Евгений Самойлов — биография и личная жизнь, фото актера

Видео Все

Евгений Самойлов - биография и личная жизнь, фото актера

Евгений Самойлов. Легенды мирового кино

Путь к совершенству — Евгений Самойлов

Евгению Самойлову к 105-летию. Помним…

«Аристократические корни»

Никаких дворянских корней у меня нет! Мой отец с малолетства трудился на Путиловском заводе и был квалифицированным рабочим пушечного цеха. Правда, его мама была замужем за англичанином, но и тот, видимо, был не лорд. Англичанина этого я никогда не видел. Каким ветром его занесло в Россию? Он погиб ещё до моего рождения, погиб нелепо: под паровозом, на котором работал. Об этом мне рассказывала бабушка. А вот её я помню прекрасно. Статная красавица. Осталась одна с детьми, обоих поставила на ноги. Мама же моя — костромчанка. Отец её занимался торговлей. Вот такие у меня «аристократические» корни.

У меня было великолепное детство. Мы жили в Петербурге на Московско-Нарвской заставе. На нашей улице стояло всего три дома. Наш — самый крайний, рядом с Екатерингофом. Я ходил гулять в этот роскошный малолюдный парк. Помню чудесные пруды, дворец петровского времени, бот. Всё там дышало эпохой Петра I. Этот парк мне снится до сих пор. Мы жили в частном доме. Отец купил в нём квартиру из трёх комнат. Квалифицированный рабочий-оружейник, он получал приличные деньги — 280 рублей золотом. Я помню хозяина нашего дома. Помню дворника — очень красивого мужчину с бородой, всегда в белоснежном фартуке. Он следил за порядком, и у нас всегда была идеальная чистота. Когда начались революционные бои, мы с отцом вышли из дома — у ворот стоял дворник. Мимо одна за другой пролетали пули. Вдруг — раз! — и дворника не стало, на моих глазах его убила шальная пуля. Это моё самое сильное впечатление от революции.

Евгений Самойлов, 1955 год.

Евгений Самойлов, 1955 год. Фото: РИА Новости

Отец всегда был абсолютно лысым. Как-то я спросил, почему у него не растут волосы. И он рассказал, что вместе с Гапоном ходил к царю и, когда начался расстрел, он со страху залез на столб. Это его спасло, но на нервной почве он потерял волосы навсегда.

Он очень любил литературу. И всю жизнь с каждой получки обязательно покупал книги. В конце концов собрал огромную библиотеку. Усаживал нас с братом за обеденный стол под зелёной лампой и читал нам либо Тургенева (особенно он любил «Бежин луг»), либо Гоголя — начиная от «Вия» и кончая «Мёртвыми душами». Монолог о дороге я помню с детства. Ещё отец увлекался театром. Однажды выстоял гигантскую очередь, чтобы попасть на Шаляпина. Постоянно ходил в Александринку, когда я подрос, стал брать и меня. Ещё школьником я посмотрел «Дни Турбиных», с которыми приезжал МХАТ. Не привезли декорации, актёры извинились и стали играть в стульях. Но впечатление было грандиозное! К моему решению стать актёром отец отнёсся вначале настороженно. Но потом увидел меня на сцене — и благословил.

Репродукция кадра из фильма «Неоконченная повесть» режиссера Фридриха Эрмлера, 1955 год. Актеры Элина Быстрицкая — участковый врач Елизавета Максимовна Муромцева и Евгений Самойлов — врач-невропатолог Александр Денисович Аганин.

Репродукция кадра из фильма «Неоконченная повесть» режиссера Фридриха Эрмлера, 1955 год. Актеры Элина Быстрицкая — участковый врач Елизавета Максимовна Муромцева и Евгений Самойлов — врач-невропатолог Александр Денисович Аганин. Фото: РИА Новости

«Артистом стал случайно»

В школе я учился плохо. Особым кошмаром для меня были немецкий язык и математика. Я любил только два предмета — литературу и рисование. Частенько наведывался в Эрмитаж и Русский музей. Приходил ранним утром и проводил там весь день до закрытия. Иногда и школу прогуливал. Собирался поступать в художественную школу. Но мой школьный товарищ, проведав, что на Литейном есть частное училище Ходотова, бывшего артиста императорских театров, уговорил меня пойти за компанию сдавать экзамены. Вывесили списки — меня приняли, а его нет… Всё преподавание Николая Николаевича Ходотова заключалось в том, что он нам читал и читал, а мы должны были учиться читать так же.

Одна муза на двоих. Зинаида Райх, Есенин и Мейерхольд

Я стал часто ходить в Александринский театр. Видел Юрьева, Горина-Горяинова, Корчагину-Александровскую, Певцова, Мичурину-Самойлову. Очень любил Николая Симонова. Так искусство театра поглотило меня целиком. Ходотов приглашал к себе Леонида Сергеевича Вивьена. А тот организовал «Молодёжный театр» в бывшей Голландской церкви. Взял туда и меня — я играл там характерные роли.

В театр Мейерхольда я попал случайно. Брат Всеволода Эмильевича, Борис Эмильевич, был знаком с родителями моей жены. Он и попросил Мейерхольда посмотреть меня. Мейерхольд был моим кумиром. Я видел все его спектакли, которые он привозил в Ленинград. Когда я пришёл к нему в гостиницу «Европейская», то так оробел, что слова не мог сказать. Он расхохотался и сразу предложил мне пойти в его театр — дал роль Пети в «Лесе».

Всеволод Эмильевич был человеком огромного обаяния. Всегда очень элегантно одевался, очень энергичный, подвижный. В процессе репетиции он раз шестьдесят выбегал на сцену. Всё бегом! Начинал репетировать в свитере или в пиджаке, а кончалось тем, что он оставался в одной мокрой рубашке.

Великий хамелеон. Знаковые роли Эраста Гарина

А потом ГОСТИМ закрыли. Мы готовили к выпуску «Как закалялась сталь», где я играл Павку Корчагина. Началась генеральная репетиция. Ждали Шумяцкого, возглавлявшего отдел искусств. Он вошёл в зал в галошах, не сняв ни пальто, ни головного убора. Мы играли для него одного. Спектакль не выпустили. Сочли его слишком пессимистичным. Это была прелюдия разгрома. Когда театр закрыли, для меня это было колоссальным ударом. Я был ошеломлён. Помню собрание, на котором актёры, воспитанные Мастером, выступали один за другим с разгромными речами. Промолчали только два человека: Эраст Гарин и Игорь Ильинский.

«Работать с Довженко было счастье»

На генеральной репетиции спектакля «Как закалялась сталь» присутствовал ассистент Александра Довженко, искавший актёра на роль Щорса. Он предложил мне приехать в Киев и попробоваться. Я поехал, и Довженко сразу меня утвердил. Работать с Александром Петровичем было счастье — очень талантливый мастер. Сделать фильм о Щорсе было заказом Сталина. Довженко рассказывал, что они долго гуляли по ночному Арбату и беседовали. Сталин хотел, чтобы в картине было много украинских песен и танцев. Он сказал Довженко: «Вы же видели картину „Чапаев“. Её все, от старика до малыша, поймут сразу. А вы сделайте такую картину, чтобы надо было задумываться».

Евгений Самойлов в роли Щорса на съемках кинофильма «Щорс» режиссеров Александра Довженко и Юлии Солнцевой.

Евгений Самойлов в роли Щорса на съемках кинофильма «Щорс» режиссеров Александра Довженко и Юлии Солнцевой. Фото: РИА Новости

Кстати, я совершенно не был похож на Щорса, но Довженко от меня не требовал сходства с ним. Мне сделали бородку, как у него, и всё. Перед каждой съёмкой Александр Петрович проверял грим, кто как одет, всё ли сделано так, как нужно. Если вдруг во время съёмки замечал, что косит карниз или дверь, то прекращал её и требовал поправить. Всё в кадре должно было быть идеально!

Так и во всём. Если актёр на репетиции делал что-то неверно, пока не добивался, чтобы тот нашёл нужную интонацию, снимать не начинал. Бывали случаи, когда он сам не знал, как снять сцену, и тогда мог в течение 10-15 дней сидеть на холме и снимать рожь. Как в этой ржи один казак догоняет другого. И так все пятнадцать дней.

Евгений Самойлов в фильме Юлии Солнцевой «Зачарованная Десна».

Евгений Самойлов в фильме Юлии Солнцевой «Зачарованная Десна». Фото: РИА Новости

Над ним иногда подшучивали. Помню, как он, осмотрев меня, вызывал Лёню Хазанова и говорил: «Лёнечка, сегодня, по-моему, не та борода». — «Как так, Александр Петрович? Борода та же, что была вчера». — «Нет, не та». Лёня брал меня под руку, шептал: «Пойдём походим полчасика по павильону». Погуляв, мы возвращались, Лёня говорил: «Александр Петрович, я всё исправил». — «Вот это другое дело!» Своих помощников Довженко называл так: «Безруко-безногие-слепорождённые». На протяжении всего года только и слышалось: «Безруко-безногие-слепорождённые». И под конец они решили пошутить в отместку. Снимали сцену торжественного приёма, когда Щорс угощает командиров. Накрыли стол, заставили его хрусталём, а на краю помрежа навалили груду костылей и биноклей. Довженко по обыкновению всё придирчиво осматривает, наконец подходит к этой куче: «А это что?» — «Александр Петрович, это мы приготовили для слепорождённых-безруко-безногих». Как он обиделся! Ушёл и три дня на студии не появлялся.

Немая поэзия Александра Довженко

Обычно Довженко говорил актёрам, как видит ту или иную сцену, и продолжал репетировать до тех пор, пока результат его не удовлетворял. Для каждого кадра снимали по 12 дублей. Плёнку не жалели, тратили столько, сколько было нужно. Сейчас такое невозможно, а тогда не экономили, ведь как-никак, а у Довженко был заказ «сверху», лично от Хозяина. И нужно было помимо исторических событий снять и народные песни, и танцы, помимо непосредственных боевых действий показать народ.

Снимать мы начинали с раннего утра. В восемь привозили на съёмочную площадку, гримировали, одевали, и до восьми вечера — съёмки.

Конечно, переносить это было тяжело, к тому же я ведь Щорса играл на русском языке, и тут же делался дубль на украинском. Я украинского языка, естественно, не знал, и мне дали преподавателей, которые подсказывали, как надо правильно произносить слова. Причём если я в чём-то ошибался, то украинский дубль переснимали ещё раз. Но ничего, молодой был, терпел. И даже так освоил украинский, что мог говорить на нём. Не такой и трудный язык.

Истинное лицо лейтенанта Тучи. Каким на самом деле был Василий Меркурьев

Я до этого фильма никогда на лошадь не садился. И ко мне приставили тренера — военного, украинца, по-моему, бывшего офицера царской армии. Щорс ведь прекрасно владел верховой ездой. И вот мой наставник в специальном манеже учил меня ездить без седла. Чуть согну спину, он мне кричит: «Выпрямить спину!», — и хлыстом по моей спине! «Ничего, — кричит, — стопка за мной!» Так я и выучился. Овладел конём великолепно.

«Душа ушла в пятки»

ЗА «Щорса» я получил первую Сталинскую премию. Кстати, со Сталиным мне довелось общаться только один раз. Случилось так, что меня пригласили вести концерт в честь его 70-летия. У меня душа в пятки ушла. Я разрезал программу на кусочки. Название каждого номера наклеил на палец, а поскольку тогда мне ещё не нужны были очки, то я мог спокойно читать, чтобы, не дай бог, не ошибиться.

Народный артист СССР Евгений Самойлов в роли Ясона в спектакле Московского академического театра имени В. Маяковского «Медея» по трагедии Эврипида. 1961 год.

Народный артист СССР Евгений Самойлов в роли Ясона в спектакле Московского академического театра имени В. Маяковского «Медея» по трагедии Эврипида. 1961 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Режиссёром этого концерта был Григорий Александров. Он сам объявил первые номера, а потом уже начал я. Всё это происходило в Георгиевском зале Кремля. Столы стояли буквой П. Сталин и всё Политбюро расположились совсем рядом. Но они сидели к нам спиной, лицом к зрителю. Наступает мой черёд объявлять. Вокруг все едят, стучат ножами и вилками, и, чтобы заглушить шум, я набрал воздуха и гаркнул в полную силу, не заметив, что рядом микрофон. Сталин обернулся, посмотрел на меня и что-то шепнул Берии. У меня перехватило поясницу так, что я до сих пор страдаю от болей. Второй номер я уже объявил нормально. Когда концерт закончился, мне предложили сесть за специально отведённый стол — поесть, выпить, но у меня так болела поясница, что я сразу пошёл домой. Дома выпил литр водки, но остался абсолютно трезв…

Помню, что, когда он умер, я ехал в театр на троллейбусе и меня била дрожь, а все в троллейбусе рыдали. Потом я и ещё несколько человек от партбюро театра отправились на похороны. Я, как и все на Красной площади, стоял на коленях.

Евгений Самойлов. 1981 год.

Евгений Самойлов. 1981 год. Фото: РИА Новости

Нутряки

65 лет я снимаюсь в кино, и сводила меня судьба в деле со многими достойными и талантливыми кинорежиссёрами. Но тех, кому могу поклониться до земли, только трое. Такого кино, какое создавали они, по-моему, уже больше никогда не будет.

Первым я назову Александра Петровича Довженко. Его философские высказывания, его поэтические размышления открыли мне, актёру тогда молодому, но уже познавшему театральные искания Мейерхольда, совершенно иной мир. И я устремился в этот мир, полный высоких нравственных чувств и романтических образов. Именно встреча с Довженко во многом определила мою актёрскую судьбу на несколько десятилетий вперёд.

Вторым в свой режиссёрский ряд я ставлю Ивана Александровича Пырьева, темпераментного, боевого, а для актёров — поистине отца родного. В начале 1944 года, в самый разгар войны, в холодных павильонах «Мосфильма» мы снимали лирическую картину «В шесть часов вечера после войны». Поразительно! До Берлина ещё было далеко, а Пырьев создаёт в фильме День Великой Победы, предугадывает, что этот долгожданный праздник придёт к нам весной, когда фронтовики снимут шинели и, сверкая боевыми наградами на парадных мундирах, обнимут жён и невест. И озарится огнями салюта майское вечернее небо над Кремлём. Предвидение Большого Художника — вот как я определяю финал музыкальной мелодрамы «В шесть часов вечера после войны», вышедшей на экраны страны в 1944 году.

Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину»

А третьим режиссёром такого же масштаба, такой же самоотдачи, столь же наполненного любовью к народу сердца является для меня Сергей Фёдорович Бондарчук. Взяться за «Войну и мир» — ведь это же подвиг! Толстой — это могущество мысли и слова, и он, режиссёр, обращаясь к великой литературе, как бы вступал в диалог с Толстым, брал на себя смелость передать его могущество посредством языка кино. Грандиозная картина! И чем больше проходит времени, чем больше мы смотрим эту экранизацию главного русского романа, тем явственней убеждаемся в величии и мощи личности Бондарчука. Богом данный человек! Я не мифотворец, но, повторяю, я убеждён, что Сергей Фёдорович Бондарчук — Богом данный человек. И кажется мне, что он осознавал своё предназначение в земной жизни и нёс его подвижнически, просто и достойно.

Когда мне говорят: «Любил вас Бондарчук», я отвечаю: «Так и я его любил». Правда, мы никогда в этом друг другу не признавались. При встречах никогда не обнимались, не целовались. Сейчас поглядишь, в Государственной думе целуются, а потом и кулаки в ход могут пустить; в Академическом Малом театре, где я играю вот уже более тридцати лет, тоже целуются, а за спиной, бывает, чего только не выделывают. У нас же с Сергеем — только крепкое мужское рукопожатие, без сантиментов. Наше личное общение я бы определил двумя словами — мужественность и искренность. И вот это я никогда не забуду, это живёт в моём сердце и греет мне душу.

Наталья Бондарчук: «Отца убили коллеги по цеху»

Есть в актёрской среде словечко — «нутряк». Это такой актёрский жаргон, так с уважительной интонацией говорят об актёре, который обладает редкостно тонким чутьём и вкладывает в роль весь свой душевный мир. Сергей Фёдорович — чистый «нутряк». Каждый воплощённый им образ он пропускал через себя, через своё сердце. А это человека сжигает. Но именно такая актёрская жертвенность и остаётся в памяти зрителей, во всяком случае, в памяти того поколения, к которому он принадлежал, и в памяти тех, кто работал рядом с ним.

А молодёжь… Не сочтите мои размышления за стариковское брюзжание, но, думается, я имею право огласить своё мнение. Не замечаю я в нынешнее время среди играющих главные роли в кино и телесериалах «нутряков». Сейчас молодые актёры научились играть только сыщиков или бандитов. И как такому менту-бандиту доверить Пушкина? Или Толстого? Или Достоевского? Что он будет с ними делать? И ещё в каждом современном фильме обязательно голые девушки. Разве такая «отчаянная» исполнительница сможет стать Наташей Ростовой? Или даже Мариной Мнишек? Происходит актёрская деградация. Понимают ли те, кто рвётся играть в фильмах про бандитов и сыщиков, что они выбрали профессию, принадлежащую культуре?! Если молодые артисты сегодня не защищены театральным репертуаром, в котором, слава богу, ещё живёт классическая драматургия, это — беда, если не полный профессиональный крах.

Народный артист СССР Евгений Самойлов в роли Пимена на съемках фильма «Борис Годунов» (режиссер Сергей Бондарчук).

Народный артист СССР Евгений Самойлов в роли Пимена на съемках фильма «Борис Годунов» (режиссер Сергей Бондарчук). Фото: РИА Новости/ Юрий Иванов

С моей точки зрения, актёры, пережившие Великую Отечественную войну, пусть и не воюющие на передовой, были способны создавать на экране образы истинных героев! Потому что это время было временем всеобщей народной трагедии и личным человеческим горем каждого. В каждом здравомыслящем, талантливом актёре оно запечатлелось навсегда. Именно такие артисты и актрисы могли выразить в полной мере высоту и силу духа. Вот чему нас научила драма прожитых лет.

***

Я никогда не имел никаких ценностей — ни машины, ни роскошной дачи, ни шикарных костюмов. Я прожил эту жизнь с замечательной семьёй, с любимой работой. У меня нет врагов. Может, потому, что я никогда не сплетничал, не писал кляуз, никому никогда не завидовал и не делал зла.

Трагедия Саши «Гарбо». История жизни актрисы Александры Завьяловой

Евгений Самойлов: биография

Первая роль в кино принесла Евгению Самойлову больше разочарования, чем удовлетворения. К 1936 году – году дебюта на экране – театральный актер успел сыграть и Чацкого в «Горе от ума», и Гришку Отрепьева в «Борисе Годунове». Артисту театра Всеволода Мейерхольда претила легкомысленность киноцеха.

Актер Евгений СамойловАктер Евгений Самойлов

Но поступило предложение от прославленного режиссера Александра Довженко: роль полковника Николая Щорса в одноименной ленте не только открыла актера зрителям, но и проложила дорогу в кинематограф для Самойлова. На протяжении века его талант раскрывался как на театральных подмостках, так и перед камерой. Любовь к кино передалась и детям – Татьяна Самойлова и ее брат Алексей также стали актерами. Последнюю роль легенда советского и российского кинематографа сыграл на 91-м году жизни.

ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА

Будущая звезда кино, известная на весь мир Татьяна Самойлова была старшей в семье. Она росла очень болезненной девочкой, сказалось военное детство. И была абсолютно не приспособленной к самостоятельной жизни. Это тот редкий случай, когда дочь по таланту была равна отцу, а, возможно, даже в чем-то его превзошла, но всю свою энергию без остатка отдавала ролям. На семью уже ничего не оставалось. Снималась Татьяна нечасто, но почти каждая роль была шедевром, признанным не только в СССР, но и за его пределами.

Хрущеву в свое время очень не понравилась ее героиня Вероника в «Летят журавли», он обозвал актрису крепким словцом, но после мирового признания Самойловой и самого фильма, наши критики поутихли. Но этот случай еще аукнется Татьяне в будущем.

Евгений Самойлов - биография и личная жизнь, фото актера

Татьяна Самойлова с отцом Евгением Самойловым и с первым (на момент съемок уже бывшим) мужем Василием Лановым в фильме «Анна Каренина» (1967)

В жизни Татьяны было четыре несчастливых брака, каждый из которых не продержался более нескольких лет. К сожалению, повторить в этом счастливую судьбу родителей, как ни старалась, она не смогла. В первом браке с Василием Лановым совсем еще юная Татьяна была вынуждена отказаться от материнства в угоду профессии, о чем, конечно, жалела. Тем не менее, матерью ей стать было суждено, в последнем браке с театральным администратором Эдуардом Машковичем у Самойловой родился сын Дима.

Как и предыдущие, этот брак распался. Татьяна была вынуждена содержать сына одна, оставив его своим родителям, а сама моталась с концертами по стране. Через несколько лет после родов Самойлова ушла из кино. Кто-то говорил, что виною тому меняющаяся внешность, кто-то отсутствие подходящих ее таланту предложений. Факт в том, что Татьяна надолго пропала с экранов и появилась снова только в самом конце 90-х. Конечно, это была уже не та Самойлова, которую приглашали в Голливуд, но талант никуда не пропал.

Евгений Самойлов - биография и личная жизнь, фото актера

Татьяна Самойлова с сыном Дмитрием

Дмитрий видел всю изнанку профессии изнутри, дрался за маму в школе, когда ее обзывали тем самым «хрущевским» словцом. А потому актером, несмотря на яркую внешность, он не стал. В 90-х Дмитрий уехал в Америку учиться на врача и так там и остался. Вскоре не стало и матери Татьяны, а в 2006, после смерти отца и отъезда брата во Францию, она осталась совсем одна.

В конце жизни Татьяне не удалось избежать скандалов вокруг своей персоны. Ее не стало в день своего 80-летия в 2014 году. Брат Алексей, несмотря на все недопонимания между ними, был рядом.

Биография

Первая роль в кино принесла Евгению Самойлову больше разочарования, чем удовлетворения. К 1936 году – году дебюта на экране – театральный актер успел сыграть и Чацкого в «Горе от ума», и Гришку Отрепьева в «Борисе Годунове». Артисту театра Всеволода Мейерхольда претила легкомысленность киноцеха.

Актер Евгений СамойловАктер Евгений Самойлов

Но поступило предложение от прославленного режиссера Александра Довженко: роль полковника Николая Щорса в одноименной ленте не только открыла актера зрителям, но и проложила дорогу в кинематограф для Самойлова. На протяжении века его талант раскрывался как на театральных подмостках, так и перед камерой. Любовь к кино передалась и детям – Татьяна Самойлова и ее брат Алексей также стали актерами. Последнюю роль легенда советского и российского кинематографа сыграл на 91-м году жизни.

Детство и юность

Актер родился в Петербурге в 1912 году, дата рождения – 16 апреля. Его мама была домохозяйкой, семью обеспечивал отец Валериан Самойлов, работавший на Путиловском заводе (сейчас – Кировский завод). В 1905 году с забастовки именно на этом предприятии началась история «Кровавого воскресенья». Много позднее в интервью «Аргументам и фактам» Евгений Самойлов вспоминал, что его отец рассказывал об участии в демонстрации 9 января. Шествие во главе с Георгием Гапоном расстреляли на его глазах, рабочему удалось спастись лишь чудом.

Евгений Самойлов в молодостиЕвгений Самойлов в молодости

Артист всегда с теплотой вспоминал о доме на Московско-Нарвской заставе, в котором жил в детстве. Это было одно из трех зданий на улице, и сразу за ним начинался парк Екатерингоф, в котором он любил проводить время. Другим излюбленным местом был Русский музей. Маленький Женя мечтал стать художником. Рисование и литература – предметы, по которым он получал высшие оценки, тогда как точные науки давались ему с трудом.

Любовь к искусству сыну привил отец. Валериан Самойлов с удовольствием проводил вечер за чтением книг для Евгения и его брата и водил подросших детей на спектакли Александринского театра. Старшеклассником Евгений Самойлов поступил в частное училище актерского мастерства, основал и преподавал в котором актер императорских театров Николай Ходотов.

Евгений Самойлов в молодостиЕвгений Самойлов в молодости

Планов покорять сцену за Самойловым не водилось – пошел сдавать экзамены, чтобы поддержать друга, но оказался зачислен. Визиты в «Александринку» стали чаще – театральное искусство затягивало юношу. И в 1930 году 18-летний выпускник Ленинградского художественного политехникума получил работу у Леонида Вивьена: режиссер собирал молодежную труппу для Ленинградского театра актерского мастерства. В 1934 году Самойлов переходит в Театр имени Всеволода Мейерхольда, несмотря на то, что прослушивание актер проваливает.

«Так оробел, что слова не мог сказать, — вспоминал актер позднее. — Он расхохотался и сразу предложил мне пойти в его театр — дал роль Пети в «Лесе».

За Островским последовали Гюго, Пушкин, Грибоедов. Самойлов получал главные роли. И в этот период артист решил откликнуться на сыпавшиеся предложения сняться в кино.

Фильмы

Его дебют – главная роль в лирической комедии «Случайная встреча», где его партнершей стала Галина Пашкова. Самойлов остался недоволен этим опытом и на пару лет отстранился от съемок в кино. Вернул его Александр Довженко. Режиссер, искавший актера для снимавшегося по заказу Сталина фильма «Щорс», заглянул к Мейерхольду на репетицию постановки по роману «Как закалялась сталь».

Евгений Самойлов в фильме «Щорс»Евгений Самойлов в фильме «Щорс»

Самойлов не был похож на персонажа сценария, не говорил по-украински и ни разу не садился на лошадь, но Довженко это не остановило. Отдача, с которой группа работала на съемках, личность Довженко и его мастерство впечатлили Самойлова настолько, что позднее он признается: именно встреча с режиссером «определила его актерскую судьбу на десятилетия вперед».

Театр Мейерхольда закрыли за то, что тот «скатился на чуждые советскому искусству позиции», а через несколько месяцев вышел «Щорс», за роль в котором Самойлов позднее получил Сталинскую премию. Востребованный и свободный от службы в театре, до начала войны актер успевает сняться в 5 картинах, в том числе – в комедии «Сердца четырех». Из-за легкомысленности ленты ее выпускают в прокат после завершения войны.

Евгений Самойлов в фильме «Сердца четырех»Евгений Самойлов в фильме «Сердца четырех»

В 1940 году Самойлов присоединяется к труппе Театра Революции (впоследствии переименован в Московский академический театр имени Владимира Маяковского), в котором прослужит до 1967 года. За 27 лет он воплотит на сцене образы Ясона, Гамлета, Олега Кошевого, Константина Рокоссовского, Серго Орджоникидзе.

Службу Мельпомене артист совмещает с работой в кино. В 34 года он вновь становится лауреатом Сталинской премии. Награда второй степени вручается за роль артиллериста Кудряшова в фильме «В шесть часов вечера после войны». Снятая Иваном Пырьевым лента не только показывала исторические события, но и отражала дух времени: персонажи картины, несмотря ни на что, верили в завершение сражений и возвращение мира.

Евгений Самойлов в фильме «В шесть часов вечера после войны»Евгений Самойлов в фильме «В шесть часов вечера после войны»

На двадцатилетие 1940-1960 годов приходится расцвет кинокарьеры Самойлова. Выходят 27 картин с его участием. Он работает с Пырьевым, Эрастом Гариным, Абрамом Роомом, Владимиром Басовым. Фильмография пополняется ролями генерала Скобелева в «Героях Шипки», получивших в Каннах приз за режиссуру, полковника Боброва в «Олеко Дундиче», командира батальона в «Живых и мертвых».

В 1967 году в Театре имени Маяковского меняется худрук, и 55-летний Евгений Валерианович уходит из труппы. Со следующего года он пополняет актерский ансамбль столичного Малого театра. Самой знаковой работой в кино этого периода становится роль полковника Марченко в эпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

Евгений Самойлов в фильме «Они сражались за Родину»Евгений Самойлов в фильме «Они сражались за Родину»

Картина выходит в 1975 году, и в карьере Самойлова наступает 9-летний перерыв. Лишь в 1984 году он возвращается на экраны в роли Петра Семенова-Тян-Шаньского: выходит фильм Юрия Соломина «Берег его жизни», основанный на биографии путешественника Николая Миклухо-Маклая.

В последнее двадцатилетие жизни актер появляется в пяти картинах. Завершающая работа – эпизодическая роль в телесериале «Спас под березами». Артист участвовал в съемках, несмотря на то, что ему исполнилось 90 лет.

Личная жизнь

Актер женился в 20-летнем возрасте. Его сердце покорила студентка инженерного факультета Ленинградского электромеханического института Зинаида Левина. Заключив брак в 1932 году, они прожили вместе 62 года. В 1994 году жена Евгения Самойлова скончалась.

Супруги воспитали двоих детей. В 1934 году родилась дочь, которую назвали Таней. Родители не предполагали, что их дочери уготована «звездная» судьба: роли в знаковых картинах, награды в Каннах и приглашение в Голливуд.

Татьяна Самойлова и Евгений СамойловТатьяна Самойлова и Евгений Самойлов

В 1945 году у пары родился сын Алексей. Он также пошел по стопам отца, но повторить славу его или сестры не смог. Отношения с Татьяной всегда были прохладными.

Актер Владимир Самойлов является однофамильцем Евгения Валериановича. Родственных связей между артистами нет.

Фильмография

  • 1936 – «Случайная встреча»
  • 1939 – «Щорс»
  • 1940 – «Светлый путь»
  • 1941 – «Сердца четырех»
  • 1944 – «В 6 часов вечера после войны»
  • 1947 – «Адмирал Нахимов»
  • 1951 – «Тарас Шевченко»
  • 1954 – «Герои Шипки»
  • 1958 – «Олеко Дундич»
  • 1964 – «Живые и мертвые»
  • 1970 – «Крушение империи»
  • 1972 – «Длинная дорога в короткий день»
  • 1975 – «Они сражались за Родину»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 2003 – «Спас под березами»

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий