой

Биография Брюсова Валерия Яковлевича гораздо шире и увлекательнее, однако в рамках одной статьи невозможно вместить многое. Это лишь малая часть той информации, которую можно и нужно знать об этом необыкновенном человеке, оставившем действительно яркий след в истории русской литературы.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий