Велимир Хлебников — биография, жизнь и творчество поэта

Видео Все

Велимир Хлебников «Гении и злодеи»

Велимир Хлебников - биография, жизнь и творчество поэта

Король времени Велимир Хлебников Культура 2008

Велимир Хлебников - биография, жизнь и творчество поэта

Поэзия. Велимир Хлебников. 1885-1922 (1985)

Детство и юность

Виктор Хлебников родился в 1885 году в селе Малые Дербеты в Калмыкии в семье ученого-орнитолога. У него было две сестры и два брата.

Виктор (слева) с братом Борисом

Виктор (слева) с братом Борисом

Стараниями мамы, Екатерины Николаевны, выпускницы Смольного института, дети получали прекрасное домашнее образование, знали историю, литературу, искусство. Отец пробудил интерес мальчика к естественным наукам. Он часто брал сына с собой в орнитологические поездки, научил вести наблюдения и записывать результаты. Владимир Алексеевич всю жизнь много и тяжело работал, чтобы содержать семью. Хлебниковым приходилось часто менять место жительства в связи с его службой. В гимназию Виктор пошел в десятилетнем возрасте, когда семья обосновалась в Симбирске. Оканчивал гимназическое обучение уже в Казани.

В юности

В юности

Из-за разносторонних способностей юноше было нелегко выбрать поле деятельности.

Будетлянин. Председатель Земного Шара

  • 1903 – поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но к началу следующего учебного года перевелся на естественное отделение. Одаренность Виктора была универсальной: ему одинаково легко давались точные науки, химия и биология, история и философия. Самостоятельно учил языки – санскрит и японский.
  • 1905 – Цусимское сражение с его огромными человеческими потерями произвело сильное впечатление на юношу. У него возникла идея о существовании «числовых законов» времени, с помощью которых можно описать исторические события и прогнозировать их. Он поклялся открыть эти законы, чтобы не допустить в будущем смертей людей в войнах и революциях.
  • 1906 – написаны первые поэтические произведения и проза. Виктор увлекся словотворчеством, возник интерес к славянской культуре, фольклору.
  • 1908 – переехал в Петербург, желая заниматься литературной деятельностью. Стал студентом третьего курса Петербургского университета. Вошел в кружок символистов, сделался завсегдатаем поэтических вечеров. К этому времени им написаны сотни стихов. В качестве поэтического псевдонима Виктор взял древнее славянское имя Велимир, означающее «повелитель мира». В журнале «Весна» напечатано стихотворение «Искушение грешника», полное неологизмов. Это первое появление в печати творения Хлебникова.
  • 1910 – познакомился с В. Каменским и Д. Бурлюком. С присоединившимися к ним позднее В. Маяковским и Б. Лившицем они основали группу футуристов. Своей задачей футуристы считали создание новой поэзии. По предложению Хлебникова стали называть себя будетлянами (аналог понятия «футуристы» от слова «будет»). Хлебников стал главным теоретиком этого поэтического направления. В апреле вышел сборник произведений будетлян «Садок судей». В нем было несколько произведений Хлебникова. Сборник сочли вызовом всему литературному миру.
  • 1911 – изучает числа и их связь с событиями истории. К тому времени перестал посещать университет и в июне был исключен.
  • 1912 – на собственные средства издал книгу «Учитель и ученик», свое первое авторское издание. В нем излагались открытые им нумерологические «законы времени» и лингвистические изыскания. В книге были предсказаны российские революции 1917 года. Вышел из печати сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу». Большую часть его составляли проза и стихи Хлебникова, среди них – «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Эти произведения демонстрировали создание нового поэтического языка. Сборник начинался провокационным «Манифестом» коллективного авторства, в котором предлагалось сбросить классическую литературу с «парохода современности».
  • 1913 – опубликован авторский сборник стихов «Ряв!»
  • 1914 – вышел первый том собрания сочинений Хлебникова. Также издан авторский сборник стихов «Изборник» с иллюстрациями Павла Филонова.
  • 1915 – инициирует создание утопического «Общества Председателей Земного Шара». Так Хлебников попытался воплотить в жизнь свой замысел об учреждении правительства из наиболее достойных 317 людей для управления Всемирным государством. Число 317 он считал главным в судьбе отдельного человека, народа и государства. В «Общество», кроме самого Велимира, входили поэты, писатели, художники.
  • 1916, апрель – мобилизован в армию, в запасной пехотный полк. Военная служба стала для Виктора невыносимым испытанием. Несколько месяцев пребывания в казарменной обстановке подорвали его психику, последовала череда медицинских комиссий. В результате он получил длительный отпуск и больше на службу не вернулся.
  • 1917 – на события Февральской революции отозвался стихотворением «Свобода приходит нагая…». Стихотворение – впечатление от происходящего, не содержащее каких-либо оценок. Также написал «Воззвание Председателей земного шара». В нем провозглашался мир без границ и единство всего человечества.
  • 1918 – в течение пяти месяцев гостил у родителей в Астрахани. Это редкий период в жизни поэта, когда он жил на одном месте и имел постоянную работу – в редакции местной газеты.
  • 1919 – написаны поэмы «Ладомир» и «Разин». Последняя состоит из четырехсот строк-палиндромов.
  • 1921 – в составе Персидской Красной армии на правах лектора отправился из Баку в Персию, где вспыхнуло революционное восстание. Здесь он пробыл несколько месяцев и обрел славу «русского дервиша». Поэма «Труба Гуль-Муллы» стала своего рода дневником этого путешествия. Завершены поэмы «Настоящее», «Прачка», «Ночь перед Советами», «Ночной обыск», отразившие видение революции и ее трагических последствий. «Ночной обыск» – одно из лучших произведений Хлебникова. В поэме передана двойственность отношения поэта к революции: он сочувствует ей, но не может оправдать ее невинные жертвы.
  • 1922 – закончил произведение «Зангези», жанр которого определил как сверхповесть. Главный герой – пророк Зангези, речи его «разбивают оковы слов». В поэме используются несколько поэтических языков: язык богов, звукопись, звездный язык, заумный и другие. Это итоговое творение Хлебникова и своеобразная сумма его идей. Книга вышла в июле 1922 года, после смерти автора.
  • 1922, июнь – умер в деревне Санталово Новгородской губернии. Похоронен на кладбище у деревни Ручьи. В 1960 году прах Хлебникова перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В жизни Велимир часто вызывал недоумение у окружающих, но для близких друзей и знакомых был авторитетом морали, подвижником. Его уважали и опекали.

Писатель Велимир Хлебников

Хлебников – человек

Хлебников был абсолютно неприспособлен к повседневной жизни, совершенно не заботился о себе. Быт его был чудовищно неустроенным. Преданные друзья помогали ему деньгами и одеждой, предоставляли жилье. Он привык обходиться минимумом вещей. Из предметов мебели считал лишним все, кроме кровати и стола.

Хлебников не был женат. Мария Синякова вспоминала, что он влюблялся постоянно и легкомысленно, но все влюбленности были платоническими. Женщины, способной полюбить и принять поэта со всеми его странностями, нищетой, неуемной тягой к скитаниям, Хлебников не встретил.

Поэт исходил и изъездил пол-России, побывал на Кавказе и севере Ирана. Испытал голод, холод и бедствия гражданской войны. С 1917 постоянно находился в гуще революционных событий. Сначала он дважды проехал туда и назад по маршруту Харьков – Киев – Петроград, а затем начал странствовать, преодолевая огромные расстояния с вещевым мешком или узелком, наполненным собственными рукописями и рисунками.

Велимир Хлебников в профиль

Поэт-мыслитель. Преобразователь языка

Хлебников – величайший новатор, лидер авангардизма и футуризма в литературе. Его творчество – новая ступень в культуре русского поэтического языка, оно дало толчок развитию ритмических и словотворческих возможностей поэзии. Он отказался от использования традиционного стихотворного размера, прибегая к употреблению в одном произведении разных размеров. Изучая славянский фольклор, язык древних мифов и обрядов, создал новый поэтический язык, включающий неологизмы и древние слова, использующий палиндромы и каламбуры. Одним из символов русского футуризма стала сама личность Хлебникова со всеми его странностями.

Он – выдающийся поэт-мыслитель. Все, созданное им, подчинено одной идее – преображению мира с помощью числа и слова. В его поэзии отразились всеохватное восприятие мира, глубокие и универсальные научные знания, мысль о единстве человека и природы.

Хлебников оказал влияние на несколько поколений поэтов. Его признали учителем Маяковский, Асеев, Пастернак. Отголоски его поэтики слышны в произведениях Мандельштама, Цветаевой, Заболоцкого, Глазкова, Кульчицкого, поэтов 60-х годов двадцатого века.


Первые стихотворения

Ещё с детства поэт начал вести фенитологические и орнитологические записи во время походов с отцом. В его тетрадях биология и психология причудливо сочетались с размышлениями на тему философии и этики и даже набросками автобиографии. В студенческом возрасте юноша печатает несколько статей научного характера. С 11 лет он пишет небольшие стихи.

Несколько раз в 1904 г. Виктор отправлял свои стихи и рассказы А.М. Горькому в надежде быть опубликованным в его издательстве. Однако литератор ни разу не получил ответа. С юных лет до 1906 года он пишет автобиографическую повесть «Еня Воейков», так и оставшуюся незавершенной.

В 1908 г. юноша знакомится с Вячеславом Ивановым, крымским поэтом. В течение некоторого времени они общаются, футурист даже входит в круг «Академии стихов», но потом пути литераторов расходятся. В это время он также пересекается с Гумилёвым и Кузьминым, последнего стихотворец называет своим учителем.

Именно после знакомства с Ивановым поэт впервые публикует своё стихотворение в журнале «Весна», подписываясь Велимиром. Дебютом стало произведение под названием «Искушение грешника». Читатели не слишком восторженно восприняли его творчество, слава пришла к Виктору немного позже. В 1909 году он выпускает стихи «Бобэоби», «Заклятие смехом» и «Зверинец», которые были высоко оценены подписчиками журнала.

Велимир Хлебников

Литература

Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.

Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.

Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова

Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.

В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).

Сборники стихов Велимира ХлебниковаСборники стихов Велимира Хлебникова

В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»

Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».

Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,

«прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное».

Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.

Велимир Хлебников в военной формеВелимир Хлебников в военной форме

Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.

В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.

Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз…»

Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.

Личная жизнь

Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в которую Велимир был безответно влюблен. Она же называла поэта «безумным, но изумительным».

Портрет Велимира ХлебниковаПортрет Велимира Хлебникова

Нежные чувства футурист испытывал к харьковским коллегам – сестрам Синяковым, к Вере Будберг и Ксане Богуславской. О любви его стихи «Люди, когда они любят», «Тело кружева изнанка…», «Опыт жеманного».

Женщины, которая бы полюбила Хлебникова – бездомного, неустроенного и нищего, не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но связывать с ним жизнь не решались.

Смерть

Смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил, что «люди моей задачи» часто уходят в 37 лет.

Дом-музей Велимира Хлебникова в АстраханиДом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани

Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте позаботился Петр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвез Велимира в Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем отправился в Астрахань.

Рисунки Велимира ХлебниковаРисунки Велимира Хлебникова

В Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался Хлебников летом 1922 года. Причиной смерти стал парез.

Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.

Могила Велимира ХлебниковаМогила Велимира Хлебникова

Незадолго до смерти Велимир Хлебников словно «предупредил» своих критиков в стихотворении «Еще раз, еще раз», что горе тем, кто взял «неверный угол сердца» к нему:

«Вы разобьетесь о камни,

И камни будут надсмехаться

Над вами,

Как вы надсмехались

Надо мной».

Примыкание к «будетлянам»

В 1910 г. стихотворец становится членом группы «Гилея» вместе с Василием Каменским и Давидом Бурлюком. Позднее в это объединение вступают Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. Несмотря на тесное общение с символистами, акмеистами и художниками, Велимир уже тогда начинает придерживаться собственного стиля.

В 1910 г. выходит футуристический сборник «Садок судей», в который вошли некоторые сочинения Хлебникова. В это же время публикуются его книги «Ряв!», «Творения 1906-1908» и другие. В 1912 г. был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу», большая часть стихотворений в нём была написана поэтом. На последних страницах стихотворец вставил таблицу с датами падений великих государств. К вычислениям он добавил фразу «Некто 1917». Позже подобная информация была напечатана в книге «Учитель и ученик».

С 1915 г. поэт разрабатывает теорию Правительства Земного Шара, состоящего из 317 председателей. Он мечтал о мире на планете, равноправном и здоровом обществе, где все уважают друг друга. В это время распадаются все организации, к которым Велимир имел отношение. Маяковский утверждает, что футуризм «мертв как особенная группа».

Современные учёные относят его творчество к кубофутуризму, тогда как Хлебников называл себя «будетлянином». Литератор крайне серьёзно относился к языку, оберегая его от иностранных заимствований. Взамен он придумал множество новых слов, но они не прижились.

Велимир Хлебников

↑ Биография Велимира Хлебникова (1885-1922)

Уже к четырем годам Виктор (так его нарекли от рождения) бойко читал по-русски и по-французски, неплохо рисовал. Он родился 28 октября 1885 года в Калмыкии. В семье, кроме него, было еще два брата и две сестры. Мать дала всем пятерым детям блестящее образование, сумела привить им любовь к литературе, языкам, истории. Отец был орнитологом и часто брал сына с собой в степь. Ребенок мог часами слушать пение птиц и наслаждаться им, смотреть на небо, наблюдать ход облаков.

Увлеченно, даже одержимо Виктор учился в Симбирской гимназии, а затем в Казанском и Петербургском университетах. Казалось, он пытается объять необъятное. Увлечение математикой сменялось любовью к химии и кристаллографии. Санскрит и восточные языки способствовали рождению интереса к славянскому корнесловию. В 1903 году Хлебников принимает участие в студенческой антиправительственной демонстрации. Следуют арест, исключение из университета и месяц тюрьмы, после чего он резко изменяется как человек. Хлебников приезжает в Москву. Он дает себе обет – найти законы времени. Известность Хлебникова начинается после того, как он приезжает для продолжения учебы в Петербург.

Война и болезнь

В апреле 1916 г. поэта призывают в армию, до мая 1917 г. он пребывает в запасном полку в Царицыне. Эти годы становятся для Хлебникова самыми тяжёлыми, он пишет знакомым огромное количество писем. По его словам, за эти месяцы Велимир прошёл «весь ад перевоплощения в лишенное разума животное». Он сочинил множество антивоенных стихов, впоследствии выпущенных в сборнике «Война в мышеловке».

Велимир Хлебников

В 1917 г. психиатр Н. Кульбин помогает поэту вернуться из мобилизации. Он назначает ему комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани, впоследствии мужчина скрывается в Украине, на территории Харьковской психиатрической больницы. Ещё до этого он пытается находиться в гуще событий Октябрьской революции, поэтому несколько раз меняет место жительства. Он поддерживал народ, надеясь на то, что революция сможет исправить всё к лучшему.

В 1921 году поэт отправляется в Пятигорск, там он работает ночным сторожем в Терской РОСТА. После этого он ненадолго возвращается в Москву, дописывая там незаконченные стихотворения. В декабре 1921 г. публикуется «сверхповесть» литератора под названием «Зангези». Также в этот период он выпускает произведения «Ночной обыск», «Горячее поле», «Берег невольников» и «Председатель Чеки».

В мае 1922 г. Хлебников с художником П. Митуричем отправляется в деревню Санталово Новгородской губернии, там он заболевает. Велимир погиб 28 июня 1922 года в глухой деревушке Санталово от недоедания и паралича ног. В 1960 г. прах стихотворца перевезли в Москву. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, надпись на надгробии гласит «Председатель земного шара».

Интересные факты

  • Из-за того, что поэт часто перемещался с одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.
  • Благодаря отцу Виктор увлекся естественными науками, вместе с ним часами пропадал в лесах и степях, наблюдая птиц, посещал стойбища калмыков-кочевников. На всю жизнь его впечатлили калмыцкие астрологи зухарчи, предсказывающие будущее по «зухарчин моди» (доскам судьбы). Одно из самых загадочных его произведений называется «Доски судьбы». В нем поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям. По хлебниковской теории времени все события, происходящие в мире, кратны числу 317.

Портрет Хлебникова кисти Михаила ЛарионоваПортрет Хлебникова кисти Михаила Ларионова

  • В письме, датированном концом 1916 года, Виктор Владимирович писал: «Это только 1,5 года, пока внешняя война не перейдет в мертвую зыбь внутренней войны». Все так и произошло. Первая мировая война, которая потрясла мир, была предсказана Хлебниковым еще в 1908 году. В своем воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».
  • В 1920 году поэму-утопию «Ладомир» Хлебников начал следующими словами: «И замки мирового торга, где бедности сияют цепи, С лицом злорадства и восторга Ты обратишь однажды в пепел». В 2001 году, когда в Нью-Йорке террористами были разрушены башни Всемирного торгового центра, эти слова Хлебникова вспоминались особенно часто.

Велимир ХлебниковВелимир Хлебников

  • В произведении «Лебедия будущего» (1918) он довольно точно описывает Интернет и «Живой Журнал» под именем «тенекниг», где появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене».
  • Все то, что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление Интернета. Угадано даже слово «паутина». «Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа».

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий