Валерий Ободзинский — биография и личная жизнь певца

Валерий Ободзинский был самоучкой: он никогда не заканчивал музыкальной школы и все мелодии разучивал на слух. Он начинал на теплоходах и в небольших оркестрах, но уже к 25-ти годам начал выступать с сольной программой и собирать полные залы поклонников. «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Луна на солнечном берегу» — пластинки Ободзинского моментально расходились миллионными тиражами. В середине 1970-х артист давал концерты каждый день, а композитор Тухманов говорил о нем: «Он был романтик, любил лирику и пел песни о любви».

Детство и юность

Биография и личная жизнь Валерия Ободзинского всегда будут интересовать тех, кто знаком с его песенным творчеством. Будущий любимец публики родился в оккупированной немцами Одессе в январе 1942 года. Вскоре после рождения ребенка родители вынуждены были уйти на фронт, оставив его на бабушку с дедушкой. Мальчик всегда хотел есть, но бабушка начинала петь, и он засыпал. К учебе Валера не особенно тянулся, но читать очень любил.

Мальчику очень нравилось петь и он заучивал все, что слышал по радио. Чтобы раздобыть что-нибудь съестное, будущий певец с местной шпаной промышлял на курортных пляжах: он пел, а другие тем временем воровали все, что можно. Бывало, что зарабатывал и один. Разучив несколько итальянских песен, он развлекал отдыхающих, а те, пораженные чистым и сильным голосом мальчика, щедро вознаграждали его сладостями и мелочью.

Детство и юность Валерия Ободзинского

Из окон их коммуналки можно было увидеть музыкальное училище, а рядом — оперный театр. Валера мечтал о музыке, но она была так далека от него. Спиртное впервые попробовал в десять лет. Окончил девять классов, мальчик нот не знал, но в мечтах видел себя артистом в белоснежном костюме и на белом пароходе. Однажды парень проходил мимо клуба и из любопытства заглянул в него. Там увидел несколько музыкальных инструментов, один из которых особенно ему приглянулся.

Это был контрабас, «большая скрипка», как Валерий его сначала называл. Играть на нем его научил Витек, студент музыкального училища, но не смычком, а руками. Ободзинский собрал группу из таких же самоучек, как сам. Музыканты играли на теплоходах, развлекая отдыхающих. Кто-то из слушателей, услышав высокий и сильный голос юноши, предложил ему поработать в Костромской филармонии. 18-летним подростком Валерий объездил всю Сибирь и Дальний Восток. Пел он хорошо и много, но получал гроши. Тем не менее певец считал эти годы самыми счастливыми в жизни.

На одном из концертов в Норильске его увидел администратор оркестра Олега Лундстрема Павел Шахнарович и, приехав в Москву, порекомендовал принять талантливого молодого человека в их коллектив. Это был 1964 год, который полностью изменил судьбу Валерия. Уже сам переезд в Москву многое значил для начинающего певца. Работа в знаменитом оркестре научила его профессионализму.

В интервью журналу «Крестьянка» в 1995 году Валерий признался, что приехал в столицу с большими комплексами. В молодости он считал себя уже сложившимся артистом и был уверен, что учиться ему нечему, но это оказалось не так.

Путь к успеху

Путь к успеху Валерия Ободзинского

За полтора года в оркестре Ободзинский научился правильно говорить, стоять на сцене, наладил связи с некоторыми авторами песен. Коллеги отмечают его огромную трудоспособность. Валерий мог в течение нескольких часов отрабатывать один куплет песни, когда музыканты уже падали от усталости.

Во время поездки в сентябре 1966 года в Болгарию, где проходил фестиваль легкой музыки, Ободзинский услышал болгарскую песню «Луна на солнечном берегу». Позднее композиция была переведена на русский язык и, впервые прозвучав на радио в передаче «С добрым утром!», стала хитом. В следующем году Валерий с этой песней выступает на телевидении, а вскоре слушатели смогли познакомиться с записями, вошедшими в его первый сольный альбом. Популярной стала и другая песня в исполнении Валерия Ободзинского — «Восточная песня» Давида Тухманова.

Когда в первый раз Тухманов его увидел, он сразу понял, что этот парень не такой, как окружающие его известные исполнители, и голос у него особенный, несоветский. Когда кассету с записью принесли на худсовет фирмы «Мелодия», кто-то из его состава усмотрел в строчке «точки после буквы Л» намек на Ленина или Брежнева и хотел запретить выпуск пластинки. Но запрет уже не имел смысла, так как хит распевала вся страна. В оркестре Валерию доверили всего три песни как молодому исполнителю, но ему хотелось большего, поэтому он обратился к Владимиру Мулерману с просьбой устроить его куда-нибудь.

Певец Мулерман

Мулерман договорился с другом из Донецкой филармонии, и Валерий, не прерывая связи с Лундстремом, едет туда. Начав зарабатывать, прописывается в Москве и даже вступает в жилищный кооператив. В этот же период у него состоялась большая гастрольная поездка по Сибири и Дальнему Востоку. Так Валерия Ободзинского узнала вся Россия. В 1972 году он снова возвращается в оркестр, но теперь его фамилия на афише уже выделяется красной строкой.

В 60—70-е годы Ободзинский по популярности обходит хорошо известных тогда Кобзона, Карела Гота, Мулермана, Хиля и других корифеев эстрады. В те годы он мог конкурировать только с Муслимом Магомаевым. Женская часть населения просто сходила с ума от его голоса. Особую историю в репертуаре певца имеет песня Давида Тухманова «Эти глаза напротив», автором которой была жена композитора Татьяна Сашко. На концертах были аншлаги и полные залы во всех городах, люди слушали кумира стоя и плакали, так как голос проникал прямо в душу, он пел всем своим существом.

Ободзинский с женой

Ободзинский с женой и Тухмановым написали ее за вечер и позвонили на студию звукозаписи. Директор, прослушав, тут же дал добро, и скоро эту чудесную мелодию передавали все радиостанции страны, ее можно было услышать во дворах и на улицах, в подъездах домов и ресторанах. Пластинки выходили миллионными тиражами и тут же раскупались. Радиослушатели тысячами обращались на радио с просьбами ее повторить. Наряду с песнями Тухманова и Зацепина Ободзинский знакомил слушателей с творчеством зарубежных музыкантов:

  • Леса Рида;
  • Тома Джонса;
  • Демиса Руссоса;
  • Джо Дассена и др.

В 1973 году он выступает в сопровождении ВИА «Верные друзья», продолжая участвовать и в гастролях оркестра Лундстрема. По словам руководителя ансамбля Ефима Дымова, эти два коллектива выручали друг друга.

ВИА «Верные друзья»,

Оркестр должен был дать 14 концертов в месяц, чтобы окупить издержки, и ВИА приглашал известных исполнителей. За двадцать дней он сдавал трехмесячную выручку. Оркестр мог в это время репетировать новую программу. Однако в 1977 году все прервалось на последнем концерте в Омске. Ирина Понаровская, сотрудничавшая с Лундстремом, заболела, а Ободзинский, у которого тогда начались проблемы с алкоголем, лег на лечение. Зрители, пришедшие послушать звезд, покидали зал. Это был провал, виновником которого властные структуры назвали Валерия Ободзинского.

«Расстрел» в два года и воровство на пляже: детство и юность певца

Валерий Ободзинский - биография и личная жизнь певца

Валерий Ободзинский родился в оккупированной немцами Одессе в 1942 году. Через несколько месяцев после рождения ребенка родители оставили его на попечение родственников, а сами тайком сбежали добровольцами на фронт. Ободзинский вспоминал: «Я дедушку и бабушку никогда не называл так. Я называл их папа и мама». Кроме внука они воспитывали сына Леонида, который был старше племянника всего на три года. Жили бедно, часто приходилось голодать. Несколько комнат в их коммунальной квартире занимал немецкий солдат. Однажды голодный Леонид украл у немца кусок колбасы. Военный так разозлился, что грозил пристрелить мальчика вместе с двухлетним Валерием Ободзинским на руках. За детей вступилась бабушка: она умоляла солдата пощадить детей, и в конце концов он передумал.

После окончания войны в Одессу вернулись родители. Чтобы прокормить семью, им приходилось работать с утра до вечера. Отец устроился охранником в банк, мать — уборщицей на канатный завод. Валерий Ободзинский был предоставлен сам себе. Будущий певец днями напролет играл во дворе и связался с плохой компанией — хулиганил и воровал деньги у прохожих. У друзей был особый способ краж на городском пляже: Ободзинский начинал петь, отдыхающие слушали, а в это время из их сумок пропадали вещи. Он вспоминал: «Мы бегали каждое утро на марочку, мара — это трамваи, и шмон делали. Или я прикрывал, или отстегивал дурку — сумочку <…> и мне это нравилось, потому что появлялись деньги, азарт».

В 1949 году Валерий Ободзинский пошел в первый класс. Учился плохо, прогуливал занятия, а вместо домашних заданий предпочитал проводить время с друзьями. Денег в семье не хватало, и он начал рано работать. Сначала трудился кочегаром, потом вставлял пружины в матрасы. В старших классах будущий певец стал тесно общаться со студентом одесского музыкального училища. Друг привел Валерия Ободзинского в Дом культуры: показал концертные залы, познакомил с закулисной жизнью артистов. Ободзинский впервые увидел столько музыкальных инструментов одновременно. Его удивил контрабас: сначала подумал, что это большая скрипка. Друг начал учить его играть, и с этого момента будущий певец забыл о кражах. Все свободное время он проводил в Доме культуры и вскоре стал выступать с любительским ансамблем — петь и аккомпанировать на контрабасе. Все мелодии разучивал на слух: нот Ободзинский не знал.

В 1958 году Валерий Ободзинский закончил школу. Через несколько дней после выдачи аттестата он уже играл для туристов на теплоходе Одесса-Батуми. В 1960 году ансамбль пригласили на пароход «Адмирал Нахимов», и в одном из круизов Ободзинский познакомился с музыкантом, который предложил исполнителю приехать на прослушивание в Костромскую филармонию. И вскоре артист переехал в Кострому, сдал вступительный экзамен и стал вокалистом. Концертным залом в то время руководили Валентина и Валерий Макаровы. Они помогли начинающему певцу устроиться в новом городе, а через год рассказали о вакансии в Томской филармонии. Валерия Ободзинского взяли на новую работу, и он уехал в Томск.

Опальный певец

Несмотря на всенародную любовь, Валерий Ободзинский никогда не был особо обласкан властью. Его песни неоднократно запрещали, находя в репертуаре некие крамольные вещи. К примеру, одно время властями было наложено табу на исполнение «Восточной песни», которые заподозрили неполиткорректность во фразе про точки после буквы Л накануне векового юбилея Ленина. В 1971 году на концерте тенора побывал министр культуры РСФСР Попов, который после этого запретил его выступления на территории республики. И хотя спустя год ограничение было снято благодаря протекции завотделом культуры ЦК Шауро, обожавшем Валерия, неприятный осадок от этого остался.

Не приветствовалось и излишне раскованное поведение певца на сцене, которое сравнивали с худшими западными образцами. Добавляло негатива и личное неприятие Ободзинского со стороны министра культуры СССР Е. Фурцевой, а также главы Гостелерадио С. Лапина. Реноме слащавого и несерьезного исполнителя, репертуар которого не соответствует образу советского певца, закрыло ему дорогу на телеэкраны. Не жаловали его и московские чиновники.

Один из них даже специально звонил директору Театра эстрады с требованием отменить большую часть концертов, запланированных на целый месяц вперед.

Валерий Ободзинский

Творческий кризис

Со второй половины 70-х годов в карьере Ободзинского наметился очевидный спад. «Я начал чувствовать, что нахожусь в тупике. Мне стало скучно», — вспоминал артист. Он понял, что в жизни нужно что-то менять. Валерий пытался поставить музыкальный спектакль по сонетам Шекспира на музыку композитора Филиппова, но не нашел поддержки своего начинания. Певец стал много выпивать и быстро почувствовал, что сцена и зритель начинают отворачиваться от него. Срыв после 15-летней паузы случился в новогоднюю ночь 1976 года, после чего остановиться было трудно. Бороться за былую славу он не стал и в 1987 году полностью ушел с эстрады. После этого Ободзинский успел поработать сторожем на складе и галстучной фабрике. Попытки покинуть страну и эмигрировать в США также ни к чему не привели.

Выйти из крутого пике Ободзинскому помогали единицы. Большинство из тех, с кем раньше работал певец, старались не замечать его проблем. Одним из немногих, кто протянул руку помощи Валерию, стал Л. Дербенев, специально для него написавший несколько песен. Позднее благодаря настойчивости гражданской супруги А. Есениной он записал девять песен А. Вертинского. В 1994 году Валерий Владимирович выступил перед широкой публикой в концертном зале «Россия». Это был первый выход на сцену после долгого перерыва. Несмотря на употребление алкоголя и наркотиков, Ободзинский сумел сохранить свой феноменальный голос, сорвав бурные аплодисменты собравшейся публики.

Затем певец возобновил гастрольную деятельность и проехал по сценическим площадкам нескольких российских городов. Последним публичным выступлением певца стали съемки в телепередаче «Золотой шлягер». Валерий Ободзинский скончался от инфаркта 26 апреля 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Валерий Ободзинский

Деятельность певца в 90-е годы

Деятельность певца в 90-е годы

Последний раз Валерий Ободзинский выступил в Магадане в 1987 году и исчез. Поклонники были обеспокоены, они писали на радио, телевидение и даже в Кремль, но отвечать им никто не собирался. А певец, как говорил он сам, залег на дно. К тому времени он развелся с женой и, оставив ей квартиру, устроился сторожем на складах галстучной фабрики, жил там же во времянке. Выпить со знаменитостью хотели все, несли водку и закуску.

Валерий вспоминал, как его унижали, не пускали с концертами за рубеж, искали в его любовных песнях какой-то подтекст, которого не было. Он просто пел о любви. Он не жил, а существовал, пока не встретил Анну Есенину. Именно она уговорила его вернуться к прерванной концертной деятельности. По ее словам, ему не нужны были репетиции, он сразу же вложился в ноты. Вначале были записаны песни Вертинского. Первое выступление после столь длительного перерыва проходило в концертном зале «Россия». Поклонники не забыли своего кумира, был аншлаг и гром аплодисментов.

Ободзинский дал несколько концертов в разных городах,

Возобновив выступления, Ободзинский дал несколько концертов в разных городах, но здоровье стало ухудшаться: часто повышалось давление, учащалось сердцебиение. С наркотиками он покончил, но пить продолжал, что сказалось на его общем самочувствии. Все окружающие его близкие видели, как он мучается, но помочь были не в силах, так как он сам хотел умереть.

27 апреля певец должен был дать концерт в Петрозаводске, билеты были проданы, но приехать он не смог. Вечером стал жаловаться на сердце, вызвали врача, хотели оставить его на ночь, но больной отказался, видимо, чувствовал, что бесполезно. Вскрытие показало причину смерти — сердечная недостаточность. Последнюю ночь перед кончиной с ним были Анна и его младшая дочь Лера.

Звезда Валерия Ободзинского

Умер он, когда рядом никого не было: измученные бессонной ночью женщины к утру уснули. Это произошло 26 апреля 1997 года, в ночь под Пасху. Похороны состоялись 30 апреля. Похоронили певца Ободзинского на Кунцевском кладбище. Могила народного любимца всегда усыпана свежими цветами. В Одессе, где вырос артист, около его дома в апреле всегда проводят концерты, где звучат лучшие песни Ободзинского.

В 2002 году была заложена звезда Валерия Ободзинского на Аллее звезд. В 2015 г. сняли документальный фильм-сериал о его жизни, где роль певца сыграл актер Алексей Барабаш. Артист никогда не будет забыт теми, кто его знал и слушал. Еще долго будут звучать его песни: «Мираж», «Вечная весна», «Неотправленное письмо» и другие.

Музыка

Большой успех пришел к Валерию Ободзинскому в 1967 году после гастролей по Сибири и Приморскому краю. Закрепила популярность поездка в Болгарию, где певец исполнил ставшую достаточно модной песню «Луна на солнечном берегу». Когда же в конце 60-х вышла первая долгоиграющая пластинка «Поёт Валерий Ободзинский», весь тираж был моментально раскуплен.

Валерий Ободзинский на сценеВалерий Ободзинский на сцене

Государство обогатилось за счет таланта молодого исполнителя на 30 миллионов, а самому певцу достался гонорар всего лишь в 150 рублей. Финансовая несправедливость будет заботить Ободзинского до конца карьеры. Все последующие диски с записями певца расходились мгновенно. Феноменальный интерес к нему можно объяснить необычной манерой исполнения, бархатным голосом и отменным лирическим тембром.

Причем вокалу Ободзинский никогда не обучался и при пении пользовался скорее врожденным слухом и музыкальным чутьём. Кроме того, следует отметить высокий профессионализм и трудоспособность артиста. Он мог репетировать один куплет по нескольку часов, оставаясь неутомимым в то время, когда музыканты оркестра уже валились с ног.

Валерий Ободзинский с ансамблемВалерий Ободзинский с ансамблем

Все это вместе привело к тому, что популярность Валерия Ободзиского в 70-х годах была невероятной. До сегодняшнего дня дошли гремевшие тогда песни «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», написанные Давидом Тухмановым, «Сколько девчонок на свете» и «Марш десантников», автором которых был Александр Зацепин.

Кроме того, Валерий знакомил советского слушателя с песнями из репертуара «Битлз», Карела Готта, Джо Дассена, Тома Джонса и многих других западных звезд, музыка которых была в СССР практически недоступна. Причем Ободзинский не просто перепевал их песни на русском языке, а придавал этим композициям свой собственный чувственный, страстный и несколько гротескный стиль.

Травля и закат карьеры

Травля и закат карьеры Ободзинского

Одновременно с головокружительным успехом росла критика Ободзинского со стороны официальных властей: не поет патриотические песни, на сцене ведет себя в разрез моральному кодексу и т. д. Тема любви не входила тогда в репертуар советских песен. Однажды министр культуры Фурцева, зайдя в магазин и увидя, как раскупают пластинки с зарубежными записями исполнителя, приказала уменьшить число его выступлений, хотя билеты на многие концерты были заранее проданы.

1971 год стал для Валерия Ободзинского роковым: ему запретили петь на всех концертных площадках страны. Через год чиновник из ЦК Шауро, которому нравились его песни, сумел исправить ситуацию, выступления разрешили, но недоброжелатели и завистники не угомонились, поэтому скоро ему закрыли путь на телевидение. Бывший тогда председателем Гостелерадио Лапин заявил, что одессит с такой фамилией не может быть не евреем.

Из-за Фурцевой за три года на «Мелодии» не вышло ни одной пластинки исполнителя. В то трудное время один Никита Богословский не побоялся и выступил в газете «Советская культура» со статьей «Давайте замечать хорошее». После этого снова были концерты и гастроли. Все обрушилось в 1976 году:

Певец начал все больше употреблять алкоголь

  • певец начал все больше употреблять алкоголь, чего раньше не позволял другим;
  • ансамбль «Верные друзья» отказался с ним работать;
  • он был уволен с Москонцерта;
  • начались разлады в семье.

В 1977 году было его последнее выступление на «Огоньке» с песней «Вечный вальс». Больше он на большую сцену не выходил. По словам Ефима Дымова, никто до сих пор не верит, что человек такой сильной воли, как Валерий, мог так опуститься. Анализируя последние события их совместной деятельности, Дымов предполагает, что все началось с увольнения пожилого, но очень делового и талантливого администратора Зупермана, который очень много сделал для раскрутки певца и всячески его поддерживал, а вскоре после увольнения умер.

После этого пьющий молодой администратор Алов убедил Ободзинского, что сможет справиться с обязанностями сам, и тогда сэкономится целая ставка. Валера тогда уже не пил и был «зашит» после одного неприятного случая. Настоящую сущность Алова увидели, когда он несколько раз подвел и опозорил ансамбль.

До последнего никто не верил, как смелый и волевой Валерий смог попасть под влияние этого алкоголика, а тот планомерно «развязывал» певца, которого и без того мучало чувство вины из-за смерти уволенного Зупермана.

Закат карьеры

Любовь к зарубежной музыке и постоянно поднимаемые вопросы о нищенских гонорарах не остались незамеченными власть имущими. Артиста обвинили в том, что он поет о любви и о родине, но не о любви к родине и партии. Также было приписано певцу желание эмигрировать, хотя он никогда не давал повода к такому подозрению. Тем не менее, на долгое время артиста отстранили от концертной деятельности по Советскому Союзу, забраковали уже подготовленные гастроли в США.

Это привело к тому, что во второй половине 80-х годов некогда один из ведущих эстрадных теноров работал сторожем на складе текстильной фабрике и имел серьезные проблемы с алкоголем. Только в 1994 году Валерий Ободзинский вернулся в студию звукозаписи и выпустил компакт-диск «Дни бегут» с песнями из репертуара Вертинского, а также «Карнавал любви» и «Колдовские ночи», куда вошли лучшие хиты прошлых лет.

Валерий Ободзинский в конце карьерыВалерий Ободзинский в конце карьеры

В сентябре того же года он дал концерт в Москве, который имел оглушительный успех. После этого ежегодно переиздавались его песни, а сам исполнитель проехался по стране и выступил в нескольких крупных концертных залах, в которых неизменно был аншлаг.

Именная звезда перед концертным залом «Россия»

Валерий Ободзинский - биография и личная жизнь певца

Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию обвинял певца в том, что в его репертуаре мало «идеологических песен». Ободзинскому предложили изменить программу, но он не согласился. Музыкант говорил: «Моя принципиальность в том, что я не кривил душой. Я не хотел петь песни, который меня заставляли петь <…> Вся наша советская действительность, вся наша конъюнктура и все чиновники воспитаны на других песнях. Потом идеология — это такой паноптикум». Его перестали приглашать на телевидение, песни Ободзинского почти исключили из ротаций на радио: ссылались на постановление секретариата ЦК «О повышении ответственности <…> за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». Сначала певец не воспринял санкции всерьез. Он был уверен, что это не повлияет на его популярность: выпускать записи и проводить сольные концерты ему по-прежнему разрешали. В 1978 году вышла пластинка поэта Владимира Харитонова «Белые крылья». Вместе с группой «Цветы» Валерий Ободзинский записал для нее две песни: «Ты подожди ответа» и «Белые крылья».

В 1979 году певец развелся с женой. Он стал злоупотреблять алкоголем, срывал концерты. В 1986 году Ободзинского уволили из «Росконцерта», и он перестал выступать на сцене. Певец говорил: «У меня было подавленное настроение. Я просто понял, что я достиг потолка. Или мне нужно бросать и уходить овощи продавать — я, к сожалению, больше ничего не умею, кроме того, как петь. Или мне нужно откровенно остановиться и проанализировать самого себя и всю свою жизнь».

В 1987 году Ободзинский устроился сторожем на галстучную фабрику.

В 1991 году певец познакомился со своей поклонницей Анной Есениной. Она работала в библиотеке неподалеку от фабрики. Певец говорил: «Анна — это женщина, с которой я живу, которую я люблю. Это удивительный человек, который с детских лет собирает мои пластинки, материалы обо мне, газеты <…> Она живет моей жизнью, моими песнями». В 1992 году, после долгого перерыва, Ободзинский записал диск с композициями Александра Вертинского.

В сентябре 1994 года артист вернулся на сцену и выступил в концертном зале «Россия». А через несколько месяцев вышел альбом «Карнавал любви» с лучшими песнями Валерия Ободзинского. Певец стал снова давать концерты и съездил в тур по стране. Помимо своих хитов, он включал в свою программу композиции известных ВИА: «Синяя птица», «Самоцветы», «Пламя». Аранжировкой занимался музыкант Дмитрий Галицкий.

В 1997 году Валерий Ободзинский в Санкт-Петербурге дал совместный концерт с эстрадной артисткой Геленой Великановой. Это было его последнее выступление. 26 апреля 1997 года, певец скончался. В 2002 году на «Площади звезд» перед концертным залом «Россия» открыли именную звезду Ободзинского.

Переломная встреча со второй женой

Ободзинский развёлся с женой. Он устроился на галстучную фабрику, где работал сторожем и жил там же во времянке. Положение изменила встреча с его давней поклонницей Анной Есениной. Валерий Ободзинский со второй женой Благодаря Есениной Ободзинский вновь начал петь. Он обратился к песням, написанным Вертинским. Сначала исполнил два его произведения, а позже записал целую аудиокассету.

В концертном зале «Россия» в 1994-ом году певец собрал зрителей, которые аплодировали ему стоя. Ободзинский стал часто ездить на гастроли, однако запои всё же случались у него время от времени.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий